Каждое предприятие имеют материальные ценности, являющиеся частью оборотных активов, которые нужны для функциональности предпринимательской деятельности. Тогда как с основными средствами и финансами все ясно, то, что же такое нематериальные активы, зачем они нужны?
К материальному объекту мы можем дотронуться, ощутить его теплоту или прохладу. К нематериальному веществу дотронуться нельзя, у него нет физической субстанции. Но все же, нематериальные активы это очень важный компонент в каждом предприятии, они стабилизируют предпринимательскую деятельность, способствуют получению максимального дохода.
Так что же входит в состав нематериальных активов? Составляющей НМА могут быть следующие объекты:
- Научные открытия;
- Произведения искусств, литературные наработки;
- Компьютерное программирование;
- Всевозможные изобретения;
- Права интеллектуальной собственности;
- Товарные символы;
- Права на внедрение природных ресурсов;
- Эталоны промышленности.
Нематериальные и материальные активы имеют последующую совместную характеристику:
- На фирмах их используют, а не инвестируют;
- Срок использования таких активов больше года;
- Имеют цену зависимо от генерации прибыли для предприятия;
- Тратят свою цену и со временем подлежат списанию.
Нематериальные активы, в свою очередь отличаются от материальных активов следующими элементами:
- В ближайшем будущем могут принести предприятию значительные доходы;
- НМА ценятся только на одном предприятии;
- Цена нематериальных активов бывает разной, в зависимости от конкурентоспособности.
Существует множество классификаций и типологий нематериальных активов, как правило, их разделяют на шесть самых главных групп:
- Нематериальные активы тесно повязаны с рынком реализации. Их используют в рекламе с целью продвижения продаж продукции предпринимателя. (Названия, бренды, фирменные имена);
- Тесно повязаны с партнерами, которые появляются непосредственно во время работы с заказчиком. (Списки заказчиков, невыполненные заказы).
- Связаны с произведением искусств, литературными наработками. Право интеллектуальной собственности на литературные и музыкальные произведения, нарисованных картин, изготовленных фотографий, видео- а также аудио- материалов.
- Нематериальные активы, выходящие с условий договора. (Получение лицензий, франшизы, разрешений, прав).
- Связаны с инновациями, научными открытиями, новейшими технологиями НТП. (патент технологий, введение ноу-хау в выпуск продукции).
- Гудвилл. Другими словами, деловая репутация фирмы, которую нельзя оценить. Он продается исключительно с компанией.
Правила учета НМА
В бухгалтерской отчетности нематериальные активы группируются, и по каждой группе производится учет. Но, не все эти ценности, используемы фирмой более года, можно отобразить в балансовом учете компании.
Отобразить в балансовом учете НМА можно только в том случае если:
- При его использовании предприятие получит в будущем экономическую выгоду, то есть значительный денежный доход;
- Можно четко определить его стоимость.
Нельзя назвать активами, но необходимо отобразить в отчетах затрат в том отчетном периоде, когда они были реализованы:
- Затраты на проведение исследований;
- На повышение квалификации кадрового персонала фирмы, образование, обмен опытом, развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- Маркетинговые затраты на рынках с целью продвижения продажи товаров;
- Затраты на создание дочерних предприятий, проведение реорганизаций с целью организации и продвижения новой деятельности. Сюда входят административные затраты (помощь юриста, госвзносы разных видов, оплата за регистрацию, инвестирование и др.);
- Затраты на создания позитивного имиджа компании, торговых марок, брендов.
Учет НМА ведется на счете 04 «Нематериальные активы», их амортизируют и отражают в балансовом учете по конечной балансовой цене вместе с внеоборотными активами.
Информация о НМА розшифровывается в таблице объяснений к балансовой отчетности, а также прилагается к отчетности о финансовой возможности фирмы. Стоимость НМА в ходе пользования ими на предприятии подлежат постепенному списанию. С этой целью проводится амортизация, то есть, их стоимость списывается одинаковыми частями, выходя из начальной цены и индексации.
Итак:
- нематериальные активы – особая группа основных фондов фирмы, которая подлежит балансовой отчетности;
- это отдельная разновидность внеоборотных активов, которую нельзя материализировать, представляет собой объект авторского права;
- требует корректного документального оформления, точного учета по бухгалтерии, так как без этого невозможно установить соответствующие права.