Фламенко

История фламенко

   Родина фламенко — Андалузия. Культуры всех народов, населявших этот край, нашли отголосок в музыке фламенко. Арабская, еврейская, цыганская, христианская… В музыке юга Иберийского полуострова можно услышать даже африканские ритмы.

   Андалузская песня — это и тоска по родине, и лирический протест. Протест певца направлен против угнетения и несправедливости мира. В 1492 году из Испании были изгнаны арабы. Евреи, составлявшие в V веке немалую часть населения страны (около 100тыс.), подвергались преследованиям, в результате которых были вынуждены принять христианскую веру. Вечно гонимые цыгане, с нехитрым скарбом путешествуя по стране, распространяли свои песенные и танцевальные традиции. Все эти народы, однажды потеряв свои корни, прошли через вынужденную ассимиляцию, вошли в чужую культуру, приняли чужую веру. В их песнях слышен плач о судьбе, рассказ о невеселой жизни.

   Фламенко — не просто музыка. Это стиль отношения к жизни, мировоззрение. Чтобы жить в этом мире, не обязательно исполнять фламенко. Музыка фламенко — это яркие эмоции и сильные переживания.

   Началом существования фламенко принято считать 1780 год, именно этим годом датировано первое документальное упоминание о фламенко в Андалузии. К этому времени стилистика и мелодическая структура фламенко уже были вполне сформированы.

  Традиционное испанское жилище устроено таким образом, что все квартиры располагаются вокруг patio, внутреннего общего дворика. При такой планировке соседи тесно общаются между собой, являясь зачастую членами одного семейного клана. Местом общих сборов было патио. Здесь проводились праздничные мероприятия, на которых передавались и секреты пения. Можно сказать, что обиталище фламенко — это дом. Именно общением в узком семейном кругу объясняется тот факт, что многие значимые имена во фламенко относятся к семейным династиям, в которых музыкальное мастерство передавалось от поколения к поколению. Музыка была средством общения, диалогом и носила во многом импровизационный характер. Диалог велся между двумя кантаорами, кантаором и гитаристом, песней и танцем.

   Проходившая в двориках патио жизнь нередко выносилась на улицу — во время свадебных торжеств, крещения и других значимых событий. Во многих цыганских поселениях такие «фиесты фламенко» стали приобретать индивидуальные черты. Мероприятия проводились во временных цыганских поселениях, за чертой города. Кроме членов семей на них иногда допускалась и посторонняя публика. Кантаоры, демонстрируя индивидуальное мастерство, приобретали известность.

   По-настоящему музыка фламенко стала известной широкой публике с открытием cafe cantante, артистических кафе, на сценах которых выступали музыканты. Первое из них открылось в 1842 году в Севилье, а уже в 70-х годах XIX века множество подобных кафе открылось в таких городах, как Пуэрто-де-Санта-Мария, Севилья, Малага, Херес-де-ла-Фронтера, Гранада, Картахена, Ла Уньон, Кадис. Позднее кафе кантанте стали появляться и за пределами Андалузии, в Мадриде, Барселоне, Бильбао.


   Кафе кантанте способствовали росту популярности фламенко. Музыка нашла отклик во многих сердцах, публика по достоинству оценила неподдельную страсть фламенко. Исполняемая со сцены, музыка фламенко стала доступна большому числу слушателей.

  Говоря о «золотом веке фламенко», непременно упоминают имя известного кантаора Сильверио Франконетти (1829-1889 г.г.). Франконетти был центральной фигурой эпохи наивысшего расцвета фламенко. Сильверио был маэстро номер один среди выдающихся исполнителей того времени —To Martn, Vergara, El Loco Mateo, Paco de la Luz, Enrique el Gordo Viejo, Manuel Molina, El Nitri, La Josefa, Curro Dulce и другие. Среди гитаристов наиболее заметны были Maestro Patio, Paco el Barbero и Paco Lucena, а несомненными мастерами танца заслуженно считались Antonio de Bilbao и Juan la Macarrona.

   С началом ХХ столетия фламенко получило новую форму выражения — театр. Ставились спектакли opera flamenca, в которых были танцы, пение, гитара. Эмпрессарио ставили такие спектакли по всей Испании, на сценах крупных театров, на аренах для боя быков.

   Из оперы фламенко развился новый жанр, балет фламенко. Значительный вклад в его развитие внесли танцоры La Argentina, Pilar Lopez, Antonio, Rosario, продолжателями традиций которых ныне являются Antonio Gades, Mario Maya, Cristina Hoyos, Joaquin Corts и другие мастера танца.

   Началом ренессанса фламенко можно назвать 1922 год, когда композитор Мануэль де Фальи и Федерико Гарсиа Лорка организовали в Гранаде Concurso de Cante Jondo, фестиваль Канте Хондо. Его целью было возрождение интереса к древнему искусству, открытие новых талантов. На фестивале были собраны подлинные напевы канте хондо. Чтобы публика увидела подлинно народное фламенко, почувствовала истинный дух этой музыки, к участию в фестивале не допускались профессиональные исполнители.

   Фестиваль показал всей Испании разницу между трактирным пением и подлинным канте хондо. В Испании нет ничего равного этим песням по подлинности чувств. Организаторы стремились привлечь внимание истинных патриотов к судьбе канте хондо.

   Гранада с ее романтическим ореолом не зря была выбрана местом проведения фестиваля. Подобные фестивали стали проводится и в других городах, а фламенко было признано истинно народным искусством. Местом проведения следующих конкурсов стали Севилья, Кордова, Малага, Хаэне, Альмерия, Мадрид, Мульсия.

  В 50-е годы идеи предыдущей эпохи были подвергнуты критике, и кафе кантанте возродились в таблао, небольших театрах или кафе со сценой.