Августовские праздники

РОССИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ В АВГУСТЕ

Праздник 1 августа. День тыла Вооруженных сил Российской Федерации

День тыла Вооруженных сил Российской Федерации

1 августа военнослужащие, работники тыловых служб отмечают свой профессиональный праздник - День Тыла Вооруженных

Сил, который был учрежден приказом министра обороны РФ от 7 мая 1998 года.

Образование

органов тыла непосредственно связано с формированием русской регулярной армии, у истоков которой стоял Петр I. В 1700 году были созданы Провиантский приказ (для поставок армии хлеба, крупы, зернофуража) и Военный приказ, отпускавший ассигнования в числе других первостепенных нужд на снабжение войск обмундированием.

За столетия части, соедин

ения и учреждения Тыла прошли сложный путь развития. Тыл многократно реорганизовывался, менялся его статус.

1 августа 1941 Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин подписал приказ Народного комиссара обороны СССР № 0257 "Об организации Главного управления тыла Красной Армии...", объединившего в своем составе штаб начальника тыла, управление ВОСО, автодорожное управление и инспекцию начальника тыла Красной Армии. Была введена должность начальника тыла Красной Армии, которому помимо Главного управления тыла Красной Армии "во всех отношениях" были также подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления. Должность начальника тыла вводилась также во фронтах и армиях. Начальником тыла Красной Армии был назначен заместитель Народного Комиссара Обороны СССР генерал-лейтенант интендантской службы А.В. Хрулев, начальником его штаба - генерал-майор интендантской службы П.В. Уткин. Сведение под одно начало всей совокупности снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии.

Структуры Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечивают всем необходимым не только военнослужащих, но и боевую технику;

осуществляют жизнеобеспечение военных гарнизонов и проводят ряд других мероприятий в соответствии с поставленными задачами.

"Учитывая важное значение тылового обеспечения армии и флота, отмечая боевые заслуги перед Отечеством ветеранов и личного состава Тыла Вооруженных Сил и в связи с его 300-летием”, 29 июля 2000 года Президент России Владимир Путин подписал указ "О 300-летии Тыла Вооруженных Сил", согласно которому 1 августа 2000 года был установлен и торжественно отмечен памятный день - 300-летие Тыла Вооруженных Сил.

Более трехсот лет прошло со дня учреждения в России структур, отвечающих за централизованное тыловое обеспечение войск. За это время органы снабжения армии и флота, развиваясь по мере совершенствования средств и способов вооруженной борьбы, стали надежной структурой в деле поддержания боеготовности Вооруженных Сил на должном уровне.

Многогранная страница в истории Тыла Вооруженных Сил - достойный вклад его специалистов в победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Под руководством созданных в 1941 году центральных органов тыла Красной Армии воины-тыловики своим трудом сумели в короткие сроки восполнить потери первых дней войны, установить четкую систему всестороннего снабжения войск и сил флота, которая способствовала проведению десятков стратегических и более тысячи армейских операций.

За образцовое выполнение заданий командования, личное мужество и инициативу многие специалисты Тыла Вооруженных Сил награждены высокими государственными наградами. Более ста из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.

Сегодня Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации - это один из важнейших составных элементов Вооруженных Сил, на который возлагается обеспечение в мирное и военное время повседневной жизнедеятельности войск. Это продовольственное и вещевое снабжение военнослужащих, медицинское, торгово-бытовое, санитарное обслуживание личного состава и обеспечение войск горюче-смазочными материалами. Это удовлетворение транспортных потребностей войск, инженерно-аэродромное и аэродромно-техническое обеспечение авиации, выполнение противопожарных и экологических мероприятий и многое другое. В его состав входят штаб тыла, 9 главных и центральных управлений, 3 службы, а также органы управления, войска и организации центрального подчинения, тыловые структуры видов и родов войск Вооруженных сил, военных округов и флотов, объединений, соединений и воинских частей.

Праздник 2 августа. День Воздушно-десантных войск Российской Федерации

День Воздушно-десантных войск Российской Федерации

2 августа каждого года Россия традиционно отмечает День Воздушно-десантных войск Российской Федерации - праздник смелых и отважных бойцов, для которых нет важнее задачи, чем задача защищать интересы России.

Воздушно-десантные войска ведут свою историю с 2 августа 1930 года. Во время показательных учений Московского военного округа впервые был сброшен десант из 12 человек и вооружения для них. После приземления парашютисты, собрав контейнеры с пулеметами, винтовками и боеприпасами, выполнили поставленную боевую задачу. Эксперимент прошел успешно. Итоги проведения в начале 30-х годов ряда учений и маневров по высадке десанта позволили приступить к формированию авиадесантных частей. Первый опытный отряд численностью 164 человека был создан в Ленинградском военном округе, а к 1934 году в десанте уже служило 8000 бойцов.

В основу теории предназначения и роли ВДВ легли труды М.Тухачевского. Разработка средств десантирования велась в Научно-исследовательском институте Военно-Воздушных Сил под руководством П.Гроховского, над парашютной техникой трудился коллектив, возглавляемый директором завода М.Савицким. Им был сконструирован отечественный парашют ПТ-1 для совершения учебно-тренировочных прыжков, вытеснивший зарубежные. Затем был создан специальный десантный парашют ПД-1 конструкции Н. Лобанова. Для десантирования широко использовался самолет ТБ-3. Он брал на борт по 35 десантников, а на внешнюю подвеску легкий танк или бронеавтомобиль, или две пушки калибра 76 мм.

На маневрах в Киевском военном округе в сентябре 1935 года в присутствии иностранных делегаций был выброшен невиданный в мировой практике крупный парашютный десант в составе 1200 человек, который выполнил задачу по захвату аэродрома и обеспечению высадки двух полков 59-й стрелковой дивизии с легкими танками, артиллерией и другой техникой. На учениях в Белоруссии прыгнуло уже 1800 парашютистов, а на маневрах в Московском военном округе - 500 десантников обеспечили десантирование посадочным способом 5272 человек 84-й стрелковой дивизии. Первый боевой опыт советские десантники приобрели в боях по разгрому японских милитаристов на реке Холхин-Гол, в финской войне, в освободительном походе Красной Армии в Бессарабии.

Нарукавные знаки в ВДВ появились несколько позже. 3 июня 1946 года воздушно-десантные войска были выведены из состава ВВС и подчинены непосредственно Министерству Вооруженных Сил СССР, т.е. стали отдельным родом войск. Тогда же была разработана и форма одежды для десантников. Но первый нарукавный знак был утвержден только 18 августа 1948 года.

Воздушно-десантные войска, девиз которых: "Никто, кроме нас!", всегда считались армейской элитой, а служба в них - самой трудной, но и престижной.

На плечи служащих в рядах ВДВ, как правило, выпадали задачи переправки вооружения, питания и боевые высадки в тяжело доступные точки.

Только сегодня подвиги служащих ВДВ удостаиваются награды, а в годы Великой Отечественной войны, служащие, как правило, попадали в плен и если возвращались, то попадали под надзор НКВД.

Праздник 3 августа. День железнодорожника

День железнодорожника

В первое воскресенье августа труженики стальных магистралей страны как всегда отмечают свой профессиональный праздник – День железнодорожника. Корни праздника День железнодорожника уходят ко времени массового развития железнодорожной сети в России в конце ХIХ века.

Чествование Дня железнодорожника установлено приказом по Министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года за №58, следующего содержания: "Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения. Министр путей сообщения князь М.Хилков".

Праздновался День железнодорожника ежегодно 25 июня вплоть до 1917 года. В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом. После 1917 года праздник был забыт почти на двадцать лет. Традиция чествовать железнодорожников возродилась в России лишь в 1936 году. А связано это было с тем, что в 1935 году впервые за много лет был перевыполнен план перевозок. В конце июля в Москве собрались передовики и руководители производств, 56 из них получили ордена. Тогда ряд дорог обратился к правительству с просьбой отмечать ежегодно трудовые успехи. Постановлением Правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на ближайший выходной день. День железнодорожника стал первым профессиональным праздником, широко праздновавшимся в стране.

В истории нашей страны император Николай I обоснованно упоминается как «основатель железнодорожного дела в России». Ведь именно при нем все и началось: и первая прогулочная железная дорога в Царское село, и первая «всероссийская магистраль» от Санкт-Петербурга до Москвы. Кстати, Комитет министров той поры значительным большинством голосов высказывался против строительства железных дорог в стране, и только настойчивость и решительность Николая I способствовали принятию решения – приступить к сооружению магистрали между российскими столицами.

Убеждение в правоте своих суждений и понимание общественного значения железных дорог ясно проявляются в словах, сказанных императором: «Мы терпим от избытка расстояний. Я смотрю на сближение Петербурга с Москвой как на дело великой государственной важности. И надеюсь, что потомство оправдает мое решение». Эти слова лучше всего характеризуют его отношение к новому тогда железнодорожному делу. Благодаря активному железнодорожному строительству к концу ХIХ в. протяженность железных дорог России превысила 33 тыс.км.

В 2008 году праздник День железнодорожника выпадает на 3 августа.

Праздник 6 августа. День железнодорожных войск Российской Федерации

Флаг железнодорожных войск РФ

6 августа в России отмечается День железнодорожных войск Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 1996 № 1040 «Об установлении Дня железнодорожных войск».

История Железнодорожных войск берет начало 6 августа 1851 г., когда Николаем I было утверждено «Положение об управлении Санкт-Петербурго-Московской железной дорогой», согласно которому для ее охраны и эксплуатации должно было быть сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и «телеграфическая» роты. Свое боевое крещение военные железнодорожники приняли в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Особым для Железнодорожных войск России событием явилась русско-японская война 1904-1905 гг. Она убедительно показала решающее влияние железных дорог как на ход вооруженной борьбы, так и на исход войны в целом.

В результате коренных изменений, происшедших в политической жизни страны, 27 января 1918 г. по решению ВЦИК Железнодорожные войска русской армии были расформированы. Однако Гражданская война быстро выявила настоятельную потребность в воссоздании военных железнодорожных подразделений. Поэтому в соответствии с приказом Реввоенсовета Республики № 41 от 5 октября 1918 г. в срочном порядке было сформировано 16 железнодорожных рот.

За время войны с 1918 по 1920 г. Железнодорожные войска восстановили и обеспечили эксплуатацию 22 тыс. км железных дорог, восстановили 3169 железнодорожных мостов. Они обеспечивали боевые действия Красной Армии в ходе военных конфликтов на КВЖД (1929 г.), в районе озера Хасан (1938 г.) и реки Халхин-Гол (1939 г.).

В ходе первой мировой войны военным железнодорожникам пришлось выполнять самые разнообразные работы – возводить заграждения, строить железные дороги, реконструировать их для увеличения пропускной способности, перестраивать узкоколейные железные дороги на широкую колею, развивать узлы и станции в станции снабжения, оказывать техническую помощь тыловым железным дорогам по ремонту верхнего строения пути и подвижного состава. Силами железнодорожных войск были построены бронепоезда, сыгравшие заметную роль в ходе войны. За годы Великой Отечественной войны железнодорожными войсками восстановлено и вновь построено свыше 120 тысяч километров железных дорог, 15 тысяч искусственных сооружений, 8 тысяч станций и разъездов, 2345 пунктов водоснабжения, проложено почти 71 тысяч км линий связи, обезврежено и уничтожено более двух миллионов мин и фугасов, около 60 тысяч неразорвавшихся авиабомб. Строительство железных дорог железнодорожными войсками Российской Федерации не прекращается и в мирное время.

После окончания Великой Отечественной войны Железнодорожные войска активно включились в решение задач по восстановлению, реконструкции и строительству новых железнодорожных магистралей. Только за 1946-1950 гг. Железнодорожными войсками было выполнено 37 млн. м3 земляных работ, построено 6230 км пути, капитально восстановлено 2632 моста.

С 1953 по 1965 г. Железнодорожными войсками было построено 1720 км железных дорог на целине. Большой объем работ по строительству железных дорог был выполнен в Монгольской Народной Республике, где было введено в эксплуатацию 950 км главных и станционных путей от Улан-Батора до китайской границы.

В 70-х годах ХХ века (до начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали) войска принимали участие в строительстве железнодорожных линий Тюмень – Тобольск – Сургут, Ивдель – Обь, Абакан – Тайшет, Суоярви – Юшкозеро и других. Руками военных железнодорожников в эти годы было также построено свыше 5 тысяч км вторых путей, подъездные пути внешнего транспорта к строящимся автозаводам ВАЗ и КамАЗ.

Одной из важнейших строек Железнодорожных войск по праву считается строительство восточного участка Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. С 1974 по 1989 г. было построено 1277 искусственных сооружений, уложено 1466 км главных и 443 км второстепенных путей.

Основные объекты послевоенных лет: шахты Западного Домбаса и Запорожья; вторые пути: Москва-Харьков-Ростов, Харьков-Лозовая-Славенская, Грязи-Лиски-Ростов; Ленинградский и Мурманский узлы; восстановлены и реконструированы железнодорожные линии Москва-Ленинград, Москва-Смоленск, Москва-Брянск-Киев. В настоящее время железнодорожные войска решают вопросы технического прикрытия и эксплуатации стальных магистралей.

В настоящее время железнодорожные войска решают вопросы технического прикрытия и эксплуатации стальных магистралей. Мобильные, хорошо оснащенные железнодорожные войска вносят достойный вклад в развитие железных дорог нашей страны.

Командование железнодорожными войсками всегда уделяет особое внимание повышению уровня подготовки личного состава к выполнению задач мирного и военного времени, обеспечению бесперебойной доставки и охраны военных грузов, живучести железных дорог, высокой боевой и мобилизационной готовности. Опыт, накопленный за историю существования железнодорожных войск, свидетельствует о способности Железнодорожных войск успешно решать самый широкий круг задач. Личный состав настойчиво овладевает новыми методами и современными технологиями, проявляет высокий уровень ответственности при выполнении задач государственной важности.

Современные условия ставят перед Железнодорожными войсками все новые задачи. В соответствии с требованиями времени и внедрением все более сложной техники уровень подготовки личного состава неуклонно повышается, а ее методика постоянно совершенствуется. В Железнодорожных войсках с недавнего времени практикуется получение военнослужащими срочной службы дополнительного профессионального образования. Наиболее актуальными задачами сегодня являются техническое переоснащение, подготовка личного состава и качественное комплектование Железнодорожных войск, совершенствование методов управления и обеспечение социальных гарантий военнослужащих.

Особого внимания заслуживает анализ действий Железнодорожных войск в Чеченской Республике, где ими был выполнен значительный объем работ по восстановлению функционирования железнодорожной сети региона. Обеспечивалась бесперебойность воинских перевозок, ритмичность доставки грузов для восстановления экономики республики. Была проверена на практике готовность частей Железнодорожных войск к выполнению восстановительных работ при попутных разрушениях и воздействиях диверсионных групп противника на железнодорожные объекты.

С начала проведения контртеррористических операций силами Железнодорожных войск обезврежено более 2 тысяч взрывоопасных предметов, проведено сплошное разминирование на 17 тыс. км железнодорожных путей. Только в текущем году было сопровождено более 600 единиц подвижного состава, перевезено более 2 тысяч человек личного состава. За успешное выполнение специального задания в период с 1999 г. по настоящее время более 820 военнослужащих Железнодорожных войск награждены государственными наградами. Анализ действий Железнодорожных войск в Чеченской Республике убедительно свидетельствует, что в восстановлении железных дорог в боевых условиях Железнодорожным войскам альтернативы нет.

Солдаты - железнодорожники вносили неоценимый вклад в строительство железных дорог во все времена – и в эпоху царей, и в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, и в послевоенное время, восстанавливая разрушенное хозяйство страны.

На протяжении своей истории многое в оснащении, тактике и оперативном искусстве Железнодорожных войск изменялось, однако неизменными остаются верность военных железнодорожников долгу и преданность Отечеству.

Праздник 9 августа. День воинской славы России. Сражение у мыса Гангут (1714 г.)

Сражение у мыса Гангут. Гангутское сражение

До начала XVIII века Русское государство было фактически отрезано от морских гаваней, что делало невозможным его дальнейшее экономическое развитие. 19 августа 1700 г. царь Петр I объявил войну Швеции.

Началась борьба России за выход к Балтийскому морю. Швеция в те времена была могущественнейшим государством Европы. Ее король Карл XII имел репутацию величайшего полководца. В ноябре 1700 г. произошло сражение под Нарвой. Русские войска потерпели сокрушительное поражение. Петр I едва смог спастись бегством. Но Карл XII совершил стратегическую ошибку — он счел Россию разгромленной и отправился воевать в Силезию. Петр I получил необходимую передышку. Он сумел сделать должные выводы и нарвского поражения и стал готовиться к длительной и упорной борьбе. Уже в следующем году русские войска заняли несколько городов в Прибалтике. Война со шведами продолжалась с переменным успехом до 1709 г.

В 1709 г. Карл XII вознамерился покончить с Россией. Наступать он предпочел с юга, поскольку вступил в тайный сговор с украинским гетманом Мазепой. 27 июня 1709 г. под российской крепостью Полтава состоялось решающее сражение. Разгром армии Карла XII был настолько сокрушающим, что Швеция уже не смогла от него оправиться. Сам король был ранен, но, бросив свои войска, успел бежать в Турцию. На следующий год к России была присоединена значительная часть Прибалтики, включая Ригу, Ревель (Таллин), Выборг.

После победы под Полтавой русская армия в течение 1710-1713 гг. изгнала шведские войска из Прибалтики. Однако в акватории Балтийского моря продолжал действовать флот Швеции (25 боевых кораблей и вспомогательных судов). Русский гребной флот насчитывал 99 галер, полугалер и скампавей с десантом численностью около 15 тыс. человек. Петр I планировал прорваться к Або-Аландским шхерам и высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). 27 июля (7 августа) 1714 г. началось морское сражение у мыса Гангут между русским и шведским флотами. Петр I, умело используя преимущество гребных судов перед линейными парусными кораблями противника в условиях шхерного района и безветрия, разгромил врага. В результате русский флот получил свободу действий в Финском и Ботническом заливах, а русская армия — возможность для переноса боевых действий на территорию Швеции.

Сражение русского гребного флота при Гангуте в 1714 г., Эзель-ское морское сражение 1719 г., победа гребного русского флота при Гренгаме в 1720 г. окончательно сломили могущество Швеции и на море. 30 августа (10 сентября) 1721 г. в г. Ништадте был подписан мирный договор. В результате Ништадтского мира России были возвращены берега Балтийского моря (Рига, Пернов, Ревель, Нарва, о. Эзель и Даго и др.). Она вошла в число крупнейших европейских государств и с 1721 г. официально стала именоваться Российской империей.

История сражения у мыса Гангут

Сражение у мыса Гангут

Гангут - полуостров в Финляндии (ныне Ханко), у которого 26—27 июля 1714 г. произошло морское сражение между русским флотом под командованием адмирала Ф.М. Апраксина и царя Петра 1 (99 галер) и шведским флотом вице-адмирала Г. Ватранга (15 линейных кораблей, 3 фрегата и II других судов). В мае 1714 г. русские галеры отправились к Аландским островам для высадки десанта. Но у Гангута путь им преградил шведский флот под командованием вице-адмирала Ватранга.

Апраксин не решился на самостоятельные действия ввиду серьезного превосходства шведов в силах (прежде всего в артиллерии) и доложил о сложившейся ситуации царю. Тот прибыл к месту действия 20 июля. Осмотрев местность, Петр велел устроить в узкой части полуострова (2,5 км) переволоку, чтобы перетащить по ней часть своих судов на другой берег в Рилакс-фьорд и ударить ими оттуда в тыл шведам. Стремясь пресечь этот маневр, Ватранг направил в Рилакс-фьорд 10 судов под командованием контр-адмирала Н. Эреншельда.

26 июля 1714 г. наступило безветрие, которое лишило шведские парусные корабли свободы маневра. Петр воспользовался этим. Его гребная флотилия обошла на веслах флот Ватранга и блокировала в Рилакс-фьорде суда Эреншельда. На предложение сдаться шведский контр-адмирал ответил отказом. Тогда 27 июля 1714 г. в 2 часа дня русские галеры атаковали шведские корабли в Рилакс-фьорде. Первая и вторая фронтальные атаки были отражены орудийным огнем шведов. В третий раз галеры сумели наконец вплотную приблизиться к шведским судам, сцепились с ними, и русские моряки бросились на абордаж.

После безжалостной схватки флагманский корабль шведов — фрегат «Элефант» («Слон») был взят на абордаж, и остальные все 10 судов сдались. Эреншельд пытался спастись на шлюпке, но был пойман и захвачен в плен. Шведы потеряли 361 чел. убитыми, остальные (около 1 тыс. чел.) были пленены. Русские потеряли 124 чел. убитыми и 350 чел. ранеными. Потерь в кораблях у них не было.

Шведский флот отступил в сторону Стокгольма, а русские заняли остров Аланд. Этот успех значительно укрепил позиции русских войск в Финляндии. Гангут — первая крупная победа русского флота. Она подняла дух войск, показав, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Петр приравнивал ее по значению к Полтавской битве. Участники Гангутской битвы награждены медалью с надписью «Прилежание и верность превосходит силно». 9 сентября 1714 г. в Петербурге состоялись торжества по случаю Гангутской виктории. Победители прошли под триумфальной аркой. На ней красовалось изображение орла, сидевшего на спине у слона. Надпись гласила: «Русский орел мух не ловит».

Праздник 9 августа. День физкультурника

День физкультурника

Из многочисленных праздников, коими под завязку был заполнен советский календарь до наших дней сумел дожить и такой рудимент эпохи, как День физкультурника.

Ежегодно во вторую субботу августа в нашей стране отмечается День физкультурника.

День физкультурника отмечается ежегодно во вторую субботу августа. День физкультурника - праздник, отмечаемый в нашей стране с 1939 года, считают своим миллионы наших сограждан. Это праздник всех, кто любит спорт – вне зависимости от профессии и возраста.

Значение физической культуры и спорта в жизни общества трудно переоценить. Укрепляя здоровье, спорт совершенствует не только тело, но и дух, воспитывает мужество, упорство в достижении цели, закаляет волю.

День физкультурника был установлен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях", в редакции Указа Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года "О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях".

История этого праздника уходит своими корнями в довоенные годы, когда 16 июня 1939 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление об учреждении Всесоюзного дня физкультурника. Первый День физкультурника прошел 18 июля 1939 года.

Этот праздник получил широкое распространение в первые десятилетия Советской власти, когда коммунистические пропагандисты внедрили лозунг: «В здоровом теле — здоровый дух». Спортсмены стали одними из наиболее популярных людей в стране. Ни одна праздничная демонстрация не проходила без участия гимнастов, футболистов и других представителей спортивной братии. В университетах и институтах начали открываться физкультурные факультеты, а позднее целые учебные заведения готовили будущих физкультурников. Именно когда власть осознала, что здоровая нация не может существовать без широкого приобщения к физической культуре, эта профессия стала востребованной и популярной.

Понятие культуры очень обширно и многогранно. И одним из важнейших составляющих, без сомнения, можно назвать культуру физическую, утверждающую красоту сильного, здорового, гармонично развитого человеческого тела. Еще в античном мире греческие и римские скульпторы ставили на первое место именно физическую красоту. И это не случайно, поскольку красивая душа не может и не должна существовать в неразвитом теле. Физическая красота подразумевает здоровый образ жизни, который означает здоровье души.

По традиции в период празднования Дня физкультурника во многих городах нашей страны проводились физкультурно-спортивные мероприятия: показательные выступления спортсменов и физкультурников, соревнования по футболу, волейболу, стритболу, минифутболу, легкой атлетике, перетягиванию каната, гиревому спорту и др., а также спортивные эстафеты семейных команд.

В 2008 году праздник День физкультурника выпадает на 9 августа.

Праздник 10 августа. День строителя

День строителя

По традиции, профессиональный праздник День строителя отмечается во второе воскресенье августа. Профессия строителя появилась на заре цивилизации. Человечество строило всегда, немыслимо себе представить развитие цивилизации без строительства. Строители возводят новые объекты, реставрируют старые, тем самым сохраняя для последующих поколений все то, что было создано их предками.

23 августа 1955 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР "О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства". Это постановление анализировало состояние строительства и определяло дальнейшие пути широкой индустриализации строительного дела. Следом за постановлением 6 сентября 1955 года выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об установлении ежегодного праздника - Дня строителя". Отмечать его предписывалось каждое второе воскресенье августа. Лаконичность Указа является доказательством того, что День строителя появился отнюдь не случайно. В стране остро стояла жилищная проблема, и появление праздника строителей показывало, что развитие строительной отрасли было для Правительства важнейшей задачей.

В газетах того времени четко подчеркивались задачи для специалистов отрасли: «У наших строителей есть всё для того, чтобы решительно двинуть вперед строительное дело, осуществить его широкую индустриализацию, значительно повысить производительность труда и снизить стоимость строительства…» — писали «Известия» 7 сентября 1955 года.

Первое празднование Дня строителя состоялось 12 августа 1956 года. С самого начала был взят курс на широкое празднование по всему Советскому Союзу, который в те времена напоминал одну большую стройку. Чтобы узнать, как отпраздновали самый первый День строителя, вновь обратимся к газетам того времени. «Москва отметила праздник строителей массовыми гуляньями, выставками, докладами и лекциями. Особенно многолюдно было в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Здесь состоялось собрание строителей Ленинского района столицы, которые соорудили архитектурный ансамбль здания МГУ, кварталы жилых домов на юго-западе столицы, стадион имени В.И. Ленина. Строители района приняли решение — сдать к 20 декабря 210 000 м2 жилой площади».

Как тогда было принято, в преддверии праздника стали разворачиваться соцсоревнования. Благодаря им страна обрела целый ряд объектов, которые успешно функционируют до сих пор. Так, знаменитый стадион «Лужники» был построен как раз в первую годовщину появления Дня строителя — в 1955–1956 гг.

Но вскоре партийные идеологи осознали ошибочность всеобщей стандартизации. Как следствие, в 1969 году появляется Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства». Оно поставило задачу повышения художественно-эстетических характеристик и эксплуатационного уровня нового жилья. Однако для того, чтобы изменить уже запущенный конвейер, потребовался не один год.

Строительная отрасль сегодня обретает второе дыхание. Недавно жилищному строительству присвоен статус приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Это значит, что темпы строительства будут только увеличиваться, а День строителя – праздноваться все шире.

Праздник 12 августа. День военно-воздушных сил Российской Федерации

День строителя

Военно-воздушные Силы - вид Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенные для ведения разведки группировок противника; обеспечения завоевания господства в воздухе; защиты от ударов с воздуха важных районов страны и группировок войск; предупреждения о воздушном нападении; поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника; поддержки с воздуха сухопутных войск и сил флота; десантирования воздушных десантов; перевозки войск и материальных средств по воздуху.

12 августа 1912 году по Военному ведомству России был издан приказ номер 397, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. 12 августа принято считать началом создания военной авиации России.

29 августа 1997 года вышел Указ Президента Российской Федерации № 949 «Об установлении Дня Военно-воздушных сил», в соответствии с которым 12 августа Россия отмечает праздник День Военной-Воздушных Сил РФ.

Праздничные мероприятия, посвященные этому Дню, проводятся в День Воздушного флота России, отмечаемого в третье воскресенье августа.

О Военно-Воздушных Силах Российской Федерации

Во все времена человечество мечтало о покорении воздушного пространства и наше Отечество по праву гордится замечательными достижениями в освоении воздуха.

До Второй мировой войны авиационная промышленность Советского Союза никогда не рассматривалась как эквивалент авиационной промышленности западных стран в части качественной стороны проводимых разработок, хотя количественная сторона производственных возможностей советских авиационных заводов ни у кого не вызывала сомнения.

Но 1945 год стал в этом отношении своего рода водоразделом двух эпох в советской авиации.

Можно полагать, что советские боевые самолеты определили, в последующие 60 лет, появление новых образцов авиационной техники, проявившей себя в ряде военных конфликтов и локальных войн.

С середины 1950-х гг. наше Отечество шло только вперед и подняло в воздух целый ряд поистине революционных в техническом отношении боевых самолетов. Многие специалисты на Западе пришли к выводу, что в середине 1960-х гг. Советский Союз был мировым лидером в области создания и серийного производства боевых самолетов.

В середине 1950-х годов в Военно-Воздушных Силах на смену штурмовой авиации пришла истребительно-бомбардировочная авиация, оснащенная специальными типами истребителей-бомбардировщиков, способными применять как обычные, так и ядерные средства поражения. До начала 1960-х годов (до образования в составе Вооруженных Сил СССР Ракетных войск стратегического назначения) Военно-Воздушные Силы были единственным видом Вооруженных Сил, способным воздействовать своим ядерным потенциалом на стратегические объекты на территории вероятного противника.

Начиная с марта 1980 года, с началом ведения активных боевых действий и практически до вывода советских войск из Афганистана, авиационные части и подразделения решали весь объем задач, присущих Военно-Воздушным Силам. Основными из них являлись: все виды воздушной разведки; прикрытие и авиационная поддержка боевой деятельности войск; высадка и поддержка тактических десантов; высадка и эвакуация разведывательных и специальных групп, их поддержка; корректирование огня артиллерии; минирование местности с воздуха; перевозка войск и грузов; поиск и спасение экипажей летательных аппаратов; эвакуация больных и раненных.

День военно-воздушных сил Российской Федерации, день ВВС

Фронтовая и армейская авиация выполняли задачи, продиктованные специфическими условиями ведения боевых действий в Афганистане. К ним в первую очередь относились: прикрытие транспортных колонн; поиск и уничтожение караванов с оружием; высадка и поддержка групп досмотра караванов; прикрытие государственной границы и территории Афганистана с воздуха; доставка личного состава и грузов на заставы и посты; прикрытие взлета и посадки транспортных самолетов с личным составом и другие.

Части и подразделения армейской авиации в период афганской войны составляли 2/3 численности авиации ограниченного контингента советских войск и особенно эффективно использовались вертолеты огневой поддержки в борьбе с бронированными подвижными целями и укрепленными огневыми точками. Применение вертолетов не только усилило огневую мощь войск, но и значительно повысило их мобильность.

Решая боевые задачи, авиационные части и подразделения выполнили более миллиона боевых вылетов, из них около 80 процентов боевых вылетов выполнили экипажи армейской авиации.

Афганистан дал не только новые образцы применения авиации в современном бое, он дал яркие примеры мужества и героизма личного состава проявленные при выполнении воинского долга.

Важнейшая современная реальность состоит в том, что военная угроза с воздуха и из космоса, непрерывно возрастая, вышла на первый план. Первый массированный ракетно-авиационный удар наносится максимально возможным количеством средств поражения, в том числе высокоточных.

Считается, что в результате нескольких таких операций цели войны могут быть достигнуты без вторжения наземных сил.

Особенностью Военно-Воздушных Сил России, территория которой составляет одну шестую часть земной суши, является то, что они должны обеспечивать возможность решения боевых задач практически во всем известном диапазоне физико-географических и климатических условий, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Такой широкий диапазон условий применения предопределил необходимость создания уникальной системы вооружений Военно-Воздушных Сил.

Контроль и безопасность воздушного пространства Российской Федерации на сегодняшний день обеспечивается несущими боевое дежурство частями и подразделениями радиотехнических войск, обеспечивающих контроль воздушного пространства страны, зенитно-ракетных войск и частями истребительной авиации Военно-Воздушных Сил, обеспечивающих надежную защиту воздушных рубежей Российской Федерации.

С целью демонстрации присутствия нашей страны в стратегически важных для России районах и подготовки экипажей к боевому применению, в соответствии с решением Верховного главнокомандующего, Президента РФ Владимира Путина организовано воздушное патрулирование самолетами дальней авиации Военно-воздушных сил Российской Федерации над удаленными районами мира, которое возобновилось 17 августа 2007 г.

Исходя из оценки угроз военной безопасности Российской Федерации, Военно-Воздушным Силам отводится решающая роль в выполнении задач завоевания и удержания господства в воздухе; прикрытия от ударов противника объектов Вооруженных Сил и экономики; разведки, вскрытия начала воздушного нападения противника; поражения объектов военно-экономического потенциала и резервов противника.

Весомый вклад Военно-Воздушных Сил вносят и в решение задач поражения сухопутных и морских группировок противника, обеспечения стратегической мобильности войск.

В чрезвычайных ситуациях военная авиация совместно с МЧС, МВД, ФСБ, другими министерствами и ведомствами будет участвовать в выполнении спасательных, эвакуационных и иных работ в очагах поражения, районах аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Военно-Воздушные Силы, в составе которых сосредоточено около 90% боевых самолетов и вертолетов, играют важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.

На сегодняшний день обеспеченность Военно-воздушных сил самолетами и вертолетами, в целом, составляет 100% и отвечает потребностям в решении задач мирного времени и вооруженных конфликтов различного уровня и масштаба.

Естественно, что развитие авиационной техники будет определяться конкретными военно-политическими и экономическими условиями, результатами реформирования Вооруженных Сил РФ и авиастроительной промышленности страны, но при этом генеральным направлением всегда будет оставаться сохранение за Россией статуса ведущей авиастроительной державы

Праздник 14 августа. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста

Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня

1 (14) августа, в первый день Успенского поста, Православная Церковь празднует происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, в нем стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. О ее проявлении свидетельствует и история праздника. Празднование было установлено в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе.

Начало этого праздника относится к IX веку, а в XII-XIII веках он утвердился во всех Православных церквях во всем мире. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно 1 августа по старому стилю, а по новому 14 августа, часть Животворящего Древа Креста, на котором был распят Иисус Христос, хранившаяся в церкви во дворце византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось освящение воды. Народ, прикладываясь к нему, исцелялся. 14 августа Крест снова возвращался в царские палаты, и в этот день был обычай торжественного освящения воды на источниках. Канон Животворящему Кресту был написан Георгием, епископом Амастридским, в VIII веке.

Затем две недели эту святыню носили по городу и служили молебны «для освящения мест и отвращения болезней». 14 августа, а по новому стилю 27 августа, Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.

Русское название праздника «происхождение» – неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в летописях XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции вместе с освящением воды совершается освящение меда, (первый медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

14 августа слились воедино три праздника: Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня, поклонение Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Рядом стоит дата этого удивительного слияния -1164 год, т.е. 840 лет назад.

В 1164 году по Промыслу Божию случилось так, что в один и тот же день, 14 августа, императору Византийскому Мануилу и великому князю Владимирскому Андрею Боголюбскому Господь даровал победу над врагами. Император в решающей битве одолел турецкого султана, а Андрей Боголюбский победил языческое племя волжских болгар, совершавших грабительские набеги на Русские земли.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский всегда шел на брань с крестом и чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Перед выступлением в поход все его воины исповедовались и причащались. Князь Андрей говорил им, что крест его главное оружие, а не мечи и копья, и что без помощи Божией бессильны будут храбрость и численность войска. Воины Андрея Боголюбского на коленях молились пред Владимирской иконой и честным крестом Христовым.

Андрей Боголюбский не проиграл ни одного сражения. И болгары, после ожесточенной битвы, были обращены в бегство. Во время этого похода русские взяли пять богатых торговых городов на Волге и на Каме. С того времени Волга - русская река. Возвратясь в свой стан, воины узрели чудо, показавшее им, что Господь и Матерь Божия благословили их победу. Летопись повествует, что от Владимирской иконы исходили светлые, подобные огненным, лучи, осиявавшие все войско.

В этот же день подобное чудо исхождения сияния от иконы Божией Матери, шедшей вместе с Крестом впереди византийского войска, узрели полки императора Мануила после победы над турецким султаном. Император и князь торжественными посланиями известили об этом друг друга и постановили вместе с Патриархом Константинопольским совершать каждый год 1 (14) августа праздник Изнесения Честнаго Креста с торжественным освящением воды и благодарением Всемилостивого Спаса и Пречистой Его Матери за дарование победы православным христианам над врагами.

Этот день святые отцы советуют нам посвятить творению добрых дел, да дарует за милосердие Отец Небесный нам победу над страстями и вечное блаженство, по молитвам Богородицы и Всемилостивого Спаса, силою Честнаго Животворящего Креста.

14 августа начинается строгий Успенский пост. Не есть мяса и не пить молока - это легко, это и язычники могут. Мы же призваны не забывать и о духовной сущности поста: о покаянии и милосердии. Крест ведь действительно оружие обоюдоострое: оно может поразить лицемера, дерзающего незаконно именовать себя христианином.

Медовый спас

В народе 14 августа называют Медовым Спасом, а Преображение - Яблочным Спасом. К богословскому смыслу праздников освящение меда и плодов никакого отношения не имеет, но это наши многовековые народные традиции, Церковь благословила их. Хорошо и первый мед освятить, и первые плоды. Только бы это не закрывало для нас главную, духовную сущность праздников.



Праздник 17 августа. День Воздушного флота России

День Воздушного флота России

День Воздушного флота России ежегодно отмечается в третье воскресенье августа на основании Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28 сентября 1992 года № 3564-1 «Об установлении праздника День Воздушного флота России». В целях сохранения лучших традиций отечественного Воздушного Флота Президиум Верховного Совета Российской Федерации постановляет: Установить праздник День Воздушного Флота России.
День Воздушного Флота России праздновать ежегодно в третье воскресенье августа.

В этот день, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 года № 949 «Об установлении Дня Военно-воздушных сил», проводятся праздничные мероприятия, посвященные Дню Военно-воздушных сил России.

День Воздушного флота России был основан Николаем II и Сталиным. Оба они отдали значимые для отечественного воздухоплавания распоряжения в августе. Последний русский царь в 1912 году, 30 июля (12 августа) повелел сформировать при Главном управлении Генштаба первую в стране часть, как мы теперь бы сказали, военно-воздушных сил и передать в ее ведение все вопросы развития нового рода войск. А Сталин завел в стране традицию праздновать День воздушного флота СССР начиная с 18 августа 1933 года. Президиум Верховного Совета Российской Федерации в 1992 году поддержал сталинский почин, постановив отмечать этот профессиональный праздник (только уже не СССР, а России) ежегодно в третье воскресенье августа.

В 20-е годы, после окончания первой мировой войны, авиация в европейских странах все больше использовалась в мирных целях - для перевозки пассажиров, почты и грузов. Не отставала от своих соседей и Россия. Особое внимание уделялось связям с зарубежными странами. Гражданские полеты за границу выполнялись в основном на переоборудованных военных самолетах.

1 мая 1922 года открылись полеты по первой международной авиалинии Москва-Кенигсберг (в то время территория Германии). Позже эту авиалинию продлили до Берлина.

Гражданская авиация в России начала свое развитие с 1923 года. Официальным днем рождения гражданского воздушного флота России считается 9 февраля 1923 года, когда Совет Труда и Обороны принял постановление "Oб организации Совета по гражданской авиации" и "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота".

В 1923 году было создано Всероссийское общество добровольного воздушного флота "Добролет". 15 июля 1923 года открылась первая регулярная внутренняя линия Москва-Нижний Новгород.

В 1964 году для объединения всего воздушного транспорта было создано Министерство гражданской авиации (впоследствии Департамент воздушного транспорта), с 1996 года - Федеральная авиационная служба России, с 1999 года - Федеральная служба воздушного транспорта России. В мае 2000 года функции Федеральной службы воздушного транспорта переданы Министерству транспорта РФ, в марте 2004 года - Федеральному агентству воздушного транспорта.

Сегодня авиация - надежный, удобный и самый быстрый вид транспорта. В этой отрасли работают профессионалы, по-настоящему влюбленные в небо, понимающие особую ответственность за безопасность полетов. Авиатранспортная отрасль России одна из самых динамичных отраслей экономики. Эффективно работают все авиапредприятия, развивается маршрутная сеть пассажирских и грузовых перевозок, качество которых соответствует мировым стандартам.

В настоящее время парк воздушных судов России насчитывает около 6 тысяч единиц: 3930 самолетов и 2040 вертолетов. Имеющийся парк воздушных судов пока удовлетворяет спрос на перевозки. Однако уже с 2006 года на фоне продолжающегося роста объема авиаперевозок в гражданской авиации может дать о себе знать нехватка современных авиалайнеров на замену выводящихся из эксплуатации.

За работниками воздушного транспорта стоит ежедневный самоотверженный труд, требующий высочайшей ответственности, глубоких знаний, хладнокровия, умения находить оптимальные решения в самых сложных условиях. От профессионализма летчиков, инженеров, техников, специалистов наземных служб зависит не только безопасность полетов и техническая исправность воздушного парка, но и противопожарная охрана лесов, аварийно-спасательное и медицинское обеспечение отдаленных районов, выполнение других социально-значимых задач.

Праздник День Воздушного флота России объединяет военных и гражданских авиаторов, всех, кто поднимает воздушные суда в небо и обеспечивает их полеты на земле. В небе царят суровые законы, за воздушное пространство идет жесткая конкурентная борьба, которая начинается в конструкторских бюро и продолжается на воздушных магистралях.

В нашей стране благодаря упорному труду многих поколений действуют замечательные школы создания превосходных воздушных судов, летного мастерства, мы имеем прекрасные традиции и богатую историю воздушного флота.

В 2008 году праздник День Воздушного флота России выпадает на 17 августа.

Праздник 19 августа. Преображение Господне

Преображение Господне

В праздник День Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви.

Праздник Преображения Господня, по важности события, - великий и двунадесятый.

В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть.

Преображение - это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с собой трех учеников - Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна.

На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, «Одежды его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом». Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним. Экзегеты (толкователи священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя.

Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.

Господь не только проповедовал Евангелие народам Палестины, он одновременно воспитывал и просвещал своих учеников. И постепенно открывался он им не только как Мессия Израиля, но всего человечества, как Царь вечного духовного царства. Слова Мессии о том, что он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх. Вид Мессии, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников.

Празднованием Преображения Господня Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Своим Преображением Господь благоволил предохранить своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире.

Святая Церковь празднованием Преображения Господня нравственно утешает и нас во время земного странствования, исполненного лишений и скорбей, внушая, что за кратковременными печалями воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и наше тело. Ибо Господь для своего Преображения не без причины взошел на высоту, удалявшую его от нашего, дальнего мира и, вознеся тело свое на гору, отсюда молитвенно и духом вознесся на небо и преобразился во славе.

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов и благодарить за них Бога. Поэтому в народе этот день называют вторым, или яблочным спасом.

Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней.

Праздник 22 августа. День государственного флага России

День государственного флага России

Ежегодно 22 августа Россия отмечает праздник День государственного флага.

Слово «флаг» - производное от голландского названия чистошерстяной камвольной ткани «флагтух»