Введение
Германское язычество (Heathenry) – это термин, которым описываются религиозные практики двух групп людей: одна из них – историческая, другая – современная.
Первоначально язычниками были дохристианские народы Северной Европы, которые жили тысячу и более лет назад в землях вокруг того, что сейчас называют Северным морем. Это были народы англо-саксонской Англии, Скандинавии, Германии и Фризии.
Современные язычники по всему миру возрождают эти старые практики и называют свою религию различными именами: например, Асатру, Северная традиция, Одинизм, Форн Сед, Германский языческий реконструкционизм или просто Язычество. В Исландии, которая не принимала христианства вплоть до 11 века, язычество снова стало официальной (национально признанной) религией.
Германские язычники стремятся построить добрые взаимоотношения с богами и богинями, предками, духами земли и другими членами их общин как с помощью священных ритуалов, так и через свою ежедневную деятельность.
Источники
Существуют литературные источники, рассказывающие нам, как осуществлялись языческие культы до прихода христианства. Среди главных таких источников – исландские «Эдды» и саги, англо-саксонская поэзия, труды английского монаха 8-го века Беды Достопочтенного и «Германия» римского историка Тацита.
Хотя большая часть их была написана уже в христианскую эпоху, они хранят религиозные верования и практики культуры, которая существовала до того, как христианство пришло в Северную Европу. Археологические находки подтверждают картину языческой религии, которую создаёт эта классическая средневековая литература.
В дополнение к историческим источникам современные язычники формируют личное понимание своей религии и отношений с богами.
Боги и другие существа
Германское язычество, как все древние европейские языческие религии, является политеистической, то есть она признает большое количество богов и других потусторонних духов. Хотя германские боги больше всего известны по скандинавской мифологии (и часто под англизированными версиями их старых скандинавских имен), им поклонялись многие народы вне Скандинавии. Например, бог, известный ранним германским племенам как Воданаз, стал Одином в древнеисландской, Воденом в англо-саксонской и древней саксонской, Вотаном – в древневерхненемецкой традициях. Некоторые из наиболее известных германских богов сохранились в английских названиях дней недели. Вторник (Tuesday) назван в честь Тира (Tyr), среда (Wednesday) – в честь Одина (Woden), четверг (Thursday) – в честь Тора(Thor), а пятница (Friday) – в честь богини Фригг (Frigg).
Вдобавок к «главным богам», имена нескольких дюжин местных или племенных богов известны из средневековой литературы, рунических надписей и священных камней. Большинство германских язычников все же активно поклоняются конкретным группам богов, с которыми они развили личные отношения, хотя подношения также часто делаются «всем богам и богиням». Язычники относятся к своим богам как к сложным личностям, каждая из которых обладает различными чертами и талантами. Например, в то время как Тор известен вне языческих кругов как могущественный, искусно владеющий молотом бог грома, в эддической поэзии его называют Глубоким Мыслителем, Доброжелателем и Посвящающим, открывая более мягкую сторону его природы.
Кроме богов, германские язычники признают и устанавливают отношения с большим разнообразием потусторонних духов, или «существ». Они включают в себя Норн – трех женских духов, плетущих нить жизни, и Идиз – родовых духов, прикрепленных к племени, семье или отдельному человеку. Язычники также общаются с «сокрытым народом», например, с эльфами, домовыми, гномами и ётунами (гиганты и другие не очень приятные существа). Они взаимодействуют с домашними существами, которые живут у них в домах, и земными духами, которые обитают в природных объектах, таких как ручьи, горы, леса или поля. Установление взаимоотношений с земными существами – важная функция германского язычества, и ритуалы под открытым небом никогда не начинаются без получения согласия этих духов.
Еще одна характеристика германской языческой религии – это почитание предков (в широком смысле). Это могут быть предки человека по крови, а могут быть и ныне умершие люди, каким-то образом вдохновившие его.
Структура
В германском язычестве нет никакой центральной власти или единой организации, к которой принадлежали бы все верующие, хотя существуют национальные и международные организации, которые упрощают общение между язычниками. Нет ни одного общепризнанного духовенства, хотя иногда отдельные личности могут быть признаны жрецом (godhis) и жрицей (gydhjas) внутри своей общины.
Многие язычники являются членами небольших групп, состоящих из их друзей и членов семьи. Эти группы иногда называются «очагами» или «кланами», и собираются они для проведения религиозных ритуалов в домах членов или под открытым небом. Некоторые очаги и кланы имеют признанных лидеров. В других же - члены полностью равноправны.
Ритуалы и празднования
Основные обряды, проводимые в германском язычестве, называются «блот» и «самбел». Язычники, группами и поодиночке, проводят пиры и празднования, основанные на блоте и самбеле: обряды перехода (такие как свадьбы и присваивание имени младенцу), сезонные праздники, клятвоприношения, ритуалы в честь конкретного бога или богов и ритуалы прошения (когда богов просят о помощи).
Блот первоначально был ритуальным приношением в жертву животного одному или нескольким богам, эльфам или предкам. За этим следовало празднование, во время которого мясо делилось между участниками. Блоты проводились для чествования богов или получения их благосклонности для определенных целей, например, установления мира, победы или хорошей погоды для мореходства.
Современный блот заключается в подношении еды и питья (часто - медовухи) богам и обычно заканчивается пиром. Это может быть простой ритуал или более сложный, что зависит от его цели и количества участников. Если блот проводится в закрытом помещении и в жертву приносят еду, то принято накрывать стол и для бога, предка или эльфа. Если блот проводят снаружи, то дары зачастую бросают в огонь.
Самбел – это церемония ритуального распития, во время которой один или более рогов или других сосудов наполняют медовухой (или другим подходящим напитком) или используют для произнесения тостов и хвалебных речей. Среди современных германских язычников принято передавать рог(а) по кругу всем участникам, после того как напиток благословлен. Первый раунд тостов может быть за богов, второй – за волшебных существ и предков, а третий – за все то, что пожелают собравшиеся. Раундов может быть еще больше, либо самбел останавливают после назначенного числа. Отдельно возлияние (дарение напитка) может быть дано богам, земным и домашним существам, или же какую-то часть содержимого рога могут вылить в качестве дарения.
Также как и главные дары богам и эльфам, язычники любят оставлять подарки своему домашнему сокрытому народу: существам, живущим у них в саду и дома. Для этого у многих язычников имеется специальная чаша с выпечкой и элем, или же они могут оставлять еду и напитки рядом с небольшим алтарем в саду или на нём.
Фестивали
Разные языческие общины и отдельные люди справляют разные циклы сезонных праздников; это зависит от их культурной принадлежности, местных традиций и отношений с определенными богами. Не существует фиксированного календаря языческих праздничных дат. Три наиболее популярных языческих праздника в Великобритании – это Зимние ночи (октябрь или ноябрь), Йюль (12-дневный фестиваль, который начинается примерно в день зимнего солнцестояния ) и фестиваль в честь англо-саксонской богини Эостры весной.
Руны
Магией и ясновидением занимались представители древних языческих культур, и современные германские язычники – не исключение.
Некоторые североевропейские магические практики, будучи возрожденными язычниками, включают в себя вырезание рун на талисманах и пение чар - гальдор (galdor). Некоторые язычники даже возвращаются к шаманским практикам, известным как сейт (seidh). Во время ритуала под названием «вещий сейт» провидец или провидица отвечает на вопросы и дает советы участникам. Многие современные германские язычники занимаются гаданием на рунах.
Хотя магия была частью древней языческой культуры, ее не используют в ритуалах блота и самбела. Получается, что ее не считают неотъемлемой частью религии. Хотя все язычники разделяют веру в способность богов менять мир, не все они верят в то, что маги на это тоже способны.
Kateryna
Хотелось бы своими глазами посмотреть, но ребята в Германии хорошо шифруются.
Александр
Германское язычество как и язычество народа Мари из Марий эл Чем то схожи Было бы здорово сравнить язычество Во всем мире Ведь наши предки были не столь глупы Что разговаривали общались с природой В мире до сих пор много не известного А в далеком прошлом все было по другому Может уже есть те кто этим занимается ? Был очень рад познакомиться и в чем то помочь
Sigie
У немцев и русских больше общего, чем кажется.
Гость
Очень хорошая статья. Язычество сейчас возрождается и это вполне логично, так как оно наиболее близко каждому. Другие религии, будь-то христианство или ислам, появились на тысячелетия позже и почерпали всё из язычества.
ALEN4IK
Меня очень заинтересовало ДРЕВНЕГЕРМАНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО,безумно интересно)
ведьмак
языечкая магия была есть и будет-будь то в германии или россия
Настя
Не знала этого ...