Грузовые системы
Мы все от природы можем плавать на поверхности воды, а при подводном плавании надеваем костюмы, которые делают нас еще более плавучими. Чтобы преодолеть плавучесть, используют специальные грузовые пояса и интегрированные грузовые системы, которые позволяют опускаться на значительные глубины. Обычные грузовые системы – это ремень и грузы к нему, а интегрированные грузовые системы состоят из жилета, в котором, в специальном отсеке, содержится груз. Очень важно правильно подобрать грузовую систему, от этого зависит комфорт, балансировка плавучести и безопасность вашего погружения.
Выбирать грузовую систему нужно вместе с остальным снаряжением и учетом того, где Вы будете плавать. Так, нужно учесть несколько параметров: степень солености воды, толщина и качество костюма, Ваш вес и наличие живота, тип используемого кислородного баллона. Мы можем дать Вам несколько общих рекомендаций по подбору грузовой системы. Пряжка ремня должна легко застегиваться, хорошо фиксировать ленту ремня и быстро расстегиваться даже в толстых перчатках. Для проверки ремня можно застегнуть его, намочить и попытаться растянуть. Свободные конец ремня не должен превышать 20-30 сантиметров, но и не должен быть короче этой длины.
Существует четыре основные системы грузовых систем. Первая и наиболее используемая система – это простой нейлоновый пояс с пластиковой или металлической застежкой. Для него применяются обычные свинцовые грузы. Такой ремень достаточно долговечен и прост в эксплуатации, что делает его таким популярным. Чтобы избежать сползания грузов, их фиксируют пластиковыми фиксаторами или используют грузы со встроенными фиксаторами. Если таковых нет, то можно просто перекрутить ленту ремня. Основной минус такой системы заключается в том, что непосредственный контакт груза и костюма существенно сказывается на долговечности последнего. И еще, считается, что металлическая пряжка надежнее пластиковой.
Сейчас также можно встретить обычный ремень с карманами для груза, куда помещаются не обычные грузы, а мешочки со свинцовой крошкой. С одной стороны это удобно: груз не будет скользить по ленте, груз не натирает и не портит костюм. Но с другой стороны, для такого ремня нельзя использовать обычные грузы: они могут порвать ремень. В путешествие Вы не будете брать мешочки с крошкой, а в месте погружения Вам предложат только стандартные грузы. Еще один минус такого ремня – недолговечность.
Кроме того, размещение в карманах не позволяет переводить вес груза на живот в случае необходимости. Также ремни с карманами не позволяют регулировать балансировку из-за невозможности положить много груза в один карман. Третья система представляет собой ремень с карманами и эластичной лентой между ними. Это очень удобный ремень, который всегда принимает форму талии и не сползает при погружении. Но и он не идеален. Ему свойственны недолговечность и растягиваемость резины. Когда резина растягивается и провисает, груз начинает давить на бока и бедра.
И, наконец, четвертое устройство, которое представляет собой систему, встроенную в компенсатор плавучести. Она идеально подходит для людей с большим животом. Однако у нее есть и несколько существенных минусов. Например, в некоторых системах просто невозможно нормально плавать на поверхности, так как они позволяют делать это только лицом вверх. Кроме того, с такой системой невозможно показательно снимать и надевать жилет, что требуется на курсах подводного плавания.
Итак, после выбора подходящего ремня мы немного поговорим о том, как правильно его использовать при погружении. Прежде всего, нужно правильно подобрать необходимое количество груза, что определяется следующим образом: при среднем вдохе вода должна доходить до глаз, на выдохе Вы должны погружаться под воду. Если Ваш кислородный баллон имеет отрицательную плавучесть, то груз нужно переместить на живот, если плавучесть баллона нейтральна, то смело распределяйте груз равномерно по всей длине ремня. Ни в коем случае не располагайте груз на позвоночнике.
Обязательно проверьте и еще раз зафиксируйте груз на ленте ремня так, чтобы он не мог произвольно перемещаться в процессе погружения. Помните, что ремень нужно надевать до акваланга. Это делается так: возьмите пряжку в левую руку, а другой конец в правую, наклонитесь, положите ремень на спину и застегивайте. Если Вы погружались с берега, то после погружения снимайте сначала акваланг, а потом – ремень. При погружении с борта сначала снимите ремень и подайте его в лодку. Если у Вас ремень с карманами, то груз нужно вынимать после погружения, с обычного ремня грузы лучше не снимать, чтобы избежать изнашивания ленты.
Затем ремень и мешочки с грузом промываются в пресной воде и тщательно высушиваются. Ни в коем случае нельзя сушить ремень на солнце. Если лента Вашего ремня ненадежно фиксируется, то ее нужно сразу же заменить на другую. Истрепавшиеся концы лент обычно подрезают ножницами и оплавляют паяльником. Конец ленты обычно делают полукруглым, что облегчает застегивание ремня.