Наличие своего сайта приносит множество выгод. С его помощью можно не только продавать что-то или оказывать услуги. Набирают популярность разнообразные блоги, обучающие, рекламные и сайты-визитки. И каждые владелец веб-ресурса ожидает стремительного дохода и огромный наплыв клиентов. Но этого может не произойти, даже если портал отлично собран и наполнен качественным контентом. Проблема может заключаться в "юзабилити".
Что это за фрукт?
Usability (в народе юзабилити) - это степень удобства интерфейса сайта, которая предназначена прежде всего для пользователя. К примеру, если на сайте куча не подогнанных по размеру картинок, статьи написаны несовместимыми шрифтами и разукрашены в разные цвета и все в этом роде, то сайт никогда не будет популярным. Зайдя на подобный сервис, гость пару секунд повисит там и сразу же уйдет. И в 40 % случаев этот пользователь больше туда не вернется, помня о неудачном опыте. А это огромные денежные потери. При чем это касается не только главной страницы, а всего сайта в целом, ведь на него могут зайти через гиперссылку.
Юзабилити изучает следующие вопросы:
- Быстрота обучения. Время, за которое клиент осваивается на сервисе.
- Навык пользования. Как быстро посетитель начал решать свои вопросы?
- Память. Запоминание схемы работы на сайте, чтобы без проблем решать свои проблемы.
- Ошибки. Как часто юзер ошибается во время поиска интересной ему информации?
- Чувство удовлетворенности. Доволен ли гость порталом или же нет?
Как повысить юзабилити?
В теории все просто. Нужно всего-навсего сделать понятное меню, приятный дизайн, наполнить разделы качественным контентом. В общем сделать все, чтобы юзер чувствовал себя как дома. Однако на практике все немного сложнее. Перед тем, как проектировать сайт, нужно точно знать предназначение сайта, его целевую аудиторию и что посетители должны на нем делать. Для этого необходимо создать прототип сайта, протестировать его и улучшить на основе полученных данных. Далее наполнить его полезным для пользователей контентом. Все статьи не должны быть одним сплошным текстом. Лучше всего будет разделить их по смыслу на абзацы и разбавить списками, таблицами и подзаголовками. Снова тестируем и прогоняем будущий веб-сервис на всех существующий браузерах с разными размерами.
Интерфейс портала должен быть построен по следующим правилам:
- навигация должна быть предельно понятной для посетителя и поискового робота и размещаться на каждой странице;
- нужно сделать удобную карту сайта, в которой похожие по содержанию странички будут объединены в один раздел или подраздел;
- не стоит опускаться ниже второго третьего уровня, так как пользователь уже после третьего клика может развернуться и искать нужную ему информацию на другом сайте. Роботы ведут себя также. Если искомый контент не закопан в глубине, то это хорошо отразится на индексации;
- лучше всего создавать ссылочный текст, в котором будут ссылки на другие статьи по похожей теме. Это понравится и поисковым роботам, и пользователям. Ссылки необходимо подчеркивать или как-нибудь выделять;
- рекомендуется использовать, так называемые, хлебные крошки. С их помощью гость запросто может найти свое местоположение и без проблем переместиться на уровень выше.
- заголовки нужно делать краткими, интересными и отвечающими сути текста. Также в заголовок будет полезно включить ключевую фразу;
- контактную информацию следует размещать вверху и внизу (в подвале);
- если есть возможность заменить JavaScript на CSS, то нужно это сделать. В результате время загрузки страницы уменьшится;
- не все люди владеют хорошим зрением, поэтому нужно сделать переход на упрощенный сайт для людей с ограниченными возможностями;
- установить статистику сайта, по которой можно определить количество посещений за любое время, на какие разделы заходили, и что остановило двигаться дальше.
Ни в коем случае не стоит забывать о юзабилити сайта, так как от этого зависит успех проекта и наплыв посетителей.