В слове «новичок» безусловно присутствует изрядная доля негатива. Неумелый такой, ничего не знает, не понимает, озирается с диковатым видом. Но есть и большой скрытый потенциал, который особо ценят разработчики программных средств: новичок имеет свежий взгляд, абсолютно «незамутненное» сознание. Незамутненное в хорошем смысле: новичок ничего не знает о том, что же хотел сделать разработчик, а просто и непосредственно воспринимает то, что получилось на самом деле. Но… Свежесть впечатлений быстро проходит и вчерашний новичок становится в общий строй, не замечая больше всех тех особенностей, которые бросились ему в глаза в самом начале.
Но есть на счастье разработчиков такие новички, не хочется называть их «прожженными», которые аккуратненько так свои впечатления фиксируют и сдают потом куда следует. А куда? Да на суд общественности, конечно, и соответствующих органов. Которые отвечают за развитие увиденного. А потом уже они, конечно, все вместе чай пьют, задушевные разговоры разговаривают. Поехали?
1 Навигация, структура портала
Это именно та вешалка, с которой любой сайт начинается для всех новых пользователей. Потом они сажают себе в закладки какие-то внутренние страницы, наиболее для них интересные, протаптывают, так сказать, удобные дорожки. А новичок очень зависим от предложенной структуры и схемы навигации в осмыслении того, куда же он попал и что тут вообще есть – озирается, одним словом. Ему нужна прозрачная, логичная, выверенная структура, он очень к этому чувствителен.
Пометки, которые автор сделал для себя в процессе первого знакомства с навигацией по web-3.ru были таковы (оригинал сохранен для того, чтобы разработчики могли лучше понять состояние новичка):
=== Из «личного кабинета» eTXT.ru попадаешь на http://copywriting.web-3.ru/ т.е. на внутренний тематический. На этой странице нет текста «О проекте». А если перейти по лого в левом верхнем углу – то будет просто Веб3, без Копирайт. Там есть «О проекте», но в целом страница посвящена фотографии (EPhoto.web-3.ru - портал о цифровой фотографии) и там же набор ссылок, очевидно, сайты по темам авто и т.д. И с баннера (который в Кабинете) – тоже «не туда» ссылка – на «Новый пользователь». Но список авто и т.д. есть. ===
Потом пришло понимание внутреннего устройства портала и появились такого рода мысли:

  • Почему тематические сайты названы порталами? Такое название сбивает с толку. Логичнее было бы называть их именно сайтами. Тем более, что, например, сайт «Для авторов» сайтом и назван.
  • Среди порталов есть два особых: Копирайтеров и Авторов. Первый сориентирован на обслуживание eTXT.ru и поэтому, как представляется, является наиболее ответственным, важным с точки зрения общих задач проекта. Так почему бы не выставить его первым и в списке порталов, подчеркнув тем самым его особое значение. Второй (для авторов) – универсальный, нужен всем, но не показан в общем списке порталов – спрятан в ссылке «хотите стать экспертом?». Пусть эта ссылка остается, но и в списке порталов он должен быть. И тоже на особом месте. Пусть на втором – после Копирайтера.
  • Почему портал по фотографии оказался как-то впереди всех?
  • Почему нет программной статьи «О проекте»?

2 Отношения с eTXT.ru
Web-3.ru есть часть eTXT.ru или это самостоятельный проект? Он, как видно по всему, должен приносить некоторый доход (посещаемость – реклама), хотя это не кажется основной его задачей. Главное, наверное, что это вспомогательный ресурс для eTXT.ru. Решающий определенный задачи для его участников. Каковы тогда критерии его успешности? Цель? Это должно быть как-то определено (статья «О проекте»?) Причем, очевидно, в двух частях: и для посетителей, и для своего персонала (экспертов).
Нас интересует посещаемость web-3.ru участниками eTXT.ru? Еще бы! Но тогда должна быть реклама, а вернее, настоятельные рекомендации для новичков eTXT.ru, чтобы обязательно познакомились с web-3.ru перед началом работы. Это сэкономит их силы, даст правильное направление, заложит основы профессионализма. Возможно, нужен курс обучения или рекомендованный порядок знакомства с web-3.ru. Или, скажем, какой-то буклет, презентация, дающие характеристику возможностям и задачам основного портала (то есть портала порталов). И аннотации тематическим порталам («сайтам», заметим еще раз, звучит куда лучше, да и по сути правильнее).
3 Эксперты
Конечно, они разбираются во многих вещах лучше других посетителей и в этом смысле эксперты. Но ведь это не главное. Главное – они редакция. Отвечающая за определенный портал-сайт. Под руководством главного менеджера. Но и это не просто менеджер, потому что он не просто управляет персоналом, как, например в парикмахерской или на оптовой базе. Он формирует сайт как информационный объект. А значит, у него должна быть своя редакторская концепция (сложившееся в журналистике понятие), видение развития сайта именно в этом отношении. Почему главврач поликлиники или главный редактор городской газеты не называются директорами этих учреждений? Потому что их работа, конечно, менеджерская, управленческая, но только отчасти. Есть большая специфика этих должностей, которую потому привыкли отражать в названии, что она важнее для успеха всего дела.
А редакторы отделов (направлений) – это агенты главного редактора на определенных, выделенных им участках работы. Проводит границы, конечно, он сам. Исходя из своего видения и будущего сайта, и способностей конкретных работников.
Но литературный редактор, а в масштабе портала порталов – главный литературный редактор, это очень и очень желательно. Все говорят о важности грамотной речи. А кто за это отвечает? Кто должен строить в этом направлении работу всего портала. Главный литредактор. Или заместитель главного по литчасти.
Ну, авторы – тут все понятно и привычно. И стажеры на роли (статусы) авторов. Опять же, они, конечно, новички, но если говорить о смысле их работы, то это же стажировка. Набор опыта. Учеба в процессе выполнения первых заданий редакторов отделов, ну, или инициативных публикаций. Новичок – это констатация, стажер – установка на завоевание определенных профессиональных рубежей.
4 Мотивация для начинающих
Условия заработка на web-3.ru в соответствующем разделе прописаны, как представляется новичку, весьма скрупулезно. Но – с точки зрения тех, кто уже в этом всем хорошо и давно разобрался. Вполне возможно, что то же самое по сути можно оформить несколько иначе по форме. А вернее, дополнить то, что уже есть и хорошо воспринимается одной категорией начинающих, имеющей в этом отношении определенный опыт, еще кое-чем в облегченном или адаптированном стиле - для совсем сырых.
Например, данные о реальном заработке копирайтеров. Пусть обезличенно, пусть в каких-то относительных единицах, чтобы не светить то, что светить не нужно (тут нужна будет помощь юриста, я думаю). Десятка лидеров что-то дает в этом смысле, но, по-видимому, можно сделать это более объемно. И, что самое важное в этом смысле, для нижней части списка.
Ведь новичок может даже не мечтать, что он когда-то попадет в топ-10. А на что он может надеяться со своим уровнем подготовки сегодня и завтра? При каких условиях? Как быстро сможет продвинуться и насколько? В принципе, этому посвящен весь портал (и особо – Копирайтер), но конечный результат, выход в виде заработка – это должно маячить перед глазами новичка реально, понятно и с самого начала. Сверхзадача – сделать так, чтобы непринужденно и убедительно показать новичку, что:

  • Доход определяется литературным талантом + копирайтерской квалификацией (включая грамотность, но не только) + знаниями в проблемной области; и если первое вряд ли можно как-то измерить (кстати, все согласны, что до определенного уровня заданий это не так уж важно), то второе и третье достигаются трудом и только трудом; портал дает возможность пройти этот путь, но только возможность - воспользоваться ею каждый должен самостоятельно.
  • Упорство и трудолюбие при средних литературных способностях обязательно выведут на средний уровень дохода; это 100%-я гарантия; времени может понадобиться больше или меньше, но такой результат обязательно будет.
  • «На шару», как обещают в сетевом маркетинге или на Форексе, не будет ничего; лучше даже не начинать – web-3.ru место для тех, кто собирается все время учиться работать завтра лучше, чем вчера; подставлять руки для манны небесной нужно где-то в другом месте.

5 Мотивация для продвинутых
Да, в начале становления web-3.ru это не так важно, но со временем будет приобретать все большее значение. Почему опытный копирайтер должен интересоваться участием в web-3.ru, когда, при каких условиях и в каких формах? Это нужно сначала определить, а потом обеспечить. Так как иначе не будет «подпора» желающих и процесс затухнет. Все, кто испытывал определенный природный энтузиазм, высказались и запал кончился. Штатные сотрудники, которых в принципе не может быть много, вопрос не решат – нужно обеспечить «тягу», постоянный интерес продвинутых участников eTXT.ru к тому, чтобы они принимали участие в работе web-3.ru. Ну, и «чужаки» тоже нужны – они будут втягиваться в атмосферу eTXT.ru и, глядишь, мигрировать со своих старых бирж на eTXT.ru.
Надеяться на естественное стремление быть на виду в своей среде, самоутверждаться как профессионалу? Тогда Доска почета, привлечение внимания Заказчиков в различных формах. Деньги (призы, конкурсы) – сомнительно, вряд ли заработок на web-3.ru может компенсировать отрыв от основной работы. Ну, естественно, всегда нужно что-то вроде рекламы, приглашения со стороны штатного персонала, анонсы. Это как обеспечение информационного канала, а вот по поводу мотивации – тут нужно с продвинутыми и работать, исследовать, что бы их могло заинтересовать в этом смысле?
Один из вариантов: четвертый рейтинг автора (в дополнение к рерайту, копирайту и СЕО). Но нужна методология, алгоритм. Продуманный на основе именно тех целей и задач, которые администрация сформулирует для web-3.ru. Но на web-3.ru есть свой рейтинг авторов. Да, а как он соотносится с рейтингом на eTXT.ru? Должно быть так, чтобы ни у кого из новичков никаких вопросов на эту тему не возникало. У них должно появляться стойкое желание завоевать этот рейтинг – так, наверное?
Особая проблема: отношения между личными блогами копирайтеров (внешними), блогами в составе web-3.ru (внутренними), набором статей на продажу и статьями в составе web-3.ru. Представить себе все эти взаимосвязи непросто. Но нужно. Для того, чтобы понять: кому, в каких случаях и почему выгодно (приятно, удобно, интересно?) работать по той или иной схеме. Прежде всего сформулировать это для самих себя и поделиться с сообществом. Оно покритикует. И осмысление продвинется.
6 Кому адресованы вопросы?
Действительно, их набралось уже прилично, но они не риторические. На них должен давать ответ документ типа «Проект». На двух уровнях, как мы отмечали выше. Для посетителей (верхушка айсберга, хотя по объему, возможно, и большая его часть) и «для служебного пользования», т.е. для своего персонала, экспертного и менеджерского корпуса. Без проекта можно в начале пути, как и без организационной схемы или должностных обязанностей для персонала. Но по мере того, как проект растет, и в том случае, если он хочет расти и дальше, без этого не обойтись. Я не знаю, в каком состоянии реальный проект web-3.ru, т.е. насколько актуальны эти вопросы сегодня, но поставить-то их нужно было? А отбросить, ну, или отложить ответ до лучших времен – это всегда можно сделать.
Вторая часть проблемы: программа на 2010г. Перехода из состояния «январь» (или «апрель») к состоянию «декабрь», от «что имеем на сегодня» к «что хотим иметь к концу года». Интересно было бы знать отношение к этой идее – как сообщества, так и администрации.
7 Резюме.
Автор видел свою задачу лишь в том, чтобы донести свои свежие впечатления до более профессиональной и опытной в отношении поднятых вопросов аудитории. И, конечно, рассчитывал на отклик. В виде комментариев к этой публикации и новых статей по отдельным наиболее важным вопросам. Ведь web-3.ru для этой дискуссии подготовил, кажется, все, что нужно. Но автор берет обязательство в кусты не прятаться, все отклики на эту публикацию, критику и поддержку его позиции систематизировать и представить сообществу уже более-менее обобщенный взгляд на поднятые вопросы, а не только свой.
А продолжение в части свежих впечатлений – во второй части (см «ссылка»). Там речь пойдет о портале (сайте) копирайтера, он, как уже отмечалось, безусловно играет особую роль и заслуживает поэтому особого внимания.
 

(0 голосов)

volkov5890

Спасибо за вопросы и ответы. Которые подняты в статье.Очень полезная статья.Надеемся с вашей помощью. Новичок.

8 января в 01:01

fad

Спасибо за столь подробный анализ, вопросы подняты очень серьезные. И мы будем их обязательно решать. Надеемся с вашей помощью.

29 июня в 02:06