Каждое предприятие имеют материальные ценности, являющиеся частью оборотных активов, которые нужны для функциональности предпринимательской деятельности. Тогда как  с основными средствами и финансами все ясно, то, что же такое нематериальные активы,  зачем они нужны? 

К материальному объекту  мы можем дотронуться, ощутить его теплоту или прохладу. К нематериальному веществу дотронуться нельзя, у него нет физической субстанции. Но все же, нематериальные активы это очень важный компонент в каждом предприятии, они стабилизируют предпринимательскую деятельность, способствуют получению максимального дохода.

1_prev.jpg

Так что же входит в состав нематериальных активов? Составляющей НМА могут быть следующие объекты:

  • Научные открытия;
  • Произведения искусств, литературные наработки;
  • Компьютерное программирование;
  • Всевозможные изобретения;
  • Права интеллектуальной собственности;
  • Товарные символы;
  • Права на внедрение природных ресурсов;
  • Эталоны промышленности.

Нематериальные и материальные активы имеют последующую совместную характеристику: 

  • На фирмах их используют, а не инвестируют;
  • Срок использования таких активов больше года;
  • Имеют цену зависимо от генерации прибыли для предприятия;
  • Тратят свою цену и со временем подлежат списанию.

Нематериальные активы, в свою очередь отличаются от материальных активов следующими элементами:

  • В ближайшем будущем могут принести предприятию значительные доходы;
  • НМА ценятся только на одном предприятии;
  • Цена нематериальных активов бывает разной, в зависимости от конкурентоспособности.

Существует множество классификаций и типологий нематериальных активов, как правило, их разделяют на шесть самых главных групп:

  1. Нематериальные активы тесно повязаны с рынком реализации. Их используют в рекламе с целью продвижения продаж продукции предпринимателя. (Названия, бренды, фирменные имена);
  2. Тесно повязаны с партнерами, которые появляются непосредственно во время работы с заказчиком. (Списки заказчиков, невыполненные заказы).
  3. Связаны с произведением искусств, литературными наработками. Право интеллектуальной собственности на литературные и музыкальные произведения, нарисованных картин, изготовленных фотографий, видео- а также аудио- материалов.  
  4. Нематериальные активы, выходящие с условий договора. (Получение лицензий, франшизы, разрешений, прав).
  5. Связаны с инновациями, научными открытиями, новейшими технологиями НТП. (патент технологий, введение ноу-хау в выпуск продукции).
  6. Гудвилл. Другими словами, деловая репутация фирмы, которую нельзя оценить. Он продается исключительно с компанией. 

2_prev.jpg

Правила учета НМА 

В бухгалтерской отчетности нематериальные активы группируются, и по каждой группе производится учет. Но, не все эти ценности, используемы фирмой более года, можно отобразить в балансовом учете компании.

Отобразить в балансовом учете НМА можно только в том случае если:

  • При его использовании предприятие получит в будущем экономическую выгоду, то есть значительный денежный доход;
  • Можно четко определить его стоимость.

Нельзя назвать активами, но необходимо отобразить в отчетах затрат в том отчетном периоде, когда они были реализованы:

  1. Затраты на проведение исследований;
  2. На повышение квалификации кадрового персонала фирмы, образование, обмен опытом, развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  3. Маркетинговые затраты на рынках с целью продвижения продажи товаров;
  4. Затраты на создание дочерних предприятий, проведение реорганизаций с целью организации и продвижения новой деятельности. Сюда входят административные затраты (помощь юриста, госвзносы разных видов, оплата за регистрацию, инвестирование и др.);
  5. Затраты на создания позитивного имиджа компании, торговых марок, брендов.

Учет НМА ведется на счете 04 «Нематериальные активы», их амортизируют  и отражают в балансовом учете по конечной балансовой цене вместе с внеоборотными активами.

3_prev.jpg

Информация о НМА розшифровывается в таблице объяснений к балансовой отчетности, а также прилагается к отчетности о финансовой возможности фирмы.  Стоимость НМА в ходе пользования ими на предприятии подлежат постепенному списанию. С этой целью проводится амортизация, то есть, их стоимость списывается одинаковыми частями,  выходя из начальной цены и индексации.

Итак:

  • нематериальные активы – особая группа основных фондов фирмы, которая подлежит балансовой отчетности;
  • это отдельная разновидность внеоборотных активов, которую нельзя материализировать, представляет собой объект авторского права; 
  • требует корректного документального оформления, точного учета по бухгалтерии, так как без этого невозможно установить соответствующие права. 
(0 голосов)