- Красота и здоровье
- Мировое здоровье
Жизнь под знаком «ЭКО» легка, чиста и прекрасна. Тем не менее в ней тоже есть место конфликтам и проблемам. Нужно быть к этому готовыми и выбирать для их решения самые простые и натуральные способы.
Напрасные старания?
В рекламе экологических товаров чаще, чем в любой другой, можно увидеть целую семью. Это не для красоты — семья является частью эко философии, условием нормальной, естественной жизни. Однако, что касается семейного выбора товаров, услуг, отдыха, то как раз единства часто и не бывает.
Подавляющее большинство тех, кто увлечен экологической идеей — женщины. Мужчин больше интересуют вопросы практичности, стоимости и удовольствия. Особенно если речь идет о чем-то повседневном, бытовом. Выбирая место под строительство дома, мужчина будет интересоваться планами по застройке района, наличием коммуникации и предприятий, которые могут влиять на воздух, но, увидев в магазине колбасу со скидкой, ни разу не задумается: «Контролировал ли производитель качество кормов? Заботился ли о том, чтобы животные не страдали?». А жене, не увидевшей значка «Эко», скажет: «Какая разница, был у свиньи стресс или нет? Она же в любом случае уже колбаса. И, кстати, попробуй. Хорошая позитивная свинья. С перцем». Дети увлекаются экологической идеей еще меньше. Даже те, кого с рождения приучают к гармонии с природой, способны выражать протест, обнаружив, что можно жить по-другому.
Прививать экологическое сознание надо демонстрацией хорошего примера, поощрением, созданием условий, при которых такое поведение приносило бы эмоции со знаком плюс. Одно дело — предложить: «Давайте делать настоящее мороженое!». Другое — спрятать принесенный гостями десерт в холодильник, а детям пообещать: «Сама вам потом приготовлю из хороших продуктов, а эту химию выбросим».
Дорогое удовольствие
Экологичный — натуральный — простой — дешевый. Какое слово лишнее в этом ассоциативном ряду? Последнее. Тот, кто старается жить в гармонии с окружающей средой, вынужден признать: все, что идет с приставкой «Эко», обходится дороже. Иногда можно легко объяснить себе, за что приходится переплачивать, и согласиться с этим. Понятно, что вырастить огурцы просто в земле, используя лишь воду для полива, гораздо сложнее, чем если посыпать все усилителем роста и через месяц собрать тонну урожая. Но почему дороже стоят и занавески (они ведь даже некрашеные), и детские игрушки (простая деревяшка), и крем (его еще самой и смешивать надо)? В такие моменты даже самые ярые защитники природы начинают проявлять недовольство. Но дело не только в цене как таковой. Экологически направленная жизнь более затратная и в том, что касается времени и сил. Магазины натуральных продуктов не всегда находятся рядом с домом, а одежда, обувь, мебель, посуда часто требуют довольно трудоемкого ухода. Иногда внутренний конфликт с самим собой становится открытым.
Если изначально видеть много положительного в каком-то увлечении (убеждении), то все, что ему сопутствует, надо рассматривать позитивно. Далеко ехать за продуктами? Больше приходится тратить сил? Зато это дополнительная физическая активность, которая, по сути также входит в понятие здоровой и сообразной с природой жизнью.
Чем больше человек пристрастен к любой идее, тем чаще он ловит себя на мысли, что хочет приобщить к ней окружающих. Даже самые скромные и тихие люди чувствуют в себе силы сделать замечание, дать совет: «Во всем мире люди отказываются от полиэтилена. Почему в таком приличном магазине еще нет бумажных сумок?», «Вот вы завели машину и стоите рядом, разговариваете. А, знаете, сколько сернистого ангидрида и свинца уже выделилось?». Но большинство людей ни советов, ни замечаний не любят. Поэтому мелкие стычки, конфликты и недоразумения случаются часто, что неприятно, даже если считать просвещение своей миссией. Однако конфликты бывают и со «своими» — теми, кто экологические взгляды приветствует. Ведь на самом деле в этой среде нет единства и у каждого собственный план спасения планеты. Одни считают, что самое главное — избегать контакта с «химией». Другие выступают за экономию ресурсов. А третьи полагают, что главная помощь планете заключается во вторичном использовании вещей.
Прежде всего, надо посмотреть на себя: сколько полезного текущий образ жизни приносит экологии? А чтобы обрести новых сторонников, стоит отказаться от методов давления и устыжения. Ярко, эмоционально — так должна выглядеть каждая экореплика. Но без конкретного указания, замечания, обвинения. Хороши также метафоры, сравнения - «Наши цветы как глоток свежего воздуха для города».
Благодарности не будет?
Если мы расположены к человеку, то ждем (чаще подсознательно), что и он будет добр к нам. Если мы так много делаем для мира, то хочется, чтобы мир это ценил. Есть и побочные эффекты, из-за которых жизнь в экологическом стиле нам нравится. Можно похудеть, познакомиться с новыми людьми, обрести единомышленников, привлечь к себе внимание, прослыв увлеченным человеком. Первое время люди, захваченные какой-либо идеей, усиленно работают на нее, предвкушая все эти бонусы, потом начинают пожинать плоды своей деятельности и, вдохновившись ими, идут дальше. А если никаких позитивных изменений нет, что тоже случается? Люди в такой ситуации или бросают все, или, наоборот, начинают действовать с утроенной силой. Однако боевой настрой: «Я сделаю мир лучше, он от меня не отвертится» — с истинными экологическими идеями уже ничего общего не имеет.
Установки на экологичность могут сделать жизнь лучше, но не стоит забывать и о других факторах счастья! Кроме того, идеи, взгляды — все важно адаптировать к конкретной семье, обществу, ситуации. Только тогда они будут приносить радость вам, окружающим и миру.