Слухи

Слухи, технологии распространения, классификация, борьба с ними
Знакомая поведала:
Напротив нашего окна перевернуласть маршрутка. Вызываю скорую, выбегаю помочь. К счастью, никто существенно не пострадал, пассажиры (их было немного) как-то очень быстро рассосались, так что, когда приехала скорая, кроме водителя и свидетелей на месте проишествия никого не было.
Через пятнадцать минут стою на остановке и слышу:
- Тут недавно маршрутка перевернулась, пять трупов, куча раненых!!!
- Да вы что?
- Да, точно, водитель рассказывал!
Сажусь в маршрутку. За спиной опять обсуждают эту тему:
- Вы слышали, камаз раздавил маршрутку, куча трупов!!!
- Нет, не камаз, она в трамвай влетела!!!
Не выдерживаю, говорю : "Я - ОЧЕВИДЕЦ! НЕ было трупов!"
В общем, рассказываю, как было дело. Народ явно верить не хочет, как же так - а ужасы где, но приходится...

(пример распространения слухов)

Слухи - сильные средства устной коммуникаций.
Распространение слухов - это такой же канал коммуникации, как и, например, корпоративная газета или собрания с руководством. Только, вот, слухи распространяются и запоминаются гораздо быстрее и лучше, чем официальная информация, да, и влияние их достаточно весомо. 

Слухи существовали всегда и везде, так как они свойственны человеческой природе. Некоторые специалисты склонны полагать, что появление и распространение системы слухов в организации - признак нарастающего кризиса.

Факторы, которые способствуют распространению слухов:

1. Дефицит информации.

2. Основными источниками распространения слухов являются люди, стремящиеся таким образом продемонстрировать свое превосходство над другими, или люди, которые постоянно переживают, тревожатся.

3. Напряженная психологическая атмосфера в компании. Человеку становится легче, когда он делится своими мнениями/подозрениями с другими.

4. «Утечка информации».

5. Долгое принятие руководством какого-либо важного дя сотрудников решения.

6. Чувство солидарности человека, распространяющего слух. Человек стремится предупредить своих коллег  о чем-то, подготовить их к ближайшим неблагоприятным событиям и т.д.

7. Скука, отсутствие каких-либо значимых событий.

8. Необходимость чувствовать себя частью коллектива. При распространении важной для коллектива информации, человек чувствует свою важность и вовлеченность в группу.

9. Распространение слухов как способ развлечения.

10. Слух, как стремление человека найти союзников. Распространяя слухи, человек, тем самым, хочет найти соратников для поступков, которые он не может совершить сам.

11. Личная неприязнь, злоба на определенного человека. Такой мотив побуждает человека распространять негативные слухи о своем "недруге".

Факторы восприятия слухов:

1. Кризис, сложная обстановка на предприятии, ощущение тревожности.

2. Стремление заранее подготовиться к возможным неблагоприятным обстоятельствам или попытаться их предупредить.

3. Так называемый механизм психического заражения. Так все говорят - значит, это правда.  То есть человек идет за толпой.

4. Легкая внушаемость человека, доверчивость к услышанной информации.

6. Стереотипность мышления большинства людей.

7. Напряженная психологическая обстановка в коллективе - скука, раздоры, бездеятельность и т.д. Все это способствует большему усвоению любой новой информации.

8. Уверенность в том, что информация исходит из достоверных источников. 

Закон слухов:
"Интенсивность (мощность) слуха находится в непосредственной зависимости от важности и неопределенности события (темы), лежащего в его основе:

R = i*a,

R — rumor (слух),

i — importance (важность) вопроса для заинтересованных лиц,

a — ambiguity (двусмысленность) сведений, касающихся обсуждаемой темы.

Закон был предложен в 1947 году Олпортом и Постмэном, исследователями в области слухов.

Авторы данного закона убеждены, что слух не зародится в случае, если буду отсутствовать два компонента - важность и двусмысленность .

Но, заметим, что проведенные исследования порой не подтверждают данную зависимость. Результаты говорят о том, что иной раз люди распространяют информацию, которая не вызывает у них большого интереса и не является для них важной.

Классификация слухов:
Существует достаточно много классификаций слухов, рассмотрим основные из них.

1) По происхождению:

• «Спонтанные» – являются продуктом определенной ситуации. Такие слухи не создаются целенаправленно, возникают спонтанно.

• «Сфабрикованные» – создаются специально для создания интереса, в основе лежит определённая цель.

2) По эмоциональной характеристике:

• «Слух-желание» - такой слух обычно выдает желаемое за действительное. Этот слух люди, сами того не осознавая, ждут и поэтому с легкостью ему верят. Например, во время войн люди ожидают услышать, что враг обессилен или обезоружен, поэтому с появлением таких слухов с легкостью им верят.

• «Слух-пугало» - в его основе лежит страх людей, преддвидение чего-то нехорошего. Саойственен для кризисных ситуаций, войн, конфликтов, социальной напряженности в обществе. Такой слух может перерождаться в различные формы - от пессимистических до панических, шоковых.
Например, в период мирового кризиса таким слухом может послужить новость о нарастающей с каждым днем безработице.

• "Слух-разделитель» - в основе лежат негативное, агрессивное отношение одной социальной группы к другой группе.


Любой слух, проходя по цепочке, искажается. Причем это искажение может быть очень сильным.  Получив какую-либо информацию, человек выделяет в ней для себя определнные важные аспекты и в дальнейшем, передает эту информацию в сокращенном упрощенном виде, акцентируя внимание только на важные аспекты. При этом человек очень часто добавляет от себя дополнительные детали, сведения.

Например, фраза: «Мировой кризис может привести к сокращению импорта алкоголя на рынки России" - в результате прохождения через несколько источников коммуникации может быть преобразована в: "До окончания мирового кризиса импорт алкоголя в Россию будет прекращен".
То есть, так называемые, "несвежие" слухи (которые прошли через большое количество людей) по сути могут быть абсолютно ложными.
Однако, исследования говорят, что если слух касается какой-либо незначительной информации (информация о компании, персонале и т.д.), его достоверность достигает 80-90%.

Борьба со слухами

До сих пор нет общеприянтой методики борьбы со слухами.
Но все-таки несколько действенных способов преодоления распространения слухов есть.

Если слухи связаны с возникшим кризисом, необходимо, в первую очередь, назначить ответственного за информирование СМИ и груп п общественности (обычно эти заниаются службы PR, пресс-центр). Самая главная причина появления слухов - недостаток в информации. Именно поэтому вы должны вести непрерывное информирование общественности.
Не следует скрывать подробности и оставлять вопросы без ответов. По каждому вопросу у вас должен быть продуманный комментарий.
Но  не забывайте, что бороться со слухами - не значит их опровергать.

Один из американских специалистов У. Джон разработал определенную стратегию борьбы со слухами:
1. Необходимо разработать план действий. Для этого необходимо выяснить причины и масштабы распространения слухов, серьезность ситуации.

2. Провести анализ всех возможных причин и источников слухов,  а так же мотивов распространения слухов.

3. Наладить контакт с людьми, пострадавших от этих слухов (как в моральном, так и в материальном плане). Показать им, что вы делаете все возможное и готовы бороться со слухами.

4. Немедленно предоставить всю информацию по данному конкретному вопросу.

5. Попытаться распространить контрслух и, тем самым, отвлечь общественность от основной проблемы.

6. Заручиться поддержкой "третьей стороны" (лидеры общественного мнения, важные лица региона или сферы бизнеса и т.д.)

7. Не упоминать о слухе. Информируйте общественность без упоминания о ложной информации. Иначе слух постоянно будет везде  фигурировать и может приобрести большие масштабы.

Приведем пример, показывающий силу слухов:

В 1995 году газеты пестрили заголовками об известной компании Walt Disney.
Нелицеприятная информация об этой компании заключалась в том, что Walt Disney обвиняли в  том, что мультфильмы этой компании  содержат информацию неприличного характера, развращающую детей. В частности, говорилось, что в мультфильме "Аладдин" главный герой говорит: "Дети, будьте хорошими и снимите одежду". Конечно, пока слух передавлся из одной газеты в другую, подобные послания уже успели найти и в мультфильмах "Русалочка" и "Король Лев". Одна из женщин, которая постоянно покупала своим детям мультфильмы Диснея, услышав такую информацию, выбросила все кассеты, хотя сама подобных слов в мультфильмах не слышала. Эти слухи обошли весь мир, несмотря на то, что компания отрицала все обвинения. Это говорит о том, что слухи очень сложно пресечь, а иногда просто невозможно.