- Портал копирайтеров
- Читальный зал копирайтера
Вторая часть путевого дневника вновь присоединившегося к сообществу web-3.ru (см. «ссылка»)
Да, портал (или сайт) копирайтеров заслуживает особого внимания. Во-первых, потому что он должен обслужить особые, специфические потребности eTXT.ru в части работы с копирайтерами. А во-вторых, это же матрица, образец для других, тематических порталов (сайтов). Значит, должен быть образцовым во всех отношениях.
Вопросы, идущие ниже по тексту, адресованы и тебе, Читатель. Попробуй дать ответы, сформулируй их почетче. И поделись с коллегами своим видением. Вместе найдем решения. Они только так и могут быть найдены.
1 «Портал копирайтеров»
…а Заказчики, как быть с ними? Полностью игнорируем эту категорию или предусматриваем для нее специальные точки входа? Портал Заказчиков? А если не точки входа, то, по-крайней мере, как-то учитываем их присутствие, ждем, готовимся, радостно приветствуем или игнорируем?
И от определения позиции web-3.ru в целом и портала «Копирайтер» в частности по отношению к заказчикам нужно перейти к механизмам ее реализации. Посмотреть: то, что определено на словах – оно как будет реализовываться? При помощи каких механизмов, элементов структуры, процедур?
2 Читальный зал
2.1 Статьи. Нужен был бы каталог. Или, там, какой-то рубрикатор. Вспомогательный механизм, структура. Чем больше статей, тем острее будет этот вопрос.
2.2 Обзоры бирж. Это, скорее раздел «Маркетинг», а не «Читальный зал». Назначение? Регулярность обновления? Комплексный показатель рейтинга (нужно разработать методологию, алгоритм подсчета). Супер-обзор: постоянно (еженедельно?) обновляемое табло с данными по всем биржам или наоборот – регулярный (месячный) маркетинговый отчет с диаграммами динамики показателей.
Это очень большая трудоемкость, в полном варианте целый человек. Зато очень эффективно выведет портал на позицию «над биржами». Но нужно ли это? Опять для ответа нам нужен Проект с четкой постановкой задач для web-3.ru в общем и его копирайтерского фрагмента в частности. Если нужно – значит нужно. И тогда потребуется только придумать, как это сделать.
2.3 Культура языка. Очень нужное направление работы, но как его обеспечивать, как продвигать, при помощи чего? Нужна модель, концепция, план. Предложить все это должен главный по литчасти. Есть такой (такая)? Выходи, покажи направления движения, опиши трудности, проблемы, расскажи, как с ними бороться. Конечно, не все получится, но к концу года (если сложится годовая программа работы) портал будет уже не тот. Чуть-чуть ближе к цели. А как ее измерить? Наверное, средним количеством ошибок на тысячу знаков. Ведь если мы хотим повышать грамотность копирайтеров, то нужно же ее и мерить. А как иначе? И тут мостик к еще одному рейтингу для копирайтеров.
2.4 Перлы. Это, по-видимому, часть «Культуры языка». Но модель (или часть модели, которая будет предложена для «Языка») все равно нужна. Зачем, цели, задачи, критерии достижения, процедуры или механизмы. Ведь если просто печатать, то бишь размещать на сайте, то это тянет только на «оживляж» и «развлекаловку». Это тоже нужно, но насколько? Ведь ресурс-то на эту работу тратится.
3 Программы для копирайтеров
Наверное, тут можно было бы показать и другие средства. А нужно? В какой форме? Аннотации? Советы бывалых пользователей? Это перекликается с форумом. Возможно, нужно что-то другое для поддержки движения в этом направлении. Необходимо иметь перед глазами Проект, в нем поискать разделы или пункты, завязанные на программное обеспечение, а потом исследовать каким-то образом (опрос?) отношение к этому аудитории. Уверен, узнаем от нее много интересного, а может быть и неожиданного.
И если мы говорили о том, что работа по литературной части очень важна для портала, то, наверное, то же самое нужно сказать и о программных средствах? В том смысле, что нужен зам. главного редактора по этому направлению работы. С определенным набором прав и обязанностей, первейшей из которых является разработка годового плана работы. Или, если угодно, Программы. Которая отличается от плана тем, что содержит некий анализ достигнутого положения, спецификацию проблем и обоснование выбранного графика движения на будущее – собственно плана.
А собственно портал, его интерфейс, информационная база, процедуры, перспективные пилотные проекты, скажем, с новыми технологиями (какими?) – это часть данного направления работы? Наверное, но точно это должны определить главный редактор и его заместитель по программным средствам. Или главный программист, если это звучит привычнее
4 Ссылки
Без раздела – журнал «Редактор». Разве это не «Читальный зал» в чистом виде?
4.1 Рассылки. Тоже, по-видимому, логичнее иметь такой раздел в читальном зале.
4.2 Блоги. Конкуренты или союзники?
Зачем они для Портала? Зачем они на Портале для авторов? Можно ли совместить интерес?
Обзор блогов? Аннотации (перекрестные или авторские?)? Право на открытие блога на Портале (накопленный рейтинг) или наоборот – привлекать начинающих?
Посещаемость? Реклама? Экскурсия по блогам для начинающих?
Мы затрагивали этот комплекс вопросов в первой части, когда говорили об отношениях между eTXT.ru и web-3.ru. Ну очень сложный вопрос. Требует аккуратной и методичной работы по прояснению. И небыстрой – «торописссья тут не нужно», как говорил известный герой. Потенциал большой, но взять его непросто. А сделать это можно только в результате длинного разговора с блоггерами. Поиска оптимальной модели.
4.3 Биржи. Повторяем «Читальный зал». Очевидно, ссылки нужно иметь там рядом с другой информацией по биржам.
4.4 Словари, энциклопедии. По смыслу это тоже «Читальный зал». Почему в Ссылках?
4.5 Сервисы. Ну, а это, наверное, «Программное обеспечение».
4.6 Раздел в целом представляется каким-то лишним. Ведь ссылки как таковые самостоятельного значения не имеют, они хороши «при» информации, рядом с ней, даже, наверное, внутри нее. Или нет?
5 Книжная лавка, библиотека
Возможно, это одно и то же. Хотя «за деньги», наверное, могли бы наполнять сами магазины? Или посетители сайта. А «бесплатно» - уж точно посетители. Или эксперты различных статусов?
Снова возвращаемся к тому, что нужно видеть задачу, поставленную перед данным разделом, его ресурсы и механизмы реализации. Можно зайти и с другой стороны. Каждый посетитель безусловно имеет сложившийся механизм обеспечения себя литературой в том или ином виде. Можно говорить о том, что web-3.ru дополняет его? Или заменяет? Или что-то промежуточное? Какова эффективность работы раздела? Сколько у него благодарных посетителей? Сколько переходов?
6 Порталы
При перечне порталов хорошо бы видеть их мощь, кадровый потенциал, информационную насыщенность, возможно, все это в месячной динамике. Для кого это было бы интересно? Да для всех – и для копирайтеров, и для заказчиков.
7 Эксперты
См. первую часть публикации. «ссылка»
8 Форум
8.1 Зачем форум web-3.ru в целом и его отдельным тематическим порталам
web-3.ru вполне органично ориентирован на статью-комментарий, блог, комплект статей, поддержанный набором ссылок. Форум носит для него вспомогательный характер и совершенно неразвит. Ах, есть же еще и чат! То есть, форуму, как представляется, не осталось места под солнцем web-3.ru, его нишу заняли другие средства коммуникаций.
Но если говорить о возможностях форума в части организации и поддержания активной дискуссии, начального обучения, повышения квалификации опытных копирайтеров, сбора замечаний и предложений – не может быть сомнения в том, что эти возможности невозможно переоценить. И ведь дискуссия - это основной двигатель или катализатор прогресса для любого интеллектуального продукта. Выходит, в активизации работы форума заложен большой резерв для успеха web-3.ru?
Конечно, форум web-3.ru должен повторять структуру тематических порталов, но, быть может, под таким вот углом зрения: оценка достигнутого уровня, сильные и слабые стороны, предложения по развитию. Это по порталам как таковым, по их состоянию и развитию. А по их проблемным областям, т.е. по тематике, которая освещена на портале – это отдельно? Ну, то есть, в том же форуме, но в других ветках. А нужно ли это вообще? Ответ должны дать главные редакторы тематических порталов (сайтов). Исходя из тех задач, которые они поставят перед своими редакциями на 2010 год.
8.2 Уровни в части повышения квалификации копирайтеров
Их видится три:
- Вводный курс, ответы на популярные вопросы (ФАК) - для начинающих. Чем это не чистые ФАК? Тем, что в форуме с этими вопросами намного удобнее работать: проявляется структура, можно оперативно менять (наращивать) тело руководства. Кто-нибудь видел книжку «Руководство пользователя»? Раньше были. У меня есть по Windows 3.0. Храню как раритет. Исчезли не просто бумажные книжки, исчезли разработчики, которые вместе с информационным продуктом готовят и соответствующую документацию для пользователя. Как неотъемлемую часть продукта. Форум – оптимальное место для размещения такого обзорного курса по технологии копирайтерского дела. Эта часть (из трех предложенных) самая простая.
- Вопросы технологии, мастерства и эффективности – для опытных. Здесь на первое место выходит оперативность, живой обмен мнениями, опытом. Мелочь, которая не тянет на статью, может эффективно отрабатываться в форуме: фиксироваться как таковая, оцениваться сообществом и давать маленький но конкретный импульс дальнейшему развитию и отдельных копирайтеров и web-3.ru в целом.
Нужен интерес посетителя к этой форме общения. Продвинутого, опытного копирайтера, сугубого индивидуалиста, который и работает-то по большей части в одиночестве. Стоп! Так он же должен стремиться к общению. Именно потому, что работа у него индивидуальная. Тот, кто в офисе целый день скачет как белка - он хочет покоя, а тот, кто целый день один на один с Клавой… Нет, к сожалению, с «клавой»… Есть над чем подумать.
- Философия профессии и отрасли – для думающих. Тут важен вопрос организации дискуссии, ее тематики, результативности (что это такое?) и самого процесса (это уж точно). Тут есть над чем думать уже в квадрате.
Как реализовать эти уровни в структуре форума – нужно советоваться с программистами. Уводить форум на специализированный сайт – терять трафик, а если уж форум свой, то может быть его можно как-то нестандартно оформить. С учетом специфики решаемых задач.
Но сделать все это по отношению к форуму следует: иначе мухи и котлеты вместе и кому-то будет неинтересно, а в итоге – всем. Никто не сможет найти «свои» вопросы. Как сейчас на базовом форуме eTXT.ru – 128 страниц «в ряд».
А уж потом встанет задача раскрутки этого форума, то есть методичного и постепенного расширения круга участников, наращивания тематики, адаптации под новые задачи, которые поставят новые посетители.
8.3 Место размещения Проекта
Проект портала (тот текст, в котором должны быть ответы на все поставленные выше вопросы) в целом и его тематических порталов (сайтов) должны быть представлены именно в Форуме (в той части, которая для публики). И при регистрации – читай Проект. Хотя, конечно, наши люди обычно инструкцию читают в последнюю очередь. Тем не менее.
В форуме Проект подвергается постоянному изучению и анализу со стороны новых посетителей. И здесь же рождаются вопросы и предложения. И, в случае, если это нужно, сразу в текст Проекта вносятся корректировки. Или не сразу, после обсуждения. Это общественная работа посетителей, возможно, оцениваемая специальным рейтингом или другими способами.
Но, может быть, и нет. В принципе, разве не заинтересован каждый в том, чтобы работать на web-3.ru было удобнее – ну, значит и в развитии заинтересован, в формулировке предложений. Через форум. Зачем тут еще какой-то рейтинг?
9 Резюме
Как и в случае с первой частью публикации, автор имеет своей целью всего лишь инициировать дискуссию относительно поднятых вопросов, новых, сложных, но очень важных для перспектив web-3.ru. И приглашает заинтересованных лиц… а разве у нас тут есть другие? Ну, вот это мы и узнаем теперь поточнее.
fad
Портал копирайтеров еще в стадии разработки, предлагаю в форуме создать тему и обсудить дальнейшее развитие портала.