Название одного из ведущих автомобильных концернов - «Фольксваген» (Volkswagen AG) в переводе с немецкого означает «народный автомобиль». Датой рождения Volkswagen AG можно считать 1934 г., когда известному в то время конструктору и основателю одноименной компании Фердинанду Порше немецким правительством была поручена разработка и внедрение легкового автомобиля. Потратив один год на разработку и два на испытания, в 1937 г. на суд общественности была представлена серия автомобилей VW30. К 1938 г. автомобиль после доработки приобрел законченную и узнаваемую до сегодняшних дней внешность, а благодаря журналистам из New York Times, обозвавшим автомобиль «жуком», авто получило имя.
Несмотря на специально построенный в Вольфсбурге автозавод для выпуска «жуков», являвшийся на то время крупнейшим в Европе, автомобилей было выпущено всего двенадцать штук. Начавшаяся война требовала вооружения, и завод был перепрофилирован на производство легковых вездеходов Kubelwagen, а выпущенные «жуки» поступили в распоряжение высшего эшелона власти Германии.
В послевоенное время Вольфсбург, а вместе с ним и автозавод, оказались на контролируемой английскими войсками территории. Может, благодаря этому завод мало пострадал, и уже в 1947 г. автомобили были представлены на выставке в Ганновере, где получили высокие оценки и всеобщее признание. Начали поступать заказы – вначале из Голландии, на тысячу авто, а затем и из Швеции, Бельгии, и других европейских стран.
Начало 1948 г. стало началом новой эпохи для компании. Фольсваген возглавил Генрих Нордхофф, принесший в жизнь предприятия свежие идеи. Новый руководитель привел с собой и новую команду, состоявшую из высококвалифицированных инженеров и конструкторов. Именно благодаря их усилиям в 1949 г. с конвейеров серийно начали сходить автомобили с кузовами кабриолет и лимузин, имевшие частично синхронизированный двигатель и хороший комфортабельный салон. В этом же году произошла национализация предприятия – компания вновь стала принадлежать немцам.
Компания начинает развивать сеть фирменных станций технического обслуживания и консультационных центров, обеспечивая тем самым своим клиентам всестороннюю поддержку. Благодаря умелой маркетинговой политике к концу 1948 г. реализация автомобилей достигла небывалых на то время размахов: 15 тысяч автомобилей внутри страны и 50 тысяч – на экспорт. Производство наращивалось гигантскими темпами: в 1949 г. – 100 тыс. машин, 1950 г. – полмиллиона машин, 1955 г. – миллион! Рекламный слоган Фольсваген – «Он - член моей семьи!» - воплотился в жизнь. Германия стала «тесноватой» для концерна, и Фольсваген начинает мирную экспансию. Филиалы и заводы концерна начинают появляться во всем мире: в 1953 г. «завоевана» Бразилия, в 1956 г. - ЮАР, в 1957 - Австралия и в 1964 – Мексика.
Примерно в это же время «Фольсваген» начинает тесно сотрудничать с итальянской компанией Ghia. Результатом такого сотрудничества стало появление на рынке в 1955 г. модифицированного Volkswagen-1200 – спортивного купе, получившего название Karmann-Ghia. В 1961 г. модельный ряд пополнился седаном Volkswagen-150, имевшим увеличенный объем двигателя. Именно на базе такого двигателя было развито производство Karmann-Ghia в исполнении купе и кабриолет. Название автомобиля объясняется тем, что кузов для него проектировала итальянская фирма Ghia, а собирался он на заводе немецкого предприятия Karmann, расположенном в Оснабрюке.
С 1965 г. «Фольсваген» активно поглощает другие компании: у «Даймлер-Бенц» куплена автокомпания «Ауди», чуть позже – испанский «СЕАТ» (SEAT) и чешская «Шкода». Был создан концерн VAG (Volkswagen-Audi), но спустя время «Ауди» все-таки получила независимость, превратившись в дочернее предприятие с правом принятия решений во всех ключевых вопросах и собственной стратегией развития.
В 1968 концерн выпускает автомобиль VW-411 с двигателем на воздушном охлаждении объемом 1679 куб.см. Вопреки ожиданиям руководства компании, реализация авто шла довольно вяло. В 1969 г. «Фольсваген» поглощает фирму НСУ и производит первый переднеприводной автомобиль К-70, который можно было приобрести с одним из двух двигателей: 1,6 л или 1,8 л. Начинается также совместный с Porsche выпуск спортивных автомобилей Volkswagen-Porsche-914 с четырех- и шестицилиндровыми двигателями объемом 1679 и 1991 куб.см. В 1970 г. с конвейеров сходит VW-181, имевший открытый кузов и внешне напоминающим армейское авто. Позднее, в 1979-м, он был модернизирован в легкий полноприводной армейский lltis.
В 1973 г. «Фольсваген» производит переднеприводной Passat, комплектуемый широкой гаммой двигателей: от 1297 до 1588 куб.см. Спустя год появилось трехдверное купе Scirocco, с двигателями 1093- 1588 куб. см. Однако, концерн продолжал терпеть убытки, размер которых составил 800 миллионов немецких марок . Жесточайшая конкуренция требовала поиска новых маркетинговых решений, и они были найдены – в 1974 г. свет увидел Golf I, а год спустя был выпущен трехдверный переднеприводной Polo, конструктивно аналогичный Audi -50, и по внешности брат-близнец «Гольфа». Polo комплектовался двигателями объемом 895-1272 куб см. и пользовался успехом у клиентов, чем укрепил финансовое положение концерна. Golf стал новым этапом в эволюции компактных автомобилей, которые получили практически официальное наименование «гольф-класс».
В первоначальном варианте Golf представлял собой трех- или пятидверный хетчбек, сочетавший в себе экономичность, надежность и невысокую цену. Благодаря этому модель стала хорошо продаваемой, и с лихвой покрыла убытки предприятия за прошлые годы. О необычайной популярности модели свидетельствует тот факт, что менее чем за три года от начала выпуска был произведен миллион автомобилей!
«Куй железо, пока горячо!» - решило руководство «Фольсвагена» и продолжило модернизацию Golf. В 1983 г. выпускается Golf II, а спустя восемь лет – и Golf III.
В 1995-1996 гг. Golf становится лидером продаж. 17 млн. автомобилей Golf было выпущено и продано компанией за двадцатитрехлетний период!
Вариаций на тему Polo было множество. Например, в 1980 г. выпускался седан Volkswagen Jetta, эволюционировавший в 1992 г. в Volkswagen Vento. Эта модель имела подвеску Polo третьего поколения и продолжила успех компании. А с 1994 г. начали выпускаться Polo третьего поколения: трех- и пятидверные хетчбеки, седан Classic и пятидверный универсал Variant. Авто третьего поколения комплектуются двигателями емкостью до 2 л и мощностью 50-101 л.с.
Модели совершенствовались: в 1982 г. на базе Passat был выпущен седан Santana – первое в истории концерна авто с пятицилиндровым бензиновым двигателем объемом 1994 куб. см. Scirocco в результате модернизации превратился в трехдверное купе Corrado. В 1992 г. дебютировал седан Ventо, созданный на базе Golf III. Наделив динамичное авто громким итальянским именем (“Vento” – в переводе «ветер»), производители комплектовали модель 4- и 6-цилиндровыми двигателями увеличенной мощности (до 174 л.с.) и объема (до 2,8 л).
Результатом совместной работы с европейским отделением «Форда» стало появление в феврале 1995 г. минивена Volkswagen Sharan, выпускаемого в 3- и 5-дверном исполнении с передним, либо полным приводом. Агрегатируется модель бензиновыми или дизельными двигателями объемом 1,9 – 2,8 л и мощностью 90 -174 л.с.
Уже спустя год был представлен Passat нового, пятого поколения. В модели были применены более мощные двигатели, аналогичные автомобилям «Ауди» А4 и А6, характеризуемые широкой гаммой двигателей: 4-,5-, или 6 цилиндров объемом 1,6-2,8 л и высокой мощностью. На сегодняшний день Passat – одна из более популярных моделей в Европе.
Конец века ознаменовался появлением Volkswagen Bora – преемника Golf IV. В отличии от своего предшественника Bora стал более вместителен и комфортен.
Филиалами Volkswagen AG, размещенных в 15 странах мира, выпускаются несколько моделей с учетом местных требований. Среди них - Gol, Parati и Santana, разработанные на базе ранее выпущенных автомобилей. Мексиканский филиал вплоть до 2003 г. продолжает выпускать «жука» (Beetle), ставшим своеобразной визитной карточкой компании. В 1998 г. «жук» претерпел значительные изменения: его поставили на переднеприводное «гольфовское» шасси, оснастили более мощными двигателями и снабдили большим кузовом, что позволило отнести его к классу спортивного купе.