Методики изучения английского языка
Но оказалось, что знания, полученные в школе или в институте, категорически не годились. В результате долгих лет изнурительной, изматывающей долбежки учащийся приобретал навык чтения и перевода со словарем, но никак не устного общения.
Поэтому 90-е годы 20 века становятся эпохой создания всевозможных методик, оригинальных способов изучения языка. Сейчас ажиотаж прошел, и на арене остались лишь те участники, которые выдержали испытание не только временем, но и стремительной интеграцией нашей страны в мировое сообщество. А упорные поиски дали свои плоды: широкий выбор методик изучения, учебных пособий и материалов для изучения английского языка. Сегодня каждый из нас может выбрать метод, который подойдет наилучшим образом, а, точнее, даст желанное знание иностранного языка наименее болезненным способом. А многие методики превращают процесс изучения в интересное, увлекательное занятие.
Какие же методики были предложены российскими и зарубежными учеными?
Долгие годы центральное место занимал традиционный (класический) метод, который до сих пор господствует в некоторых школах. Упор делается на знание грамматики и на увеличение словарного запаса. Существует мнение, что этот метод идеально подходит для тех, кто умеет мыслить логически и для кого основная цель изучения - научиться читать, писать и переводить. А вот начать бегло говорить по-английски удавалось немногим из тех, кто освоил полный курс английского языка по традиционной методике.
История прошлого века засвидетельствовала еще один метод, который был на пике популярности в 60-е годы. Назывался он "методом молчания" - "Silent way". Главная его задача заключалась в том, чтобы не мешать учащемуся проявлять изначально заложенные в нем знания. Новые слова вводились путем указания на разные цвета или символы, размещенные в таблице, каждый из которых обозначал определенный цвет.
Но на этом «изобретатели" не остановились, они пошли еще дальше в поисках схемы, которая привела бы к желаемым результатам. Так родился метод физического реагирования "Total-physical response". Он состоял из двух основных этапов. Сначала ученик должен был усвоить материал, молча получить знания, а на втором этапе изобразить действием прочитанное или услышанное. Таким образом, учащийся становился своего рода собакой Павлова. Впрочем, через некоторое время человек действительно начинал говорить.
Ближе к концу ХХ века был изобретен метод, который активно используется и по сей день, - метод погружения "Sugesto pedia". Перед началом курса, каждый студент выбирал себе новое имя, придумывал биографию и род занятий. Создавались ситуации, близкие к тем, которые могут произойти в реальной жизни. Учащиеся, перевоплотившиеся в новый образ, становились более раскованными, страх говорения исчезал, в итоге некоторым удавалось начать свободно изъясняться по-английски.
После массового распространения техники появилась возможность использования нового аудиолингвального метода – Audio-lingual method. Его суть заключалась в многократном повторении услышанной информации сначала за учителем или аудиозаписью, а затем - самостоятельно. Любопытно то, что именно этот метод позволил самостоятельно изучать иностранный язык на вполне достойном уровне.
Все методики, существующие на рынке изучения иностранных языков в настоящее время, по сути представляют собой сочетание всех тех методов, которые выдержали испытание временем. Лучшие наработки применяются и по сей день в современном усовершенствованном варианте. А те удивительные оригинальные методики, которые в 90-е годы обещали чудеса, потерялись на фоне действительно эффективных и уже не применяются. Как ни удивительно, но классический подход к изучению иностранных языков жив – он, как правило, идеален для тех, кто учит язык «с нуля». Авторами самых совершенных разработок являются наши соотечественники. Для повышения эффективности обучения в традиционный метод сегодня добавляется всё то лучшее, что помогает снять психологические и языковые барьеры – игры, аудио- и видео- материалы, диалоги, воображаемые роли и коммуникативные ситуации. В связи с этим данный подход сложно отличить от коммуникативного большинство современных популярных курсов используют традиционный метод на начальном этапе обучения
Существует много споров относительно того, как лучше учить иностранный язык - с носителем языка или с русскоязычным преподавателем, - однако практика показывает, что на начальном этапе идеальный вариант - второй. А первый вариант возможен при обучении по коммуникативной методике, здесь самое важное, чтобы носитель языка был еще и профессиональным преподавателем.
Существует ряд школ, как правило, авторских, в которых применяется эмоционально-смысловой метод. Он является некой разновидностью коммуникативного подхода. Ведущее по популярности место здесь занимают школа Игоря Шехтера "Система-3" и Школа Китайгородской, основанная Галиной Китайгородской.
Изначально в основе разработки их методов лежали наработки болгарского психиатра Лозанова.
В школе, применяющей метод Шехтера, учащиеся придумывают себе псевдонимы, которым соответствуют имена носителей изучаемого языка, биографию и т.п. Уроки представляют собой диалоги-встречи между учениками, играющих роли "носителей" языка. Обучение проходит в 3 этапа, между которыми изучается грамматика. Отсюда и название "Система-3".
Многие из тех, кто собирается приступить к изучению английского языка, задаются вопросом, какой способ обучения предпочтительнее, - в группе или индивидуально. Как показывает практика, в группе проще отрабатывать разговорную речь, а индивидуальные занятия, в свою очередь, позволяют сделать упор на изучение грамматики, они предпочтительнее для подготовки к собеседованию, поездкам, экзаменам, семинарам и т.п., поскольку дают возможность уделить основное внимание конкретным аспектам языка, интересующих учащегося. В число преимуществ индивидуальных занятий входят возможность выбрать удобное время и продолжительность занятия, тему урока. Среди минусов – высокая стоимость такого обучения и недостаток устной практики. При таких занятиях основная роль отводится преподавателю, от которого требуются отличное знание языка и методики преподавания