Что такое "качественный контент" знает каждый заказчик. И хотел бы, чтобы его видение этого качества разделяли те, копирайтеры, с которым он работает. Мы уже говорили на эту тему здесь: http://copywriting.web-3.ru/articles/?act=full&id_article=2672 . А в этой статье хотелось бы затронуть другой вопрос. Именно тот, что вынесен в название. Действительно, значение эффективной коммуникации переоценить трудно в любом деле, не исключение и вопрос о качественном контенте. Тем более, что Заказчик об этом говорит сегодня вслух  http://www.free-lance.ru/commune/?id=1264&site=Topic&post=1645197&om=0

1      Кто с кем коммуницирует ?

Прежде всего отметим, что с одной стороны может выступить или Заказчик, или Контент-менеджер. А с другой – или Копирайтер, или Автор. (С прописной, чтобы подчеркнуть, что это конкретные роли, определенные наборы функций, прав и обязанностей, способов действия.) У каждой из этих ролей есть своя специфика и, соответственно, это может повлиять на коммуникацию. Поэтому мы будем говорить о лишь о Контент-менеджере (КМ) и Копирайтере (КР) как ролях, наиболее соответствующих интересующим нас условиям.

Отметим только, что с КМ повторяется все то, что имеет место в общем случае, когда владелец бизнеса решает, нанимать ли ему профессионального управленца или же самому выполнить все его функции. Да что тут сложного – сами что ли не справимся? Точно так же и с  контентом. Если владелец берет на себя задачу самостоятельно определить, что нужно для успеха наполнения его новенького сайта, и, соответственно, заказать пару-тройку «интересных статеек» толковому копирайтеру, то…

Тут уместно будет сравнить бодибилдера и сухого жилистого боксера. Если нужно сделать пару фоток (показать где-то кому-то, что, мол, есть у нас сайт, есть, денежки вложены) то бодибилдер подходит лучше. Если же нужно именно «вдарить как следует», да еще и не раз (поднять продажи, закрепиться на рынке, сформировать надежную клиентуру), то нужен боксер. То есть, именно профессионал, специалист. Но это так, к слову, а наша тема – коммуникация, вот к ней и перейдем.

В общем виде можно сказать, что коммуникацию КМ - КР можно представить себе состоящей из таких разнородных, но одинаково важных составных частей:

·         ТЗ (техническое задание) в узком смысле или технология разработки в широком;

·         организационный инструмент (органайзер, средство группового планирования и контроля);

·         коммуникационная среда;

·         и, наконец, культура общения

Все эти части очень разные, но, тем не менее, представляется, что именно они и определяют успех или неуспех этой самой коммуникации.

2      Технология разработки

Мы отметили выше, что речь в данном случае идет о ТЗ - техническом задании, которое совсем неслучайно называют именно таким сокращенным словом. Ведь ТЗ в полном, развернутом виде - это часть некой технологии или, другими словам, системы документации. Например, 19, 24 или 34 по ГОСТ. В фирменных технологиях применялось также название "спецификация", но нам, очевидно, достаточно будет и отечественных. Которые, конечно, не могут быть применены в случае производства контента в полном объеме, но по духу, частично, так сказать - вполне.

А Аджайл может? Почему нет. Да любая технология может быть применена. Но если речь идет о качественном контенте, то тогда эта самая технология должна быть сформулирована, определена в явном виде. И формат ТЗ должен быть определен именно таким образом, как это нужно в рамках данной технологии, и именно как ее важная составная часть. Но если речь идет о некотором количестве килотекста для известных целей - то, конечно, можно вполне обойтись и без ТЗ. Или с условным, сокращенным вариантом, скажем, по образцу одной из бирж контента.

Кстати, название ТЗ, если уж прописывать его в рамках какой-то системы документов, вполне можно заменить на что-то другое. Например, Концепция сайта или Проспект наполнения контентом - дело не в названии. Дело в понимании того, что задание копирайтеру должно быть формализовано.

И второй важный в этом смысле вопрос - о ролях участников процесса. Без них технология не может состояться никак. Точно так же, как и с ТЗ, роли эти должны быть более-менее четко прописаны. Кем? Хороший вопрос.

Идем дальше. Первая и вторая редакция – стоит это определить? Момент и способ наполнения графикой? Источники для рерайта или просто образцы - по стилю, объемам, вообще атмосфере или еще каким-то характеристикам. Бенчмаркинг, так сказать.

Вряд ли мы сможем перечислить здесь все то, что можно и нужно решить в связи с технологией разработки, но нет никаких сомнений, что именно она и заложит фундамент эффективной коммуникации. Если будет продумана и определена. Если нет – все на усмотрение сторон…

3      Органайзер

Коль скоро мы заговорили о технологии, то, очевидно, она должна будет опереться на какой-либо программный инструмент. Для того, чтобы знать форму плановых заданий, график контрольных точек, сессий или совещаний – ну, все эти категории можно определить по-разному, вернее, назвать по-разному в соответствие с духом этой самой технологии. Суть будет одна: поддержка определенного уровня организации разработки. И программный инструмент будет в любом случае. Альтернатива: нечеткость, неразбериха, взаимное непонимание – вообще, мрак и бескультурье.

3.1      MSOutlook

Отлично известный всем нам инструмент, кто еще не освоил – можно сделать это быстро http://trainingi.web-3.ru/other/msoutlook/?id_article=1338&act=full.  В качестве первого этапа лучше не придумаешь. Второй – выход на SharePoint или какую-то другую систему поддержки групповой работы.

3.2      MSProject

Очень мощный профессиональный инструмент, и у меня есть большие сомнения, что о нем можно говорить на первом этапе. Но не упомянуть нельзя, потому что в его рамках коммуникация КМ – КР приобретает еще более четкий и регламентированный характер. Это уже полностью что-то в духе фабрики текстов. Сейчас их нет, по-крайней мере, автору они не известны, возможно, читатель подскажет. Но это сегодня, а завтра?

3.3      Teamer

Нельзя не упомянуть о таком сетевом продукте как Teamer. Сходите на этот сайт ( http://www.teamer.ru/login/ ), познакомьтесь с его возможностями. Просто, наглядно, но четко и дисциплинированно.

3.4      Бесплатные органайзеры и социальные сети

Конечно, можно воспользоваться и такого рода механизмами. И об этом тоже нужно сказать. Но, к сожалению, у автора нет опыта использования этих средств в русле задач контент-менеджмента, поэтому мы оставим здесь место для тех из наших коллег, кто захочет рассказать о подобном опыте.

4      Коммуникационная среда

Скайп, ICQ – это, очевидно, безальтернативные средства коммуникации в качестве основных. И E:Mail  для подстраховки и придания процессу дополнительной четкости и надежности.

Нет нужды подчеркивать, что Скайп дает возможность голосовой связи. А также и видео, причем, наверное, здесь не так важно видеть лицо собеседника, как быстро и адекватно обмениваться мнениями по поводу того, что находится на экране его компьютера.

ICQ обладает более скромными возможностями, но по традиции, сложившимся уже привычкам продолжает и может продолжать играть определенную роль. Возможно, как запасной вариант, ведь Скайп имеет некоторую привычку иногда падать.

Виртуальный офис – мощная концепция, о которой стоит, наверное, поговорить отдельно. Это, несомненно, нечто большее, чем просто требование или рекомендация постоянного контакта в избранной коммуникационной среде.

5      Культура общения

Да, все, что психологи наработали в области продаж…

Действительно, общение в этой части бизнеса так подробно рассмотрено разными авторами, что даже обидно, но все это нам не пригодится. Может быть, ведение переговоров? Тоже не то.

То есть, все это в какой-то степени подходит для начала, но нужно, очевидно, и здесь говорить о том, что данная область производственного общения только складывается. Со своей спецификой, со своей историей, хотя и недолгой. И со своим будущим, очень перспективным. Поэтому нужно уделить ей какое-то внимание, поискать способы повышения эффективности, обратить внимание на конкретный опыт. Ожидая, когда все те же психологи обратят внимание на эту новую площадку для применения своего научного аппарата и поставят все в этом вопросе на свои места. Пока же просто отметим, что есть такой важный компонент общей коммуникационной системы и о нем не стоит забывать в практической работе.

Итак, выстроить эффективную коммуникацию, как видим, совсем непросто. Есть над чем подумать тем контент-менеджерам, которые склонны не просто раздавать задания копирайтерам, а еще и заботиться о длительном и плодотворном сотрудничестве в рамках своей команды.

(0 голосов)