Какой учебник английского языка выбрать?

Обзор учебников по английскому языку

Выбор учебника - один из важнейших факторов, от которого будет зависеть эффективность изучения английского языка. Учебник должен быть построен методически правильно, оснащен интересными и полезными материалами, качественными закрепляющими упражнениями. Скучное пособие может отбить всякую охоту заниматься изучением языка. Сегодня на рынке представлен широчайший выбор учебников, как отечественных, так и зарубежных. Именно поэтому так сложно подобрать такое пособие, которое окажется наиболее подходящим именно для Вас. Чтобы помочь Вам, мы представляем обзор учебников по английскому языку.

Во-первых, хорошая новость: вряд ли вам попадется среди новых изданий пособие с политизированными текстами про СССР и тягостную судьбу рабочих. Но все же в худшем случае можно натолкнуться на учебник, в котором найдутся несколько пресных, откровенно скучных текстов. Бывает и такое, что уроков, посвященных разным темам много, множество упражнений и картинок и бумага глянцевая, а "стержня" — методической системы, отвечающей за эффективность обучения, нет.

Мы с вами стали свидетелями золотого века, рекордного по объемам выпуска учебной литературы. Полки в магазинах ломятся от учебников разных издательств. Здесь можно встретить литературу не только наших выдающихся российских авторов (Тамары Игнатовой, Натальи Бонк и многих других), но и мировых лидирующих издательств — Longman, Oxford University Press, Thomson, Cambridge University Press и т.д. Мы расскажем и про зарубежные, и про отечественные издания. И хотя, возможно, бумага у последних и похуже, и картинок поменьше, они занимают свою ценовую нишу (от 140 до 270 рублей) и в некоторых случаях по качеству материалов ничуть не уступают своим «иностранным коллегам». Мы представим и те, и другие, а что лучше – решать Вам.

Как сделать правильный выбор?

Если вы уже записались на курсы английского языка, все просто: за вас уже все решили, пособие давно выбрано методистами, и вся группа занимается по одному и тому же учебнику. Однако если вы решили изучать язык самостоятельно, степень вашей свободы значительно расширяется. Первым делом следует определиться, какого уровня и типа учебник вам нужен. Отдельный момент, который важно учесть, нужны ли ключи к заданиям. Наличие решений, которыми можно в любой момент воспользоваться, расхолаживает, однако при самостоятельном изучении они могут сыграть важную роль.

Не ошибитесь с уровнем. При выборе слишком простого уровня, занятия будут проходить обманчиво легко, начнет возникать чувство неудовлетворенности из-за большого количества знакомого материала. А если, наоборот, переоцените свои возможности, то можете "забуксовать", не разобравшись в слишком сложном для вас материале. Определитесь, устроит ли вас учебник, в котором нет ни слова по-русски, или все-таки вы предпочтете пособие с заданиям, сформулированными на русском языке.

Посоветуйтесь со знающими людьми, спросите рекомендации у знакомого педагога-практика, чьему мнению вы доверяете. Как правило, опытный преподаватель, знаком с рядом учебника и может объективно судить об их преимуществах и слабых сторонах. Только убедитесь, что он работает по современным пособиям, а не делает выводы, основываясь лишь на представлениях об издании 1962 года, после которого уже вышла масса переработанных изданий, отличающихся от прежнего как небо от земли.

А если надежного советчика среди Ваших знакомых нет, зайдите в несколько магазинов, посоветуйтесь с продавцами-консультантами. Они разъяснят отличия разных изданий, для какого уровня они предназначены, для какой целевой аудитории и т.п. Но даже если они не смогут ответить на подобные вопросы, то по крайней мере расскажут, какая учебная литература сегодня пользуется наибольшим спросом — а это тоже показатель. Впрочем, если заметите, что продавец хвалит то, что дороже или то, что есть в наличии, его словам не тоит доверять безоглядно.

Также было бы неплохо узнать у своих знакомых, которые уже занимались на курсах или индивидуально, по каким учебникам учились они и каковы их впечатления.

Наконец, можно изучить обзоры учебников в интернете, буклеты издательств, прочесть эту и другие статьи, подобные нашей. Оцените, достаточно ли внимания уделяется теории (правилам), хватает ли в учебнике упражнений, пробегите глазами несколько текстов.

Не оставляйте без внимания название издательства. Наибольшим доверием во всем мире пользуются издательства, связанные с языковыми вузами и университетами, где ведутся исследования в области методики преподавания языков — Oxford University Press, Cambridge University Press и прочие. Впрочем к российским изданиям это не относится, у нас все намного сложнее, учебники выпускают все, кому не лень, поэтому ориентироваться лучше не на название издательства, а на имя автора.

Если выбранный по совету авторитетных для Вас людей учебник вам по какой-либо причине не нравится (недостаточно упражнений, непонятно объясняется грамматика, тексты усыпляют) — с ним лучше расстаться и попробовать другой. В целом, это не значит, что он плохой, но просто не подошел именно вам. Просто это "не ваш" учебник.

Заморские гости

В рамках данной статьи мы расскажем об основных учебниках по английскому, которые сегодня можно встретить на прилавках книжных магазинов - и зарубежных, и отечественных. Однако мы не берем на себя ответственность оценивать, какие из них лучше, какие хуже. Просто опишем, что представляют собой некоторые из них, в чем их особенности. В любом случае решать вам.
 

New Headway

Многоуровневый курс обучения, предложенный Джоном и Лиз Сэурз (John and Liz Soars). Издательство: Oxford University Press. Целевая аудитория: подростки 13-14 лет, взрослые. В настоящее время учебники Headway используются в качестве основного пособия для изучения английского языка во многих российских школах, на курсах, в том числе и на курсах Британского совета в Москве.

Первое издание было выпущено в 1993 году, в то время оно называлось просто Headway. Изначально курс предназначался для подготовки к Кембрджским экзаменам, однако благодаря его удачной структуре, многообразию заданий, его стали использовать в качестве обычного учебного курса. В 1996 с выходом новых учебников к названию прибавилось слово "new", присутствующее и по сей день.

Курс включает 6 ступеней от начальной до продвинутой, для каждой из которых выпущены учебник Student's book, рабочая тетрадь Workbook, книга для учителя Teacher's book и аудиокассеты.

Особенностью учебников Headway является четкая структура, позволяющая развивать навыки чтения, письма, говорения и восприятия речи на слух.  В конце учебников приведен грамматический справочник, все материалы по грамматике, описанные внутри уроков, выделены синим цветом. Учебник снабжен разнообразными упражнениями, начиная от простейших, предназначенных для контролируемой практики (видоизменение предложений и добавление пропущенных предлогов, слов и словосочетаний) до заданий, подразумевающих самостоятельное говорение, таких как ролевая игра. Тексты к учебникам взяты из газет, журналов, интервью и радио передач, некоторые из них адаптированы в соответствии с уровнем и задачами уроков.

Немного подробнее об уровнях курса:

Headway Beginner

Учебник Headway Beginner появился как альтернатива вводному курсу Headstart (Oxford University Press, 80 с.), выпущенному в 1995 году. С тех пор Headstart был основательно доработан. Но на этом авторы не остановились, выпустив новый комплекс Headway Beginner.
 
Headstart. Student's Book
(Oxford University Press, 2008 г., 80 с.)
New Headway English Course. Beginner.
Student`s Book
(Oxford University Press, 2003 г., 144 с.)

Освоение курса предполагает развитие простейших навыков чтения (изучение правил чтения и произношения), говорения (научиться приветствоваться и прощаться, представляться, благодарить, извиняться и т.п., рассказывать о себе и других, задавать простейшие вопросы), письма (научиться заполнять письменную форму со сведениями о себе) и аудирования в рамках изучения тем о себе, своей семье и друзьях, вещах вокруг нас, странах и городах, профессиях, еде и напитках, спорте, проведения времени на вечеринках и о досуге, о доме, комнатах и домашнем интерьере, о городской жизни, о том, чем мы занимаемся в выходные, в ресторане, о цветах, одежде, внешности человека, транспорте и путешествиях, Интернете. Предполагается накопление пополнение словарного запаса учащихся до 750 слов и выражений.

Headway Elementary

Headway. Elementary.
Student`s Book
(Oxford University Press, 2000 г., 128 с.)
New Headway English Course. Elementary.
Student`s Book
(Oxford University Press, 2007 г., 144 с.)

Headway Pre-Intermediate

Headway. Pre-Intermediate.
Student`s Book
(Oxford University Press, 2000 г., 144 с.)
New Headway English Course.
Pre-Intermediate
  (Oxford University Press, 2004 г., 144

Headway Intermediate

New Headway English Course. Intermediate.
Student's Book
(Oxford University Press, 2001 г., 160 с.)
New Headway English Course. Intermediate.
Student's Book. The New Edition
(Oxford University Press, 2004 г., 160 с.)

Headway Upper-Intermediate


Headway.
Upper-Intermediate.
Student's Book
(Oxford University Press, 1998 г., 136 с.)
New Headway English Course.
Upper-Intermediate.
Student's Book
(Oxford University Press, 2001 г., 160 с.)
New Headway English Course.
Upper-Intermediate.
Student's Book. The New Edition
(Oxford University Press, 2005 г.)

Headway Advanced


Headway. Student's Book.
Advanced
(Oxford University Press, 2001 г., 160 с.)
New Headway English Course.
Advanced.
Student's Book.
(Oxford University Press, 2003 г., 160 с.)
Продолжение >>