Здравствуйте, уважаемые web-райтеры! К сожалению, ввиду технических сложностей я не смогла сделать качественную запись урока на тему «Волшебная сила оформления текстов», а потому предоставляю этот материал в письменном формате.
Многие райтеры не понимают всю важность оформления текстов, но красиво оформленные тексты обладают несколькими конкурентными преимуществами перед текстами неоформленными:
- Вызывают меньше претензий заказчиков;
- Выглядят более профессионально;
- Выгоднее смотрятся в портфолио;
- Их легче и приятнее читать.
Если вы хотите, чтобы ваши тексты получили все эти конкурентные преимущества, то этот урок вам будет полезен.
И первое, о чём я хочу поговорить, это абзацы. Не забывайте разбивать свои тексты на абзацы! Сплошная простыня никому не интересна, она сложно читается, напрягает глаз. Ваша же цель заключается в том, чтобы облегчить процесс чтения текста, вы не должны напрягать своего читателя, это эгоистично с вашей стороны.
Помните: люди по натуре своей ленивы, и вы должны сделать всё для того, чтобы заставить их перебороть свою лень и дочитать ваш текст до самого конца. Разбивка на абзацы помогает вам это сделать. При этом все абзацы должны быть разными по величине – это помогает избавиться от монотонности. Если вы отправляете текст через специальную форму на биржах, вам придётся ставить дополнительный пробел между абзацами, потому что форма «съедает» один пробел и заказчик получит простыню. Ну, а перед отправкой текстов через биржу не ленитесь нажимать на кнопочку «предварительный просмотр» - посмотрите, что ваш заказчик получит.
Это первое, что важно учитывать при оформлении текстов. Ну, а теперь перейдём непосредственно к инструментам оформления текстов. Мы будем рассматривать следующие инструменты оформления:
- Подзаголовки;
- Выделения;
- Инструменты облегчения текста. Их я выделила в отдельную категорию, потому что таких приёмов несколько, а объединяющим началом является конечная цель – они призваны облегчить текст.
Начнём мы с подзаголовков, потому что это самый мощный, самый главный инструмент.
Подзаголовки
Подзаголовки выполняют сразу несколько важных функций:
—улучшают архитектуру текста;
— «цепляют» читателя, интригуя его;
— дают краткую информацию о содержании всего текста;
—служат отличным инструментом оптимизации текстов.
Как видите, подзаголовки являются очень важным элементом текста, без них текст будет пустым, неинтересным, сухим, да и малоэффективным. Но как же сделать так, чтобы подзаголовки выполняли все эти функции одновременно? Первые три функции они легко могут выполнять одновременно, ведь вряд ли кого-то затруднит составить подзаголовки, которые одновременно смогут информировать читателя, заинтриговать его, зацепить и улучшить архитектуру текста (одно только присутствие подзаголовков улучшает архитектуру текста).
А вот с последней функцией у многих возникают сложности. Не просто одновременно создать красивый, интригующий подзаголовок, который одновременно способствовал бы оптимизации текста. На самом деле всё не так сложно, как кажется на первый взгляд. И решить поставленную задачу нам поможет двойной подзаголовок. Рассмотрим этот принцип на примере.
Наше ключевое словосочетание - «Окна в Москве». Тексту на эту тему можно дать оригинальное название — «Откуда дует ветер». Проблема в том, что сюда никак не впишешь эти самые «окна в Москве». Тогда мы применяем метод двойного подзаголовка, и у нас получается: «Окна в Москве — откуда дует ветер». Этот ваш подзаголовок выполнит сразу все функции.
Это то, что касается подзаголовков. Теперь мы подытожим всё вышесказанное. Итак, подзаголовки выполняют 4 главные функции. Они:
- Улучшают архитектуру текста – значит, в обязательном порядке должны присутствовать в тексте объёмом более 1000 символов;
- Информируют о содержании текста – значит, в них вы должны дать краткую характеристику той части текста, к которой относится подзаголовок или использовать интригу, которую раскроет эта часть текста;
- «Цепляют» читателя – значит, они должны быть оригинально составлены, нести информативный характер;
- Оптимизируют текст – значит, вы должны использовать в них ключевые слова. При этом в самом тексте, к которому относится ваш подзаголовок, обязательно должно присутствовать ещё хоть один раз то же самое ключевое слово, что и способствует оптимизации.
Ну вот, это всё по подзаголовкам, теперь поговорим о выделениях.
Выделения
Можно выделить 2 основные категории выделений. Это:
Выделения шрифтом – выделение жирным шрифтом, выделение курсивом, подчеркивание, вычеркивание.
Выделение цветом–выделение текста и выделение фона.
Выделения |
|||
Выделения шрифтом |
Выделения цветом |
||
Тип выделения |
Использование |
Тип выделения |
Использование |
Выделение жирным шрифтом |
Заголовки, подзаголовки, ключевые слова, слова, словосочетания и фразы, на которых необходимо сделать акцент. К примеру, если вы пишете статью-совет, то в ней жирным можно выделить то, что нельзя делать. Для того, чтобы прочувствовать, в какой части текста и какие выделения использовать, постарайтесь прочитать текст вслух. И там, где вы хотите немного повысить голос, – выделяйте жирным шрифтом. Если вы хотите в тексте сделать акцент на каком-то моменте, а потом поддерживать внимание читателя на этом самом моменте, выделите его сначала жирным шрифтом и курсивом, а потом, когда по тексту будут встречаться фразы, связанные с той деталью, на которой вы хотите заострить внимание читателя, – выделяйте её курсивом.
Пример: пишете вы о подарках любимой девушке, первую фразу «Подарок любимой
|
Выделение шрифта |
Чаще всего этот тип выделения используется в заголовках и подзаголовках. При этом использовать необходимо насыщенные, но неяркие, неброские цвета. Идеально подходят оттенки голубого, синего, зелёного цветов, могут быть оттенки красного, бордового – но неяркие. У читателя не должно пестрить в глазах, вы должны снимать напряжение с его глаз, а не напрягать их. |
Подчеркивание |
Это выделение не так часто используется, его применяют тогда, когда хотят поставить очень яркий акцент. Если в качестве примера опять же взять текст в виде советов, и там встречается фраза, в которой говорится о том, что запрещается делать, это можно подчеркнуть. Подчеркиваются иногда и заголовки. |
||
|
Используются в текстах, которые носят лёгкий и непринуждённый характер. Если вы используете какую-то поговорку или пословицу, и хотите её немного видоизменить – можете вычеркнуть то слово, которое изменяете и на его место поставить своё. Это делается для того, чтобы дать понять читателю, что вы не претендуете на авторство этой поговорки. Если вы пишете эмоциональный текст, в котором логично использовать не совсем литературное слово, но ввиду этических соображений этого делать нельзя, вы его можете написать и зачеркнуть, рядом же вставить другое слово. Этот приём можно использовать для придания тексту ироничного характера. |
Выделение фона |
Чаще используется для выделения целого блока текста. Часто этот тип выделения используется в продающих текстах – таким методом выделяются отзывы о продукте. При этом цвет фона нужно очень аккуратно подбирать. Оптимальным цветом является жёлтый, но неяркий.
Помните!С цветами нельзя переигрывать, ими необходимо пользоваться очень аккуратно, не нужно делать свой текст красочным. Все выделения, которые мы делаем, делаются для того, чтобы привлечь внимание читателя к какой-то определённой части текста. Если весь текст будет выделен, где шрифтом, где цветом, эта цель не будет достигнута, внимание читателя рассеется. |
Курсив |
Этот тип выделения используется для придания эмоциональности. |
Как при помощи выделений сделать акцент на достоинствах и скрыть недостатки?
Это делается в продающих текстах, в части предоставления выгод потребителя. Для того чтобы сделать акцент на выгоде, мы её выделяем жирным шрифтом. Если у товара, о котором вы пишете, есть какой-то недостаток, о котором ну никак нельзя не упомянуть, он описывается серым цветом. Причём в этом случае необходимо в не самых значимых частях текста также использовать серый цвет, но не очень тусклый, иначе читатель будет внимательно вчитываться в этот текст. Тогда подсознательно потребитель посчитает, что то, что написано серым цветом, – не важно, значит, и эта часть, в которой написано о недостатке, тоже не важна. Можно использовать не только серый цвет, но и любой другой, который неприятен глазу, который не хочется читать. Это может быть какой-то грязный цвет, но оттенок должен быть тускловатым. Его тональность должна быть где-то на полтона ниже основного текста.
Инструменты облегчения текста
Эти инструменты чаще всего используются в длинных, сложных для понимания текстах, где даётся сложная для понимания информация. Начнём мы с самого простого инструмента – перечислений.
Перечисления используются во многих текстах. Если это рецепт, то тут перечисляются ингредиенты. Если это описание интернет – магазина, то перечисляются товары. Часто райтеры совершают типичную ошибку: перечисления они пишут в одну строчку через запятую. Такие перечисления сложно читаются, читатель постоянно спотыкается о запятые и просто сбивается с самой сути. Для того чтобы этого не происходило, перечисления необходимо выделять из основного текста и каждый перечисляемый предмет писать на отдельной строчке. При этом для того, чтобы в строчке не стояло сиротинушкой одно слово, давайте ему пояснение, определение, расскажите о достоинствах этого товара. Так читатель сразу поймёт, что до него хотят донести, его глаза не начинают бегать со строчки на строчку, и он не забывает о том, к чему все эти слова относятся, а значит, текст будет воздействовать более эффективно.
Вы можете спросить: а что делать, если товаров или тех предметов, которые необходимо перечислить, слишком много? Не уделять же каждому из них отдельную строчку и уж тем более не писать же к каждому из них пояснение. В этом случае вы перечисляете основные предметы и комментируете их, а затем пишете: «Также у нас вы можете купить…». Таким образом, при помощи основного перечисления вы приковываете внимание читателя к описываемому предмету и подготавливаете его к сухому перечислению. Да и перечислять абсолютно все товары интернет-магазина смысла нет. Нужно сделать акцент на основных категориях, нельзя перегружать читателя информацией.
И последний момент. Когда вы делаете перечисление с каждой новой строки, начинайте её с какого-то символа. Пусть это будет тире, или жирная точка, или стрелочка, или галочка – что бы то ни было, но перечисление должно начинаться с какого-то символа. Можно использовать нетрадиционные символы – денежные знаки, простые картинки, кнопочки. Но делать это можно в том случае, если эти символы вписываются в тематику вашего текста. При помощи этих символов текст делается живее и ярче.
Классификация— это один из самых мощных инструментов облегчения текста. При помощи классификации вы систематизируете информацию, разжёвываете её и подаёте своему читателю.
Я очень часто использую классификацию в постах для своего блога, именно поэтому мне удаётся даже самые сложные вещи раскрывать доступно и легко. Классификация – это та работа, которую вы должны произвести самостоятельно. Делается это в том случае, если в одном тексте вам необходимо рассказать сразу о нескольких предметах. Для того чтобы не упустить внимание читателя при переходе от одного предмета к другому, можно в самом начале текста рассказать, о чём пойдёт речь в самом тексте.
Пример: «В данном тексте мы поговорим о видах паркета, о способах их настила и о принципах ухода за ними». То есть уже в самом начале вы систематизируете ту информацию, которую предоставите читателю. Вы объясняете человеку, что вы хотите ему рассказать. Если ему интересна эта информация, он обязательно её прочитает. Если же вы просто начнёте свой текст с одного типа паркета и будете писать о его особенностях, о способах укладки и об уходе за ним, потом перейдёте к другому и т.д. и при всём при этом не будете выделять подзаголовками отдельные части текста, читатель очень быстро уйдёт с этой страницы. Он не будет систематизировать ту информацию, которую вы хотите ему подать.
Если же вы сделаете эту классификацию, если с самого начала расскажете своему читателю о том, что он найдёт в вашей статье, то вы заставите его читать свой текст. Более того, вы охватите сразу несколько сегментов. Вы получите и тех читателей, которые хотят узнать о видах паркета, и тех, кто хочет узнать о том, какой паркет и как укладывается, и тех, кто хочет узнать о том, как ухаживать за определённым типом паркета. Таким образом, вы сразу же повысите эффективность вашего текста.
Некоторые тексты бывает очень сложно систематизировать. Для того чтобы облегчить себе задачу, сделайте эту классификацию до того, как приступите к непосредственному написанию текста. Тогда вы не только систематизируете для читателя информацию, но и сделаете себе план статьи, который, как я успела заметить, очень не любят делать web-райтеры. Хотя начинающим авторам лучше писать тексты по плану. Как в школе: составил план – пиши сочинение, чтобы не упустить из виду важные детали и не зайти в дебри. Я до сих пор иногда составляю план своих текстов, особенно сложных, многостраничных. Более того, сам план я отправляю на одобрение заказчику и только потом приступаю к написанию текста. Этот способ позволяет избежать многих недоразумений впоследствии, особенно, если заказчик попался не совсем адекватный.
Таблицы– это ещё один вид систематизации информации. Этот инструмент облегчения текста web-райтеры используют крайне редко, предпочитая писать длинные простыни и нагружать читателя информацией, вовсе не стараясь как-то облегчить им задачу. Хотя при помощи таблицы можно сделать процесс изучения вашего текста не только более лёгким, но и приятным, интересным и даже увлекательным. В моих уроках вы можете увидеть примеры таблиц, они очень хорошо структурируют и систематизируют информацию.
Схемы— это также способ грамотного вовлечения читателя в чтение текста, умение заинтриговать его. Так, при помощи схемы можно из скучного текста о здоровом образе жизни сделать увлекательную игру. К примеру, ваша задача заключается в том, чтобы написать текст в виде советов о здоровом образе жизни. В тексте нужно осветить такие вопросы, как калорийность пищи и её влияние на вес человека, а также благотворное влияние физических нагрузок на вес и здоровье человека. Это можно описать в одном скучном тексте, а можно представить в виде схемки.
Пример:
Эта схема не до конца продумана, но она поможет понять основной принцип их составления. Такая статья привлечет внимание читателей, да и заказчику наверняка понравится. Схемы позволяют не только сделать текст более лёгким для восприятия, но и избавиться от шаблонности.
На этом наш урок об оформлении текстов завершён. Надеюсь, что вам было интересно. С вами была Алёна Николаева – копирайтер и тренер по web-райтингу.
Fenix
Спасибо,Алена,за очень доступное и не скучное объяснение.Даже для такого новичка,как я,стало многое "на свои места".Очень интересный урок!
Tim-v
Слово "ас" женского рода - "асса!" А если серьезно, Алена, спасибо!
Степан
Полностью поддерживаю комментарий Григория и хочу добавить еще. Никакие таблицы и схемы делать не нужно!!! Если заказчик не указал это требование, то даже не думайте использовать эти советы! Себе же будет больнее. Я так понимаю - уроки для новичков? Так зачем все усложнять настолько...учитывая, что новички потом и по шее получат за ненужную самостодеятельность?
srg_gunia
Спасибо, Алёна. очень хорошо расписано) я даже сохраню, как памятку для себя, при написании текстов :)
Юлия
Очень полезная информация! Текст просто подарок для авторов, особенно начинающих - всё в одном месте, просто бесценный труд. Большое вам человеческое спасибо!
veta-d@inbox.ru
Очень хорошая статья.. есть чему поучиться у автора!
Григорий
Вы бы сначала эту статью нормально структурировали бы, а потом других учили. В таблице даже элементарные свойства выравнивания текста не применены. Схема не видна вообще. Четыре списка, три (можно 4 посчитать) подзаголовка и несколько выделенных другим цветом слов в тексте - это всё? Народ! Если бы хотите научиться нормально структурировать свои статьи, то учитесь на примере Википедии.
Ольга
Благодарю. Хоть и не нашла ничего нового для себя, но зато ощутила большую структурность в себе.
vera78n
Алена, здравствуйте! Будет ли продолжение Ваших уроков? Ждем с нетерпением!
Владимир
Простым, грамотным языком текст написан. К сожалению все долго читать, но кое-что я из него почерпнул. Спасибо.
murashov_dmitry
Материал весьма грамотно систематизирован. Большое спасибо Вам, Алёна, за размещение нужной и полезной информации.
sveta333333
Я смотрю, все такие умные. На свои работы лучше взгляните!
Smugljanka
Схемка нечитатебельна. Но спасибо за уроки, кое-что пригодится, хотя многое знала до этого.
катя
немножко потерялась в таблице)))
vera78n
Алена, спасибо! Урок понравился, все разложено по полочкам.
Шел Мимо
Алена, чтобы ВЫДЕЛЕНИЯ были не заметными - пользуйтесь прокладками с крылышками))))!
читатель
За ВЫДЕЛЕНИЯ особое спасибо!)))
Елена
Спасибо, Алёна! Ваши уроки помогают всю информацию, даже ранее известную, разложить в голове по полочкам.
Guest
Автор, создается впечатление, вообще не практиковался в копирайтинге: слишком уж все туманно и неконкретно, оторванно от реальности.
Alega1
Cлово "ас", женского рода, бывает?
Джоанна
Интересно!
Светлана
Большое спасибо, Алёна, за Ваши уроки. Труд человека, который делится своими знаниями с другими, всегда ценен.
Malaya_yashik
Спасибо, Алена! С удовольствием читаю Ваши уроки. Первые три ознаменовались для меня лозунгом "Повторение - мать...", а здесь даже нашла новую для себя информацию (насчет серого цвета для маскировки недостатков). С Вашей помощью да повысится уровень грамотности сетевых писателей!
Жестокий критик
прикалывает терминология: сплошные выделения и облегчения. анальный цикл)))
Анастасия
Как-то схема у вас совсем не читабельная. Даже на моем широком экране. А еще, очень неприятно пунктуационные ошибки видеть в тексте. Те, за которые, наверное, меня любой мой заказчик завернет. А в остальном, спасибо!
vi3nifera
интересный урок! Возьму на вооружение.Надеюсь это поможет для повышения квалификации? Спасибо.