В работе фрилансера важным моментом является общение с заказчиками. От первых впечатлений зависит, возьмет ли вас заказчик исполнителем или нет. В этой статье я расскажу вам, как правильно общаться с заказчиком при работе фрилансером.

как правильно общаться с заказчиком

У всех фрилансеров были ситуации, когда с заказчиком не сложились хорошие отношения с самого начала, или же после выполнения заказа больше не хотелось работать с этим заказчиком. Все это из-за того, что вы изначально начали неправильно общаться и первое впечатление о вас у заказчика сложилось не очень хорошее, или же заказчик вел себя неадекватно и вы сами отказались от проекта. Далее мы рассмотрим основные правила при общении фрилансера с заказчиком и, я надеюсь, вы сделаете выводы и впоследствии будете знать, как правильно общаться с заказчиком и развивать дальнейшее сотрудничество со многими заказчиками. Я назвал этот свод правил так: «Как правильно общаться с заказчиком»

1. Не пропадайте. Самой распространенной ошибкой фрилансеров является то, что при работе над заказом они могут исчезнуть на долгое время. Это наталкивает заказчика на мысль, что человек не справляется с заданием, поэтому скрывается. Поэтому следует всегда быть на связи с заказчиком и при возникновении малейших вопросов сразу обращаться к заказчику за уточнением. Это покажет заказчику, что вы хороший исполнитель и он обязательно обратиться к вам еще раз. Данный пункт является самым важным в правилах «Как правильно общаться с заказчиком».

2. Никогда не меняйте «правила игры». Если вы взялись за проект, то никогда не пытайтесь изменить цену (даже если эта цена будет меньше). Если вы в портфолио указали, что никогда не работаете по асоциальным темам, то ни при каких обстоятельствах и никому не стоит делать исключений. Если вы изменяете стоимость своей работы, то заказчик может подумать, что вы не знаете цену своим услугам, а значит с вами можно торговаться. Также, любое изменение условий работы с вашей стороны может показаться заказчику проявлением непрофессионализма и, впоследствии, отказом от работы с вами. Это еще одно правило правильного общения с заказчиком.

3. Дружба с заказчиком неуместна. Ни при каких обстоятельствах не допускайте фамильярностей с заказчиком. Если заказчик называет вас на «ты», то все-равно соблюдайте субординацию и не отходите от норм вежливого общения. Никогда не сообщайте заказчику ненужную информацию о себе: какие у вас проблемы, как началось ваше утро, ваши увлечения. Это совершенно неуместно и некорректно. В случае, если заказчик сам начал делиться проблемами личной жизни, то не стоит вступать в дискуссию, отписывайтесь смайлами. Это третий пункт правил «Как правильно общаться с заказчиком».

4. Не показывайте заказчику наполовину готовый материал. Не следует отсылать заказчику план, заметки, «скелет» текста или не до конца нарисованный баннер. Ни один заказчик не нуждается в этом. Если заказчику потребуется пошаговый отчет, то он обязательно об этом сообщит. Если вы нарушаете это правило, то вы начинаете напрягать заказчика и вынуждаете его заранее давать оценку еще незаконченной работе.

5. Право выбора. Исключайте для заказчика право выбора. Часто бывает, что исполнитель готовит сразу 2-3 варианта задания и отправляет их все заказчику. Этого делать не стоит. Если в задании указано, что вы должны предоставить два варианта, то даже 3 варианта будут уже излишними.

6. Ваши оправдания. Никогда не оправдывайтесь перед заказчиком. Ведь с каждым бывает: ошиблись при выполнении ТЗ, перепутали, забыли что-то сделать. Не идите с повинной, пока к вам не были предъявлены претензии, они могут и не возникнуть. Если же претензии к вам возникнут, то просто переделайте работу молча, без лишних оправданий. Такое поведение уничижает вас и ваши способности.

7. Обоснование действий. В основном это касается длительных проектов. Вы обязаны отчитываться о выполненной работе. Отчет о работе – это не предоставление незаконченных и сырых материалов. Отчитываться нужно о своих действиях и затраченном времени, если вы выполняете задание несколько недель. Также вы должны уметь четко объяснить, почему вы установили именно такую стоимость за услуги или, почему используется в работе именно эта программа. Если вы проигнорируете данный пункт правил «Как правильно общаться с заказчиком», то к вам появятся претензии со стороны заказчика.

8. Нет посредничеству. Если у вас нет никакого опыта в посредничестве, то не стоит браться за продажу чужих услуг. При неумелом предоставлении посреднических услуг вы можете потерять свои деньги, если работа будет выполнена некачественно или вовсе не выполнена.

9. Ведите переговоры. Даже если вам кажется, что шансы потеряны, не стоит бросать вести переговоры. При возникновении неприятной ситуации выясните спокойно, на каком именно этапе произошел сбой. Никогда не обвиняйте и не спорьте – это только усугубит проблему.

10. Не заставляйте заказчика ждать. Это еще один пункт правил «Как правильно общаться с заказчиком». При выполнении работы сразу же отправляйте ее заказчику. Если вам задали вопрос, то отвечайте немедленно. Нужно, чтобы ждали вы, а не вас. Если же вы постоянно вынуждаете заказчика ждать, то он может посчитать вас непорядочным человеком и может разорвать с вами все связи.

11. Слушайте заказчика. Всегда слушайте желания заказчика и выполняйте все в точности, как он хотел. Иначе потом придется очень долго доказывать клиенту, что он хотел именно так, а не иначе. И впоследствии вы можете потерять клиента.

12. Вопрос оплаты. При первом общении с заказчиком не стоит ему первым делом говорить что вы работаете по предоплате. Если вы сразу начинаете с этого, то вы вызываете неприязнь у заказчика. Лучше обсудите этот вопрос позже, а если заказчик против предоплаты, то можно найти другой вариант оплаты, например, оплата по частям, подневная оплата.

13. Портфолио. Составьте свое портфолио и при первом требовании давайте его полностью для просмотра заказчику. Иногда бывает, что заказчик работает по нескольким направлениям и может вы заинтересуете его еще по какой-либо теме.

14. Не обещайте заказчику нереальных сроков.

Ну и самое главное правило в общении с заказчиком – это адекватность. Мы рассмотрели все правила из разряда «Как правильно общаться с заказчиком». Если вы будете придерживаться этих правил, то у вас появится очень много постоянных и счастливых заказчиков, которые начнут советовать вас своим знакомым.

(7 голосов)


Анна А

Я поражаюсь - и это безграмотная писанина является напутствием копирайтеру? Нет, по содержанию вроде все так, но если уж позиционируете себя как наставник, то пишите грамотно. Жуть, глаза спотыкаются.

4 апреля в 11:04

Нилюфар, а что?

правило правильное) Хм, я в шоке)

9 ноября в 06:11

Lil Siztah

"вы изначально начали" - хтой это писал-та? Куча помарок, корявость, непроставленные запятые... Мдя.

23 августа в 01:08

Darya Yurasova (chessq)

спасиибо за информацию

1 июня в 01:06