Майские праздники

     РОССИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ В МАЕ

 Праздник 1 мая. Праздник весны и труда (День труда)

Праздник 1 мая.
Праздник весны и труда (День труда)1 мая 2008 года в России отмечается Праздник весны и труда (День труда).  

См.раздел "Официальные праздники России".


 
Праздник 3 мая. Всемирный день свободы печати

Праздник 3 мая. Всемирный день свободы печати

3 мая отмечается Всемирный день свободы печати.
Всемирный день свободы печати отмечается ежегодно с 1993 года с момента его провозглашения Генеральной Ассамблеей (решение 48/432 от 20 декабря). Данное решение явилось результатом работы Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая в резолюции 1991 года о «Содействии обеспечению свободы печати в мире» признала, что свободная, плюралистическая и независимая печать является необходимым компонентом любого демократического общества. Генеральная конференция передала Генеральной Ассамблее выраженное государствами — членами ЮНЕСКО пожелание объявить 3 мая «Международным днем свободы печати». Дата 3 мая связана с тем, что именно 3 мая в 1991 году в столице Намибии представители независимой печати стран Африки приняли «Виндхукскую декларацию», в которой содержался призыв к правительствам государств мира обеспечивать свободу прессы и ее демократический характер. В декларации подчеркивалось, что важнейшей составной частью любого демократического общества является свободная, плюралистическая и независимая пресса. В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение провозгласить 3 мая Всемирным днем печати. Главным мероприятием празднований является вручение Всемирной премии ЮНЕСКО за вклад в дело свободной печати имени Гильермо Кано, колумбийского журналиста, погибшего в 1986 году. Учреждена премия в 1997 году, вручается отдельным лицам, организациям или учреждениям. В День свободы печати поминают журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.

Праздник 4 мая. Красная горка в 2008 году. Антипасха

Праздник 4 мая. Красная горка в 2008 году. Антипасха

4 мая 2008 года отмечается Красная горка.
В 2008 году Красная горка попадает на 4 мая. Красная горка - это первое воскресенье после Пасхи, а так же последний день пасхальной недели.

Красная горка — это любимый в народе, весенний и первую очередь молодежный праздник. С распространением христианства он был приурочен к первому воскресенью после Пасхи - так называемому Фомину дню. Красная горка справлялась в первое воскресенье после пасхи. Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни. С этого и пошло название таких горок «Красными», что значит красивыми!

В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе. Красная горка — значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.

По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.

Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома.

Красная горка — это есть торжеством любви, зарождения чувств и надежд. Раньше, на Красную горку знакомились девушки и парни, они выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию. На Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Девушки и женщины разными способами пытались привлекать к себе внимание парней, так, кто из них вплетал в волосы цветные яркие ленты, а кто повязывал расписные платки. Все хотели выделиться из большого числа девиц. Оставаться дома и не ходить на гуляния в этот день было просто не дозволительно. Считалось, что просидевшие дома все гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей - никудышный жених, так как самых самых лучших "разберут" другие, и что ещё хуже – с непослушными случится несчастье. Весельем заправляла кума или девица, Лада. Она была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр.

Обряды на красную горку
В некоторых селах Владимирской области в Фомино воскресенье исполнялись особые ритуалы. После обедни где-нибудь на открытом месте улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь песни и медленно подходить к “новоженям”, которые давали им по куску пирога и по одному яйцу.

Красная горка в северном Поволжье имела название кликушино воскресенье, так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов, окликали их, а те за это выносили им по яйцу и по стопочке.

В Пензенской области на Красную горку устраивалось “опахивание села”. В глухую полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетали косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие. Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девок брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест. Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку. Она продолжалась до третьих петухов (3 часа утра), а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно.

В Калужской области в это воскресенье встречали весну. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке; вокруг него собирались женщины и мужчины. После песен садились вокруг, угощали друг друга яичницами. Вечером с песнями и плясками сжигали чучело. Из хороводных игр Красной горки было известно во всей России сеяние проса. Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Праздник продолжался в течение нескольких дней и поэтому был настоящим событием в жизни молодых людей.

Свадьба на красную горку
На Красную горку традиционно приходился пик свадеб, так как это первые дни, когда Церковь после длительного девятинедельного перерыва начинает совершать таинство бракосочетания. Считается, что свадьба, сыгранная именно в это время, станет залогом долгой счастливой семейной жизни.

Антипасха
«Антипасха» - греческое слово, и приставка «анти» значит не «против», а «вместо». Таким образом, «Антипасха» - праздник «вместо Пасхи», как бы возмещающий, восполняющий его.

«Красная горка» – народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи, который в церковном словаре носит название Антипасха. За Антипасхой следует Фомина неделя, которую, собственно, и называют Красной горкой. На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть. По евангельскому сюжету, воскресший Христос явился перед Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо. «И не будь неверующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (Лк., 20:27). Кстати, поэтому в народе человека, что-либо подвергающего сомнению, называли «Фомой неверующим».

Антипасха отмечается всегда на восьмой день после светлого Христова Воскресения. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». Обновление воскресения Иисуса Христа связано с апостолом Фомой, поэтому в этот день Церковь вспоминает встречу апостола Фомы и воскресшего Христа. Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» - говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество. Апостол Фома стал символизировать сомнение, недоверие. В народе даже бытует определение «Фома неверующий». Правильнее будет назвать его не тем человеком, который сомневается во всём, даже в самом очевидном, а тем, кто стремится убедиться в истинности или, наоборот, ложности тех или иных фактов на собственном опыте. Ведь одно дело - пользоваться свидетельствами других, даже самых близких людей, и совсем другое - знать что-то своим опытом.

Святой апостол Фома родился в галилейском городе Пансады и был рыбаком. Когда он услышал благовестие Иисуса Христа, то, оставив всё, последовал за Ним и стал одним из 12-ти апостолов. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. "Господь мой и Бог мой!" - воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). "Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким". Церковное Предание рассказывает, что святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу. Его жестоко пытали и убили, пронзив пятью копьями. Части мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне.

Антипасха является первым днем после длительного перерыва, состоящего из Масленицы, Великого поста, Страстной недели и Светлой седмицы, когда церковь вновь начинает венчать браки и благословлять молодых на супружество.

Праздник 6 мая. Радоница. Родительский день

Праздник 6 мая. Радоница. Родительский день

6 мая 2008 года в России отмечается Радоница.
Во вторник второй недели по Пасхе (в 2001-м году - 24 апреля по новому стилю), которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
9 день от Пасхи - родительский день, принято посещать кладбище и поминать умерших родственников.

Первоначально Радоницы (радоницы, тризны) - имена божеств, олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей. Радоницам и их подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые. Постепенно слово "тризна" стало обозначать поминки, а "радоница" - весеннее поминовение усопших. Именно весеннее, потому что живые особенно старались задобрить покойников в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли.

Обычаи Радоницы
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).

Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие. Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!»
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.

История Радоницы
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".

"На Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут", то есть приступают к сельхозработам, посещают могилы и затем веселятся вечером. Этот день давно стал светским Днем Памяти или Повиновения, в отличие Троицкой родительской субботы.

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Праздник 7 мая. День радио. День работников всех отраслей связи

Праздник 7 мая. День радио. День работников всех отраслей связи

7 мая в России отмечается День радио - День работников всех отраслей связи.

История Дня радио
Событие, положенное в основу этого праздника, связано с деятельностью выдающегося русского физика и изобретателя Александра Степановича Попова. Более ста лет назад, 25 апреля (7 мая) 1895 года на историческом заседании физического отделения Русского физико-химического общества (РФХО) в Санкт-Петербургском университете, А.С. Попов продемонстрировал созданную им первую в мире искровую беспроводную приемо-передающую радиосистему, пригодную для надежного обмена информационными сигналами.

Впервые 7 мая - День радио торжественно отмечался в 1925 году. Отмечался тридцатилетний юбилей радио. В связи со сложным политическоим положением страны в то время предыдущие круглые даты праздника Дня радио остались незамеченными. Двадцатилетний юбилей радио совпал с разгаром первой мировой войны, во время двадцатипятилетия в стране шла гражданская война.

Подготовка к тридцатилетнему юбилею началась в 1924 году, в связи с чем Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Организационный комитет по празднованию тридцатилетия изобретения в России беспроволочного телеграфа А.С. Поповым. Согласно решению Комитета, главное торжество происходило в мае 1925 года, в Ленинграде, в Электротехническом институте (ЛЭТИ), где ученый работал последние годы своей жизни. Здесь состоялось юбилейное заседание представителей научных и общественных организаций города. Торжественные заседания прошли также в Политехническом музее в Москве и Нижегородском государственном университете. Заседание в Москве транслировалось по радио через радиостанции имени Коминтерна. Торжества сопровождались изданием официальных распоряжений по увековечению имени А.С. Попова. Было решено присвоить имя А.С. Попова военно-опытной Сокольнической радиостанции в Москве, устанавливаемой в Ленинграде радиостанции типа "Коминтерн", радиостанции Акционерного общества "Радиопередача" в Москве, Большой физической аудитории в ЛЭТИ; учредить несколько стипендий А.С. Попова. Наркомпочтель выпустил две почтовые марки в честь А.С. Попова с его портретом. Была высказана идея о сооружении памятника ученому. Многие газеты и журналы отметили событие специальными статьями. Почетный член Российского общества радиоинженеров, профессор А.А. Петровский в апрельском номере журнала "Друг радио" за 1925 год высказал пророческие слова: "пусть же день 7 мая превратится в настоящий праздник радистов".

В ЛЭТИ с большим успехом прошла юбилейная радиовыставка с демонстрацией современной и исторической техники. Наиболее впечатляющим был исторический раздел. Значительную часть его экспозиции занимали приборы А.С. Попова как из самого ЛЭТИ, так и привезенные из Кронштадской электроминной школы. После выставки экспонаты были переданы в Музей связи в Ленинграде, где был открыт кабинет А.С. Попова.

С июля по сентябрь в 1928 году в Политехническом музее в Москве проходила первая всесоюзная радиовыставка с участием Треста заводов слабого тока, Нижегородской лаборатории, Общества друзей радио, других государственных и частных организаций. Выставка сыграла важную роль в развитии отечественной радиотехники и ознакомления широких масс населения с передовыми достижениями радио.

7 мая 1935 года состоялось празднование сорокалетнего юбилея радио. В большом зале Политехнического музея прошел торжественный вечер, а в ленинградском Доме техники с мая по сентябрь функционировала всесоюзная выставка "40 лет радио", организованная отечественной радиопромышленностью.

В 1944 году, несмотря на условия военного времени, научная общественность Москвы отметила 85-летие со дня рождения А.С. Попова. В конференц-зале отделения технических наук Академии наук СССР состоялось собрание отделения, на котором с докладами выступили академик Б.А. Введенский и член-корреспондент А.И. Берг. Собрание вынесло резолюцию, отмечавшую необходимость начать подготовку к празднованию пятидесятилетия изобретения радио. Решение было одобрено президиумом АН СССР, после чего было издано правительственное постановление о праздновании юбилея в 1945 году.

В декабре 1944 года был создан Организационный комитет под председательством академика Б.А. Введенского. В него вошли президент АН СССР, семь академиков, два члена-корреспондента, четыре наркома вместе с лицами, равными им по положению, ответственные представители военного и морского ведомств, ЦК ВКП(б) и др.

50-летний юбилей радио совпал по времени с победоносным завершением войны с фашистской Германией. 2 мая 1945 года вышло Постановление Совета Народных Комиссаров СССР о праздновании пятидесятилетия со дня изобретения радио А.С. Поповым. Учитывая роль радио в культурной и политической жизни общества и в обороне страны, правительство решило установить 7 мая как ежегодный «День радио».

В связи с юбилеем в Москве, в Большом театре, состоялось торжественное заседание общественности. Юбилейные заседания прошли в Ленинграде, Кронштадте и многих других городах страны. Было решено установить памятник А.С. Попову в Ленинграде; соорудить обелиск на острове Гогланд, где в 1900 году была установлена станция первой отечественной линии радиосвязи; учредить золотую медаль имени А.С. Попова, присуждаемую за выдающиеся научные работы и изобретения в области радио; учредить значок "Почетный радист" для награждения лиц, способствовавших своими достижениями развитию радио; установить мемориальные доски на зданиях Ленинградского университета, в котором А.С. Попов впервые обнародовал свое изобретение, Школы связи имени А.С. Попова в Кронштадте, ЛЭТИ, на домах, в которых жил А.С. Попов; установить стипендии имени А.С. Попова в ряде учебных институтов; присвоить имя А.С. Попова Центральному музею связи. В Москве прошла всесоюзная конференция, на которой было учреждено Всесоюзное научно-техническое общество радиотехники и электросвязи имени А.С. Попова (в настоящее время Российское научно-техническое общество радиотехники, электроники и связи имени А.С. Попова).

Так, в нашей стране появился еще один профессиональный праздник - День радио, который теперь ежегодно отмечают не только радисты, но с дальнейшим развитием отрасли и работники всех отраслей электросвязи, радио и телевещания, а также информатизации.

Праздник 9 мая. День Победы.

Праздник 9 мая. День Победы. Акт капитуляции Германии. Парад Победы

9 мая в России отмечается День Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.

См. раздел "Официальные праздники России"

 

Праздник 15 мая. Международный день семьи

Праздник 15 мая. Международный день семьи

15 мая 2008 года в России отмечается Международный день семьи.

В 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН учрежден Международный день семьи. Установление этого дня призвано обратить внимание общественности разных стран на многочисленные проблемы семьи. По мнению Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, когда попираются основные права одной семьи - единство всей человеческой семьи, членами которой они являются, находится под угрозой.

Семья является основным институтом существования как человека, так и общества, что само за себя говорит о значении и важности семьи в жизни государства. Семья живет, развивается и видоизменяется вместе с окружающем нас средой, по-своему реагируя на требования времени, отвечая на общественные потребности и сама формируя их.

Семья – это малая социальная группа общества, при этом это важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, от экономического и политического состояния страны, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Семья как основной элемент общества была и навсегда останется хранительницей человеческих ценностей, культуры, морали. Семья передает все эти факторы из поколения в поколение, являясь показателем стабильности и развития. Благодаря каждой, отдельно взятой семье, крепнет и развивается целое государство, растет благосостояние всего народа!

Во все времена по отношению государства, а также по положению семьи в обществе судили о развитии страны. Это потому, что счастливый союз семьи и государства - необходимый залог процветания и благосостояния его граждан.

С семьи начинается жизнь любого человека, именно в семье происходит формирование его как личности и гражданина. Семья - это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи - это источник развития и прогрессирующего потенциала страны.

Главная задача праздника Международного Дня семьи — привлечение внимания правительственных и государственных органов, общественных движений и организаций, средств массовой информации к насущным проблемам семьи. Праздник семьи — это праздник взаимопонимания и взаимопомощи, любви, дружбы между взрослыми и детьми, праздник единения родных сердец.

На сегодняшний день поддержка семьи – одно из приоритетных направлений в государственной политике страны, о чем говорилось и в Ежегодном Послании Президента России Федеральному Собранию. Ведь самая основная функция семьи - рождение и воспитание детей.

Праздник 18 мая. Международный день музеев

Праздник 18 мая. Международный день музеев

18 мая в России отмечается Международный день музеев.

18 мая музейные работники всего мира отмечают свой профессиональный праздник. В 1977 году Международный день музеев появился в календаре. В этом году, на очередном заседании ICOM (International Council of Museums – Международный совет музеев) было принято предложение российской организации об учреждении праздника Международного дня музеев.

С тех пор, с 1977 года, 18 мая занимает особое место в жизни каждого музея в любом уголке планеты. И большие и совсем маленькие музеи празднуют это событие чрезвычайно торжественно – устраивают дни открытых дверей, проводят необычные экскурсии, выставки, концерты.

Президент ICOM - Жак Перо, высказал свое мнение: «музеи должны занять место в сердце общества и быть открытыми общественности. Развитие наших учреждений зависит в большой степени от помощи общественности, и мы должны предложить ей возможность поддержать наши цели и принять участие в нашей работе. Таким образом, необходимо, чтобы музеи и их Друзья работали вместе, в духе творчества и инноваций».

Праздник 24 мая. День славянской письменности и культуры

Праздник 24 мая. День славянской письменности и культуры

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры.

В России, как и в других славянский государствах, широко отмечается День славянской письменности и культуры. Для многих народов славянских государств объединяющим фактором является православная религия и связанная с ней духовная сфера и культура.

Истоки славянской письменности возвращаются к Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, которые принесли на славянскую землю письменность, тем самым приобщили многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.

Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года.

Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку.

Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века – Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Константин учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, – рассказывает его жизнеописание, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями.

Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника Православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым (читайте об этом на стр. 8–9).

Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле – распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. Преемником себе он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников – славян.

О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”. Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”. Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”. Затем братья перевели Псалтирь, Октоих и другие церковные книги.

С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.

Новый алфавит получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица. Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). Папа римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Еще в старые времена славянские народы праздновали память святых братьев, однако, позже, празднование было забыто, под влиянием различных исторических и политических обстоятельств. В начале девятнадцатого века происходило возрождением славянских народностей, и вместе с этим обновилась и память славянских первоучителей. И в 1863 году на Руси было принято постановление о праздновании памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).

Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского. Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу их нравственному и умственному развитию. Так велика заслуга братьев Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

Год за годом наши культуры обогащали и дополняли друг друга, к языковой общности славянских народов присоединились духовная и культурная общность, давшая миру выдающихся ученых, деятелей литературы и искусства. В 1986 году в Мурманске прошел первый праздник, он назывался «Праздник письменности».

В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года N 568-1 о ежегодном проведении Дней славянской письменности и культуры с 1991 года государственные и общественные организации, совместно с Русской Православной церковью, стали проводить Дни славянской письменности и культуры.

В пасхальную ночь 1991 года от свечи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была зажжена свеча Славянского хода, цель которого объединение творческого потенциала славянских народов для сохранения духовного и культурного наследия.

У празднования нет какого-то раз и навсегда утвержденного сценария. Типичными мероприятиями за 20 лет проведения Дней в России стали научные симпозиумы или конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, славянского мира, а так же концерты, встречи с писателями и поэтами в парках, садах, библиотеках, домах культуры и тематические показы художественных фильмов, и выставки, конкурсы и фестивали.

Дни славянской письменности и культуры включают в себя так же божественные литургии, Крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России.

Праздник 25 мая. День химика

Праздник 25 мая. День химика

25 мая 2008 года в России отмечается День химика.

Представители всех отраслей химической промышленности отмечают свой праздник - День химика - ежегодно в последнее воскресенье мая. В этом году День химика попадает на 25 мая.

День химика Установлен указом Президиума ВС СССР от 10 мая 1965 года. Праздник отмечается согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 N3018-Х «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.11.1988 N9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».

Организацию производства химических товаров в Древней Руси трудно было назвать химической промышленностью. При Петре I химическая промышленность заметно возросла, выйдя за рамки промыслов. В эту эпоху в России появляются химические заводы, выпускающие ряд химических продуктов, увеличивается масштаб уже ранее вырабатывающихся химикалиев и расширяется их ассортимент.

В годы капитализма в России возникают крупные химические заводы (Бондюжский химический завод П.К. Ушакова, Тентелевский химический завод в Петербурге, предприятия Н.В. Лепешкина в Москве, Иваново-Вознесенске и другие) и крупные химические акционерные предприятия. Благоприятным фактором развития химических производств в России явился высокий уровень русской химической науки. Открытия Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, Н.Н. Зинина положили начало развитию важнейших направлений в химической науке и созданию новых отраслей промышленности.

История возникновении науки химии
Химия - наука, изучающая вещества и их превращения. Превращения веществ происходят в результате химических реакций.

Первые сведения о химических превращениях люди получили, занимаясь различными ремеслами ,когда красили ткани, выплавляли металл, изготавливали стекло. Тогда появились определённые приёмы и рецепты, но химия еще не была наукой. Не стала предшественницей химии и средневековая алхимия. Целью алхимиков был поиск так называемого философского камня, с помощью которого любой металл можно было бы превратить в золото. Разумеются их усилия остались бесплодными. Но поскольку они проводили различные опыты, им удалось сделать несколько важных практических изобретений. Стали использоваться печи, риторы, колбы, аппараты для перегонки жидкостей. Алхимики приготовили важнейшие кислоты, соли и оксиды, описали способы разложения руд и минералов.

Возникновение науки химии обычно связывают с именем английского физика и химика 17 в Роберта Бойля. Он впервые определил центральный объект исследования химии: попытался дать определение химического элемента. Бойль считал, что элемент-это предел разложения вещества на составные части. Разлагая природные вещества на их составные, исследователи сделали много важных наблюдений, открыли новые элементы и соединения. Химик стали изучать, что из чего состоит.

В начале 19 в. англичанин Дж. Дальтон ввел понятие атомного веса. Каждый химический элемент получил свою важнейшую характеристику. Атомно-молекулярное учение стало основой теоретической химии. Благодаря этому учению Д.И.Менделеев открыл периодический закон, названный его именем, и составил периодическую таблицу элементов.

В 19 в. четко определились два основных раздела химии: органическая и неорганическая. В конце столетия в самостоятельную отрасль оформилась физическая химия. Результаты химических исследований все шире стали использоваться в практике, а это повлекло за собой развитие химической технологии.

Праздник 27 мая. Общероссийский день библиотек

Праздник 27 мая. Общероссийский день библиотек

27 мая в России отмечается Общероссийский день библиотек.

Библиотеки как неотъемлемая часть социального и интеллектуального развития общества постоянно оказывают влияние на культуру страны в целом и отдельные группы населения. Осознание роли и значения библиотек в жизни российского общества на протяжении всей его истории представляется важной задачей современности.

Указ президента. Установить общероссийский День библиотек и отмечать его 27 мая, приурочив эту дату ко дню основания в 1795 году первой государственной общедоступной библиотеки России - Императорской публичной библиотеки, ныне Российской национальной библиотеки.

Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовать проведение в рамках Дня библиотек мероприятий, направленных на повышение роли книги в социально-политической и историко-культурной жизни населения Российской Федерации, а также на решение проблем, связанных с развитием библиотек».

Б.Ельцин 27 мая 1995г.

История возникновения библиотек
История культуры библиотечного дела - часть истории и культуры общества. Самыми древними библиотеками в мире были первые глиняные каталоги шумерской литературы, библиотека Ашшурбанипала, библиотека храма Эдфу в Египте. В Афинах большими частными библиотеками владели Эврипид, Платон, Аристотель, Демосфен, Эвклид, Эвтидем. Первую публичную греческую библиотеку основал в Афинах Пасистрат. Восьмое чудо света - Александрийская библиотека - включала в себя более 700 тысяч свитков рукописных книг. Государственные чиновники Александрии производили конфискацию всех ввозимых в страну книг и отправляли их в библиотеку с пометой "с кораблей". Правители города ввели запрет на вывоз папируса, чтобы остановить бурный рост библиотеки Родоса. По преданию, книги из Александрии хранились в исчезнувшей библиотеке Ивана Грозного.

Характерная черта римских библиотек - расположение их на загородных виллах. Частные библиотеки в II-I вв. до н.э. были у Эмилия Павла (на основе библиотеки македонского царя Персея), Суллы (на основе библиотеки Аристотеля), Лукулла (на основе библиотеки понтийского царя Митридата VI Эвпатора), Варрона, Цицерона, Аттика, Вергилия. Первая публичная библиотека в Риме была создана Гаем Азинием Поллионом в I в. до н.э.

Процесс государственной централизации в 17 веке создал необходимые условия для развития науки, торговли и промышленного производства, а также формирование государственного аппарата управления привело к образованию новых типов и видов библиотек.

К середине 17 века в России были созданы центральные правительственные учреждения - приказы, при которых, по государственному указу или распоряжению в области библиотечного дела, были организованы специальные ведомственные библиотеки. Одной из самых значительных библиотек была библиотека Приказа печатного двора (Типографская библиотека), созданная в начале 17 века. Из составлявшихся книжных описей библиотеки известно, что в 1649 г. в ней было 148 книг и рукописей, а в 1679 г. - 637 книг и рукописей на русском и иностранных языках. К концу 17 века она превратилась в крупнейшее книгохранилище России. Фондом этой библиотеки могли пользоваться не только служащие, но и учителя академии, созданной по указу царя Федора Алексеевича в 1687 году. Большая библиотека была создана при Посольском приказе по указу Петра I в 1696 году. В ней, кроме собранных книг из разных мест, хранились книги, карты, и рукописи, присылавшиеся из-за границы. В 1696 году фонд составлял 333 книги, главным образом на иностранных языках. Фонд книг был универсален, и выдавались книги послам и дьякам в другие города. Специальные библиотеки в 17 веке имели Пушкарский и Аптекарский приказы. В первой собирались русские и иностранные издания по технике, военному делу, фортификации, архитектуре, астрономии, математике, геометрии, географии и другим наукам. Книги выдавались мастерам, литейщикам и другим лицам. Основание первых специальных библиотек способствовало переходу в 16 - 17 вв. от религиозных к светским книжным собраниям, а также последующему развитию библиотечной мысли в 18 в.

Государственные реформы в сфере политики, экономики, культуры и образования, проведенные в России в первой четверти 18 века императором Петром I, имели огромное значение и для развития библиотек. Наиболее важным событием в сфере библиотечного дела в эпоху правления Петра I стало учреждение в 1714 г. в Санкт-Петербурге первой государственной научной библиотеки в России, которая была основана одновременно с Кунсткамерой. Оба эти учреждения были переданы в ведение Академии наук, основанной в 1724 году. Создание фундаментальной библиотеки отвечало назревшим потребностям общественно-политической и культурной жизни России и оказало большое влияние на последующее развитие библиотечного дела.
Пополнялась библиотека в основном за счет частных коллекций, передачи фонда из некоторых Приказов, покупки и обмена с заграничными научными учреждениями. А также за счет обязательного экземпляра литературы, напечатанной в типографии. Фондом библиотеки могли пользоваться не только академики, но и другие ученые, государственные деятели и представители знати.

Рукописные книги продолжали изготовляться в средневековых скрипториях. В эпоху Возрождения была создана крупнейшая библиотека Лоренцо Медичи; обширным собранием античных рукописей и первопечатных книг с сочинениями античных авторов владела Ватиканская библиотека. В настоящее время крупнейшими библиотеками Западной Европы и Америки являются Библиотека Британского музея, открытая в 1759 г. и Библиотека Конгресса США, открытая годом позже - в 1800 г.

Основными хранилищами памятников древнерусской письменности были монастырские библиотеки. Первая библиотека на Руси была создана в 1037 году по приказу Ярослава Мудрого в Софийском соборе в Киеве. Собрание книг называлось «книжной казной», «архивой». Впервые слово «библиотека» встречается в знаменитой “Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в 1499 г.. Второй раз термин встречается в 1602 году в Соловецкой летописи.

К XVIII в России появляются первые переводы на русский язык греческих и латинских авторов - басен Эзопа, сочинений Ксенофонта, Курция Руфа, Цицерона, Овидия, Горация. Частные библиотеки имелись у царевича Алексея Петровича, императрицы Екатерины II, князя Д.Голицына, графа В.Татищева. После основания Академии Наук в Петербурге начали учреждаться крупные государственные библиотеки. На основе рукописей и книг царской библиотеки в Кремле и книжного собрания Петра I в 1714 г. начала формироваться Академическая библиотека, пополнившаяся за счет частных собраний Е.Дашковой, А.Виниуса, А.Питкарна, Р.Арескина.

Праздник 28 мая. День пограничника

Праздник 28 мая. День пограничника

28 мая в России отмечается День пограничника.

Установлен Советом Министров СССР постановлением от 15 мая 1958 года. Именно в этот день в 1918 году В.И. Ленин подписал декрет Совнаркома "Об учреждении пограничной охраны республики." Тогда же было создано Главное управление пограничной охраны.

День пограничника СССР установлен в 1958 году.

В нашей стране с 1 марта 1983 года действует закон "О Государственной границе СССР". В современной России День пограничника - 28 мая - установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года «в целях возрождения исторических традиций России и ее пограничных войск».

В соответствии с Указом, в День пограничника производится праздничный фейерверк в столице нашей Родины городе-герое Москве, городах-героях и в городах, где расположены управления пограничных округов и групп пограничных войск. Пограничные войска Российской Федерации образованы 12 июня 1992 года указом Президента РФ на базе Комитета по охране государственной границы СССР.

Погранвойска были включены в состав Министерства безопасности. 1 апреля 1993 года принят Федеральный закон РФ «О государственной границе Российской Федерации». В нем особо упомянуты три ведомства: МИД, решающий внешнеполитические и визовые вопросы; Министерство безопасности, осуществляющее управление пограничными войсками; Министерство обороны, охраняющее границу в воздухе и под водой. После расформирования Министерства безопасности 30 декабря 1993 года неопубликованным указом № 2318 создана Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации (ФПС - Главкомат) в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти.

Указом от 30 декабря 1994 года ФПС - Главкомат переименован в Федеральную пограничную службу Российской Федерации (ФПС России). Существование ФПС предусмотрено федеральным законом «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года с изменениями, внесенными федеральным законом от 10 августа 1994 года. Положение о ФПС утверждено указом президента РФ от 2 марта 1995 года. В соответствии с Положением, Федеральная пограничная служба Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики России в сфере защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также решение задач по охране биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, осуществлению государственного контроля в этой сфере. Указом Президента РФ от 11 марта 2003 года Федеральная пограничная служба передана в ведение Федеральной службы безопасности (ФСБ) России.

После Гражданской войны и военной интервенции 1918-1920 гг. для охраны границы СССР были выделены героические полки дивизии Красной армии - Сивашской, Перекопской, Богучаровской, Железной, им. Петроградского Совета, им. Щорса и др.

В годы Великой Отечественной войны непосредственное участие в боях на всех фронтах приняло 72% довоенного состава пограничных войск. Из числа пограничников вышло немало крупных военачальников. Около 17 тысяч пограничников за участие в разгроме гитлеровской Германии и милитаристской Японии были награждены орденами и медалями, свыше 250 - удостоены взания Героя Советского Союза