Кризис заставил компании искать новые пути привлечения и пополнения оборотных средств. Закрытость внешних рынков капитала в разгар кризиса, серьёзные проблемы с ликвидностью на внутреннем рынке и невозможность привлечения заёмных средств у отечественных банков привело к развитию новых биржевых инструментов. Российские законодатели и биржи пошли навстречу эмитентам, введя новый облегчённый финансовый инструмент для привлечения капитала на рынке – биржевые облигации.
В России, выпускать биржевые облигации стало возможным осенью 2007 года, после того как приняли соответствующие поправки в «Закон о рынке ценных бумаг». Первое размещение биржевых облигаций на ММВБ состоялось в конце марта 2008 года. Первым эмитентом биржевых облигаций, размещённых на российской площадке ММВБ, стала компания «Аптечная сеть 36,6». Интерес к новому инструменту был настолько высок, что при первых размещениях спрос существенно превысил предложение, и уже на следующий день все выпуски уже торговались на вторичном рынке, демонстрируя неплохую ликвидность. С тех пор число биржевых облигаций существенно увеличилось, и их популярность продолжает возрастать.
С чем связан рост популярности биржевых облигаций в период кризиса?
Выпуск биржевых облигаций не требует госрегистрации и отчёта об итогах выпуска. Это ведёт к сокращению времени на размещение, в сравнении с выпуском корпоративных облигаций. На следующий день после выпуска начинаются торги. Дешевизна этого инструмента обусловлена отсутствием госпошлины и низкими тарифами на размещение. Существенно мягче требования к выпуску.
Биржевые облигации имеют достоинства как векселя – простота процедуры , дешевизна размещения, краткий срок, так и облигаций - низкие риски, более высокая надёжность. В этой связи, рост популярности биржевых облигаций пришёлся именно на кризис, поскольку эмитентам было необходимо в кратчайшие сроки и с наименьшими издержками привлечь капитал. Подобная необходимость обострилась на фоне глобальной нехватки ликвидности и закрытия внешних кредитных рынков для российских компаний.
В чём преимущество использования биржевых облигаций относительно рынка капитала?
Опять же – в простоте и дешевизне. В целом, размещение биржевых облигаций это удобная и наиболее лёгкая форма привлечения краткосрочного капитала, учитывая, что срок обращения облигаций составляет один год. Поэтому, если у компании существует необходимость в краткосрочных оборотных средствах, ей дешевле выпустить биржевые облигации, чем, например, взять кредит в банке, из-за всё ещё высоких процентов по займам, или разместить допэмиссию – это долго и ведёт к размыванию долей акционеров.
Существует ли вероятность того, что биржевые облигации могут вытеснить из обращения традиционные выпуски?
Составить конкуренцию корпоративным облигациям они вряд ли смогут. Ряд аналитиков предполагает, что они могут заменить вексельные программы. В общем, биржевые облигации являются удобным инструментом для российских компаний, чтобы эффективнее управлять ликвидностью или проводить диверсификацию кредитного портфеля.
Какие факторы могут стимулировать популяризацию биржевых облигаций в России?
Одним из факторов развития рынка биржевых облигаций может стать их включение в ломбардный список Центрального Банка, однако он не допущен к торгам на фондовой бирже, где имеют право ходить облигации. Если появится такая возможность – это станет мощным стимулом развития рынка биржевых облигаций в России.
В чём состоит привлекательность биржевых облигаций для российских эмитентов?
Для выпуска биржевых облигаций не нужно декларировать цели заимствования. К примеру, для того чтобы получить банковские кредитные инвестиционные цели, банк проводит тщательный анализ запланированной сделки – это отнимает довольно много времени, и если сделка срочная, то она может сорваться. Биржевые облигации же позволяют эмитенту достаточно быстро получить инвестиции и, как правило, это всё занимает порядка двух недель.
Использование биржевых облигаций весьма простой и удобный способ привлечения средств на рынке, однако в России он только начинает набирать популярность, в отличие от западного опыта у нас основные покупатели биржевых облигаций - банки. Институциональных инвесторов крайне мало, однако, значительную часть структуры активов иностранных фондов зачастую составляют краткосрочные коммерческие бумаги, для удобства удовлетворения требований инвесторов о возврате средств.