Роберто Бурле – Маркс
В его крови фантастическим образом переплетаются бразильская страсть матери и холодный европейский расчет отца - немца еврейского происхождения. От матери ему достался дар общения с цветами и травами: с детства он проводил время с матерью в их небольшом саду, обучаясь премудростям ухода за хрупкой красотой.
Постигая тайны живописи модернизма в Германии, молодой Роберто продолжал увлекаться растениями и цветами и после возвращения в родной Сан-Паулу занялся изучением местных растений. Страсть к коллекционированию заставила его посетить самые отдаленные уголки страны, откуда он привозил не только уже известные цветы, но и множество еще не открытых наукой загадочных растений. Его именем назван не один десяток видов. Роберто Бурле – Маркс специально купил землю и создал питомник для растений – это был первый питомник в Бразилии. Рядом с ним мастер работал всю жизнь, черпая жизненные силы и вдохновение от самой природы.
Его работы можно назвать «сочетание несочетаемого» - дикость джунглей и строгость архитектурных форм, нежность оранжерейных цветов и жажда жизни дикорастущих, изысканная разноцветная мозаика и грубые бетонные плиты – все это создает неповторимую самобытную культуру Бразилии, которую пытался возродить Роберто Бурле – Маркс в 30-е годы ХХ века. Его модернистские установки точно совпали с политическими настроениями в Бразилии, когда народ призывал отказаться от активного давления европейской культуры. Модерн был непонятен бразильцам в чистом виде, но в сочетании с местным колоритом приобрел истинно бразильское направление. Сад в резиденции Olivo Gomes, созданный в 1950 году, – яркий тому пример. Copacabana Promenade стал символом города Рио-де-Жанейро, а Odette Monteiro рядом с Петрополисом принес мировую известность.
Свои проекты он писал, как истинный художник – писал цветами, растениями, подбирая их по контрасту. Подобно скульптору он стремился придать форму даже изящным цветам – это ему мастерски удавалось. Подобно музыканту он писал на ландшафте, как на нотном стане, сюиты, в которых звуки джунглей переплетались с нежными песнями садовых цветов, глухим гудением валунов, звонким перестуком камешек мозаики.
Вся жизнь гения была движением, ростом вверх, тягой к свету, и этой динамикой наполнен Sitio Burle Marx – сад, ставший достоянием Бразилии, в котором он жил и работал до окончания своих дней. Ландшафтный дизайнер – понятие современное, Роберто Бурле – Маркс им не был. Он был художником и ботаником. Он был первым в своей стране, и образ великолепной Бразилии, которую мы знаем сейчас, был создан гением Роберто Бурле - Марксом.