Январские праздники

РОССИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ В ЯНВАРЕ

Праздник 1 января. Новый Год

Праздник Новый Год

Новый год отмечают в ночь с 31 декабря на 1 января.

Новый Год - один из самых любимых праздников как у детей, так и у взрослых. На Новый Год принято дарить подарки, ставить в доме красивые елки, украшать их разноцветными шарами и гирляндами. По истине - это самый красивый праздник в году. Новый Год с нетерпением ждут в каждом доме, к нему долго и тщательно готовятся.

История праздника
Традиция праздновать Новый берет свое начало в Месопотамии. По словам ученых, самый первый новый год был отпразднован в третьем тысячелетии нашей эры. Традиция празднования Нового года была связана с тем, что все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. В течение 12 дней шествиями, карнавалами, маскарадами и было ознаменовано это событие. Во время праздника запрещалось работать и вершить суды.

Постепенно обычай праздновать Новый Год распространялся, приобретал все больший размах – иудеи, находившиеся в вавилонском плену, позаимствовали эту традицию, от них она перешла к грекам, а уже от греков — к народам Западной Европы.

Когда Юлий Цезарь ввел новый календарь (сейчас его называют юлианским), первым днем Нового Года стали считать первый день января. Римляне в этот день приносили жертвы двуликому богу Янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая первый день года благоприятным днем.

Новый год отмечается в различных странах по-разному, но что неизменно, везде его очень любят и ждут.

Новый год в разных странах
Новый год в Китае

Чтобы почувствовать себя в Китае, нужно для дома приобрести специальные фонарики, всевозможные гирлянды и цветы. Все это повесить на Дерево Света (елку). Китайцы обязательно убирают квартиру до полного блеска, чтобы ни одна прошлогодняя пылинка не смогла испортить праздник. Дверь при входе заклеивают белыми бумажками, чтобы никакая нечисть не просочилась в дом. Одеться придется всей семьей в ярко-красный цвет. Это поможет вам отогнать от себя злых духов. В Китае принято встречать Новый Год налегке – освободившись от всего старого, в том числе и от долгов. А пока всей семьей готовьте праздничный фейерверк, чтобы в полночь над вашим балконом раздался оглушительный взрыв. Китайцы считают это одним из самых приятных моментов праздника.
После чего можно спокойной сесть за стол у любимого телевизора, как это делают в Китае.

Новый год в Болгарии
Чтобы почувствовать себя в Болгарии, можно и друзей пригласить. Только не в клуб, не в ресторан, а к себе домой. Это традиция. Дом ваш должен сиять чистотой. А стол ломиться от угощений. Но главным украшением должен стать ваш фирменный пирог. Не забудьте положить в тесто серебряную монетку, маленькую веточку розы без шипов и колечко (монетка — к богатству, роза — к любви, колечко — к замужеству, кому что достанется). Чем больше окажется на вашем пироге неровностей и пузырьков — тем удачнее будет наступающий год для вас и вашей семьи.
С приходом гостей начнется самое интересное. Самый молодой из компании должен встать возле елки и распевать колядки (искренне вам сочувствую, если кара постигнет вас — поэтому лучше подстраховаться и выучить несколько частушек). Зато после такого развлечения все слушающие должны преподнести подарки певцу. Затем можно со спокойной душой садиться за стол. Но ровно с 12-м ударом часов следует выключить свет на три минуты. В Болгарии это называют «минутами любви». Вы должны за это время поцеловать любимого человека. И об этом никто не узнает. Темнота сохранит вашу тайну. И не только. Вы ведь тоже не узнаете, кого поцеловал ваш молодой человек и уж тем более муж.

Новый год в Японии
Чтобы почувствовать себя в Японии, стоит тщательно пополнить свой кошелек. Новый Год там длится на протяжении месяца. Здесь он приходит не с боем часов, а с восходом солнца. Причем не у телевизора, а на улице. Все жители выходят из своих домов. Именно тогда начинаются поздравления.
Чаще всего японцы дарят друг другу открытки с изображением животного, символизирующего пришедший год. А также игрушки, майки и прочее. Но это не главное. Обязательным считается повесить при входе кадомацу ( что-то в стиле «сосна у входа». Состоит кадомацу из бамбука, сосны, рисовых палочек, соломенной веревки, украшенных мандаринами. А вот если в этом году вы решили произвести на свет самого, что ни на есть здорового ребенка – приобретите листья папоротника и прикрепите их к получившейся гирлянде.

Новый год в Бирме
Чтобы почувствовать себя на Бирме — стоит как минимум арендовать бассейн. Ведь приход Нового года ознаменовывается «фестивалем воды». Потому что праздник наступает в самый жаркий период года. Этот день считается переломным: конец изнуряющей жары и наступление затяжных дождей. По улицам в эти дни ездят машины с бочками воды. И все поливают друг друга. Причем чем больше обольешь народа, тем больше счастья притянешь к себе.
В этот день, помимо массовых обливаний, выпускают на волю всех животных. Так что вместе с Новым годом можно праздновать День Независимости… животных. Вам же лучше с друзьями отправиться в бассейн или аквапарк. И обливайтесь сколько душе влезет. Тем более что удобно — и готовить не нужно.

Новый год в Италии
Чтобы почувствовать себя в Италии, не обязательно соблюдать все традиции. Допустим, выбрасывать всю рухлядь на улицу. Грязи на наших улицах и так много. А вот традиционная итальянская кухня весьма полезна. Обязательны на столе виноград — символ здоровья, благополучия и долголетия, орехи и чечевица. И обязателен их традиционный подарок: красное белье. Красное, потому что этот цвет — символ чистоты и новизны. Преподнести его могут друг другу только самые близкие люди. Интересно, куда ж им столько? Самым маленьким подарок должен отдать не Дедушка Мороз, а Девушка Мороз. В Италии ее кодовое имя — ла Бефана. Именно она дарит детям счастье на весь следующий год. Только не перепутайте ее с Баббо Натале, который ночью, оставляя свои сани на крыше, проникает в дом через трубу печную (читайте: по пожарной лестнице в России). Ему, как и домовому, следует оставить немного молока и лакомств для поддержки духа. Чтобы сил хватило объехать или облететь других ребят.

Праздник 6 января. Рождественский сочельник

Праздник 6 января. Рождественский сочельник

Самой важной ночью считается Рождественский сочельник, вечер накануне Рождества. В истории говорится, что в этот день люди не ели до тех пор, пока на небе не покажется первая звезда. Смотреть, не появилась ли первая звезда, нужно, выйдя во двор: из окна звезду не увидишь - не к добру. Еще немаловажно, что Рождество не встречают в будничной одежде - к бедности.

Если на Рождество первым порог пересечет темноволосый человек, то он принесет счастье. Некоторые темноволосые члены семьи даже специально выходят и входят в дом после полуночи. Как только часы пробьют двенадцать, глава семьи должен открыть окно, чтобы впустить Рождество, а с ним счастье, удачу и благополучие. То, о чем в Рождественскую ночь помышляешь, все исполниться, все сбудется. Дети, рожденные на Рождество, приносят счастье и удачу всем членам семьи.

Танцевать и играть на свежем воздухе в Рождественский сочельник, особенно вокруг елки считается хорошим обычаем, предотвращающем неудачи и болезни в течение следующих двенадцати месяцев.

Праздник 7 января. Праздник Рождество Христово

Праздник 7 января. Праздник Рождество Христово

7 января отмечается Рождество.

См. раздел "Официальные праздники России".


 

Праздник 12 января. День работника прокуратуры РФ

День работников прокуратуры Российской Федерации отмечается с 1996 г. по Указу Президента Российской Федерации от 29.12.95 "Об установлении Дня работника прокуратуры Российской Федерации".

Праздник 13 января. День российской печати

Праздник 13 января. День российской печатиИстория российской печати
13 января 1703 года в России по указу Петра I вышел в свет номер первой российской газеты «Ведомости».

Сам профессиональный праздник был учрежден указом Верховного Совета РСФСР от 13 января 1991 года взамен существующего тогда Дня советской печати, отмечавшегося 5 мая.

До 1991 года этот праздник назывался "День печати" и отмечался ежегодно 5 мая. Установлен он был в ознаменовании выхода первого номера массовой большевистской газеты "Правда" 5 мая (22 апреля по ст. ст.) 1912 года. Первый декрет о государственном издательстве вышел 29 декабря 1917 года. В 1918 году по инициативе В.И. Ленина была создана Центропечать, призванная распространять все выходящие в Советской России издания.

"Подписчиками "Правды" были на 9/10 рабочих", - писала Н.К. Крупская, сделавшая по заданию Ленина в конце 1913 года карту распространения "Правды". Благодаря массовой поддержке рабочих "Правда" выходила большим по тому времени тиражом - в среднем 40 тысяч экземпляров, а в отдельные месяцы - до 60 тыс. экземпляров ежедневно.

Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28 декабря 1991 года праздник стал называться "День российской печати" и отмечаться ежегодно 13 января.

Праздник 14 января. Обрезание Господне.

Праздник 14 января. Обрезание Господне

4 января Православные отмечают обрезание Господне. Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.

На восьмой день после cвоего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками.

14 января Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель). Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, "ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф. 1, 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: "се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя" (Пс. 50, 7).

Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: "Не нарушить закон пришел Я, но исполнить". Святитель Димитрий Ростовский писал: "В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех".

По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2, 11 - 12). Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом (память 28 октября). Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6 Деян. 3, 16; Фил. 2, 9-10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Кол. 2, 11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

В Евангелии от Луки (2, 21) говорится: "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его в чреве".

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. Праздник Обрезания Господня должен напоминать христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).

В праздник Обрезания в русских храмах после литургии совершается молебен о новолетии, которое началось с того времени, как император Пётр I повелел, в соответствии с европейским летоисчислением, считать начало года с 1 января (1700).
До 1700 г. Новолетие в России праздновалось 1 сентября старого стиля. (Исчисление церковного года и поныне начинается с 1 сентября). По указу Петра I Новый год в России стал начинаться с 1 января (ст. ст.) — 14 января (н. ст.). По традиции в этот день совершается молебное пение на Новый год с коленопреклонением.

Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празнованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.

В Малороссии, например, в этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и благожеланиями. Совершался особый обряд, который в разных регионах назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. Все они происходят от слова «овёс». Именно овёс является основным элементом обряда: крестьянские дети ходили в Васильев день по домам селян и, распевая «засевальную песню» (в каждом селе свою), из рукава или мешка «сеяли» зёрна овса, пшеницы, гречихи или ржи. В некоторых деревнях вместо засевальных песен проговаривались пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, «роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашницу», «уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещёный».

Праздник 14 января. Старый Новый Год

Праздник 14 января. Старый Новый Год

В ночь с 13 на 14 января Россияне отмечают Старый Новый Год - праздник, непонятный для многих иностранцев. Никто толком на может сказать – чем же Старый Новый Год отличается от традиционного, привычного всем Нового Года? Конечно, со стороны казалось бы, дело только в расхождении дат. Однако, все мы относимся к Старому Новому Году как к вполне самостоятельному празднику, способному нам продлить очарование Нового года. А, может быть, впервые его почувствовать, ведь обстановка бывает разная, но в э этот день праздник более спокойный, нет суеты, так свойственной празднику 1 января.

Есть две причины появления уникального Нового Года - изменение даты начала Нового года на Руси и упрямство Русской Православной церкви, не пожелавшей перейти на Новый стиль.

История Старого Нового года
В языческие времена Новый год отмечался на Руси 22 марта – в день весеннего равноденствия, и связано это было с земледельческим циклом. С принятием христианства на Руси византийский календарь начал понемногу вытеснять старый, и теперь уже Новый год начинался 1 сентября. Долгое время еще сохранялся разнобой, и в некоторых местах Новый год продолжали отмечать весной. Только в конце 15 века на Руси официально определили начало Нового года – 1 сентября.

По указу Петра I в 1699 г. Новый год был перенесен на 1 января по старому стилю, то есть на 14 января по новому стилю. После революции в 1918 г. большевики «упразднили» еще 13 дней в году, которые составляли разницу между нашим летосчислением и европейским.
Так образовались два празднования Нового года — по новому и старому стилю.

Обычай встречать Старый Новый Год в ночь с 13 на 14 января в России связан с тем, что Русская православная церковь продолжает встречать и Новый год, и Рождество Христово по юлианскому календарю, разнящемуся пока с общепринятым григорианским календарем на 13 дней. Но уже с 1 марта 2100 года эта разница составит 14 дней. С 2101 года Рождество и Старый Новый Год в России будут отмечаться на день позже.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что Русская православная церковь пока не намерена вносить коррективы в свой календарь. "Действительно, разница между юлианским и григорианским календарями увеличивается на один день каждые 100 лет, когда число сотен в году от Рождества Христова не является кратным четырем. И если Господь позволит существовать этому миру еще 100 лет, тогда православные будут праздновать Рождество 8 января, а Старый Новый Год встречать в ночь с 14 на 15", - сообщил Чаплин.
По его словам, не следует придавать большого значения календарным различиям. "Григорианский календарь тоже не вполне точен, поэтому Русская православная церковь продолжает пользоваться юлианским календарем", - пояснил Чаплин.

"Если и может быть найдено согласие в календарных спорах, то только после разработки нового, абсолютно точного календаря", - заключил представитель Московского Патриархата.

Для многих верующих людей Старый Новый год имеет особое значение, поскольку от души отпраздновать его они могут лишь после окончания Рождественского поста, во время Святочных гуляний.

Старый Новый год - ненаучная дата, считают астрономы. Однако и действующий календарь, не является идеальным, считают специалисты Астрономо-геодезического общества России. По их утверждению, строгая механика движения планет заставляет людей вносить изменения в летоисчисление. Юлианский календарь, действовавший в нашей стране до 1918 года, на 13 суток отстает от григорианского, по которому живет Европа. Дело в том, что Земля оборачивается вокруг своей оси не ровно за 24 часа. Дополнительные к этому времени секунды, постепенно набегая, складываются в дни. К началу двадцатого столетия они превратились в 13 суток, которые и составляли разницу между старой юлианской и новой григорианской системами. Новый стиль более точно отвечает законам астрономии.

По мнению доцента кафедры астрофизики МГУ Эдварда Кононовича, главное, чтобы календарь точно отражал положение Земли по отношению к Солнцу. Сегодня существует немало энтузиастов, предлагающих собственный вариант отсчета времени. Их предложения в основном связаны с изменением традиционной недели: некоторые предлагают сделать неделю из пяти дней или вообще обойтись без недель, а ввести десятидневки. Однако идеальных предложений, с точки зрения науки, пожалуй, нет - к такому выводу пришли специалисты разных стран, изучая заявки на изменение летоисчисления, поступающие даже в ООН. Ученые считают нецелесообразным проводить сейчас какие-либо реформы календаря.

Празднование Старого Нового года
И все-же, не обращая внимание на то, что этот день, к сожалению, даже не является выходным, популярность Старого Нового Года растет. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, количество желающих праздновать Старый Новый Год уже перевалило за 60%. Среди тех, кто собирается отмечать "старый" Новый год – большинство учащихся и студентов, рабочих, предпринимателей, домохозяек и в целом лиц моложе 40 лет, со средним специальным и средним образованием, с относительно высокими доходами.

Праздник 18 января. Крещенский сочельник

Праздник Праздник 18 января. Крещенский сочельник

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.

Традиции и обряды

Так, в деревнях под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов.
Старушки - для того, чтобы отбеливать холстину, считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной.
А девушки - для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной. Кроме того, крещенский снег по поверью мог даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги.
На стол ставили чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говорили: «ночью вода сама колыхнется», - это и было знаком. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса» - о чем открытому небу помолишься, то сбудется.

До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.

Крещенский Сочельник - это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне Крещение. Этот праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.

Крещенский сочельник

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

Крещенская вода
В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления - богоявленская вода. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Во дворах храмах тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя собственно святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину - великим Иорданским освящением и называется крещенской. Есть такое греческое слово - «агиасма», переводится оно как святыня. И отношение к ней, к великой святыне, должно быть особое.

Вкушается она натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку - каждый час по ложечке, с верой, конечно, а без веры хоть полканистры выпей. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры "дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога".

При этом читается молитва: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь". При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая ее, ссориться ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Праздник 19 января. Крещение Господне (Богоявление)

Праздник 19 января. Крещение Господне (Богоявление)

Крещение - один из главных христианских праздников. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Праздник начинается вечером 18 января когда все православные отмечают Крещенский Сочельник.

Праздник Крещение отмечается каждый год 6 января у католиков и 19 января у православных верующих, согласно официальному современному календарю. Праздник этот связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. Во времена его земной жизни, крестили только взрослых людей, которые полностью прочувствовали веру в единого Бога и осознали в себе эту, по тем временам новую, религию, ведь тогда христиане преследовались, единобожие отвергалось. Поэтому и не удивительно, что Иисус Христос принял крещение в возрасте 30 лет.

В церквях в этот день освящают воду. Раньше её брали из ближайшей реки или озера, просверливая во льду лунку в форме большого креста. Батюшка молился над водой, опускал в прорубь церковный крест, прихожане ближайшей церкви пели псалмы. После всех этих действ вода в реке считалась крещённой. Её набирали в различные сосуды и несли домой. Верили, что такая вода лечит от различных недугов, придаёт бодрость и здоровье, поэтому был распространён обычай окунаться в проруби. В настоящее время воду практически не берут из рек и озер – экология не та. Её сразу разливают после богослужения около церкви. Согласитесь — это очень практично. Обычай окунаться в прорубь сохранился и до нашего времени. Но чаще чудеса выносливости показывают зрителям „моржи“. Остальные топчутся на берегу, и, округлив глаза, смотрят на дивных людей в плавках да на снегу.

Вода помимо охлаждения бренных тел также использовалась в активной борьбе против разной нечистой силы, которая целым армиями „осаждала“ дома бедных белорусов. Чтобы выгнать из углов эту самую домовую нечисть, окропляли все комнаты, двор и хозяйственные здания крещеной водой. После таких ритуалов каждый человек старался вдоволь напиться святой водой, чтобы быть весь год здоровым, счастливым, а значит беспечным и весёлым. По крайней мере, выпивая эту воду, многие об этом мечтали и надеялись только на лучшее.

У католиков Крещение совпадает с праздником Трёх королей – трёх мудрецов, которые первыми донесли до всего мира весть о рождении Христа.
На этот праздник каждый католик приносит из костела домой «пасвенчаны» мел и пишет на дверях дома три буквы: «K, M и Б», согласно именам Трех королей – Каспеля, Мельхона и Бальтозара, соответственно. Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нём. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. Только, в данном случаи мел выступает как лекарство от болей в животе. Почему так? В сущности никто толком и не ответит. Может, главную роль тут играет вера?

Крещение не отмечалось большими празднествами, кроме припадающей на него третьей кутьёй. Но и она называлась постной.

С этим праздником не связано никаких песен, гаданий, хороводов и специальных плясок. Так уж получилось. В противовес этому бытует очень много поверий и примет, связанных с Крещением.

Например, хозяева после богослужения старались прийти домой самыми первыми. Считалось, что, и урожай они соберут первыми. Сено, на котором во время Коляд стояла кутья, постепенно отдавали домашним животным, как средство от болезней и от не очень хорошего влияния ведьм.

Во дворах храмах тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя собственно святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину - великим Иорданским освящением и называется крещенской. Есть такое греческое слово - «агиасма», переводится оно как святыня. И отношение к ней, к великой святыне, должно быть особое.

Богоявленская вода
Вкушается она натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку - каждый час по ложечке, с верой, конечно, а без веры хоть полканистры выпей. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры "дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога".

При этом читается молитва: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь". При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Приметы на Крещение
По погоде, которая стояла на Крещение, люди пытались определить погоду будущего лета: если в этот день было холодно, то «жніво будзе сонечным і гарачым». Если Крещение выдалось ясным, солнечным и морозным, то говорили о возможности наступления горячего и жаркого лета. Говорили (сидя на печах): „Трашчы мароз, трашчы, ужо мінулі Вадохрышчы (второе название Крещения)“ или «На Водахрышчы дзень цёплы – будзе хлеб цёмны». Опять же во всех этих поговорках, пословицах и приметах завуалирована надежда на богатый урожай. Это неудивительно, ведь от урожая полностью зависела жизнь крестьянина – будет ли он голодать после Коляд, аль нет.

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный... и крещается от раба Владыка всяческих...». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.

Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение (пакибытие).

«Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное... ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека. «Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело, сложеное, животна назидая (воссоздавая)... имеющим в себе жизнь вечную». Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28, 19-20). «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и воскресения, — Христос ныне возвещает».

Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды — приобщение тридневному Его Воскресению. Христос Спаситель «от воды (крещением) таинственно Духом соделал ... многочадну Церковь, первее (прежде) безчадну».

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.

«Троица Бог наш, Себе нам днесь нераздельно яви: ибо Отец явленным (открытым, явным) свидетельством сродства (родство) возгласи, Дух же голубиным образом сниде с Небес, Сын Пречистый верх Свой Предтечи преклони... ».
В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, — говорит Предтеча,— но я знаю Тебя, Предвечного Бога». И тогда Господь говорит Иоанну:
«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения. В песнопениях широко использовано пророчество св. Псалмопевца (пс. 113) о том, что Иордан остановит свое течение «от Лица Господня». «Днесь псаломское пророчество конец прияти (исполниться) спешит: море бо, рече, виде и побеже, Иордан возвратися вспять, от Лица Господня, от Лица Бога Иаковля, пришедша от раба прияти Крещение».

«Иордан, видя крещающагося Владыку, разделяется и останавливает свое течение», — говорится в 1-й стихире на освящение воды. «Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе. Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашится не имяше» Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслью и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное» Христа, в «рабии зраце» пришедшего в мир спасти род человеческий.

Не забыла Церковь в предпраздничной и праздничной службе и великого служителя Христова и участника события — «Предтечу и Крестителя, и Пророка, и паче всех почтена пророк (из пророков)» — Иоанна. Заканчивая предпразднственное пение и начиная воспевать само великое событие праздника, Церковь обращается к Иоанну Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, пречистой главы Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и духом своим соприсутствовать нам, стать вместе с нами, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество».

Праздник 21 января. День инженерных войск Российской Федерации

Праздник 21 января. День инженерных войск Российской Федерации

21 января в нашей стране отмечается День инженерных войск Российской Федерации.

Свои истоки история инженерных войск России берет со времен Указа Петра Первого от 21 января 1701 года о создании в Москве "Школы пушкарского приказа", в которой готовили офицеров артиллерии и военных инженеров. Выпускниками Школы в 1702 году стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. Праздник отмечается 21 января.

Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854 – 1855 годы), во время русско-японской войны (1904 – 1905 годы) и Первой мировой войны (1914 – 1918 годы).
Особенно отличились воины инженерных войск в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. За подвиги во славу Родины более 100 тыс. военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены высокого звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

Осада Измаила, Бородинские редуты, обеспечение военных операций советских войск в годы Великой Отечественной войны стали яркими страницами в книге воинской славы России.

Значительную роль сыграли инженерные войска в обеспечении боевых действий войск в Афганистане, в разрешении конфликтов в Республике Таджикистан, Приднестровском регионе Республики Молдова, Абхазии, миротворческих операциях в Боснии, Герцеговине и Косово.

Более трехсот лет инженерные войска занимают достойное место в Российских Вооруженных Силах. Военнослужащими инженерных войск вносится неоценимый существенный вклад в ликвидацию последствий аварий и катастроф, оказание помощи населению при стихийных бедствиях, разминирование местности от взрывоопасных предметов. Бессмертен подвиг солдат и офицеров инженерных войск при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

И в наши дни воины инженерных подразделений Вооруженных сил России достойно продолжают традиции своих отцов и дедов - cпасение человеческих жизней и имущества во время стихийных бедствий, нелегкая служба в "горячих точках", ликвидация последствий аварий и техногенных катастроф.

Праздник 25 января. День студентов (день Российского студенчества). Татьянин день

Праздник 25 января. Татьянин день. День Студентов

25 января в нашей стране сразу 2 праздника. Женщины с именем Татьяна отмечают свои именины, а вся Россия празднует День студента.

Святая мученица Татьяна родилась в знатной римской семье - ее отец трижды избирался консулом. Но он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татьяна не стала выходить замуж и служила Богу в одном из храмов, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся.

В 226 году девушка была схвачена во время очередных гонений христиан. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась - и внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Бес, обитавший в идоле, с воплем бежал от того места, при этом все видели пронесшуюся по воздуху тень. Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела всё мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. И Господь внял молитве Своей рабы. Палачам открылось, что четыре Ангела окружили святую и отводили от нее удары, и им слышан был Глас с небес, обращенный к святой мученице. Все они, восемь человек, уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, прося отпустить им их грех против нее. За исповедание себя христианами они были подвергнуты пыткам и казнены, приняв Крещение кровью. На другой день святую Татиану вновь предали мучениям: ее обнажили, били, стали резать бритвами ее тело, и тогда из ран вместо крови истекло молоко и в воздухе разлилось благоухание. Мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, девять из них тут же умерли.

Святую бросили в темницу, где она молилась всю ночь и с Ангелами воспевала хвалы Господу. Настало новое утро, и святую Татиану вновь привели на суд. Пораженные мучители увидели, что после стольких страшных мучений она явилась совершенно здоровой и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде. Ее стали уговаривать принести жертву богине Диане. Святая сделала вид, что согласна, и ее привели к капищу. Святая Татиана перекрестилась и стала молиться. - и вдруг раздался оглушительный удар грома, и молния испепелила идола, жертвы и жрецов. Мученицу снова жестоко истязали, а на ночь опять бросили в темницу, и снова к ней явились Ангелы Божии и исцелили ее раны.

Потом девушку вывели на арену цирка, выпустили на нее страшного льва, но зверь только ласкался к святой и лизал ей ноги. А когда его попытались увести обратно в клетку - внезапно бросился на одного из мучителей и растерзал его. Татиану бросили в огонь, но и огонь не повредил мученице. Язычники, думая, что она чародейка, остригли ей волосы, чтобы лишить ее волшебной силы, и заперли в храме Зевса. Но силы Божией нельзя отнять. На третий день пришли жрецы в окружении толпы, готовясь принести жертвы. Отворив храм, они увидели поверженного в прах идола и святую мученицу Татиану, радостно призывающую Имя Господа Иисуса Христа. Все пытки были истощены. В конце концов судья распорядился отсечь голову Татьяне и ее отцу, и она была занесена христианами в святцы как погибшая за веру. Как свидетельствует история, среди московских престольных праздников Татьянин день был особенным.

В 1755 году день святой великомученицы Татьяны (Татьянин день) получил новое значение в истории российской науки - императрица Елизавета Петровна подписала "Указ об учреждении в Москве университета из двух гимназий". Затем последовал Указ Николая I, где он распорядился праздновать не день открытия университета, а подписание акта о его учреждении. Так появился студенческий праздник - Татьянин день и День студента.

Московские студенты чтили память мученицы Татианы торжественными молебнами и выступлениями своих хоров в церквях. И университетская церковь была освящена в честь Татьяны. В этом храме долгие годы молились многие поколения студентов и университетских профессоров. Советская власть закрыла храм. В 1994 году 25 января по новому стилю Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II впервые отслужил в Татианской церкви молебен. В тот же день в университете начал свою работу I Всецерковный съезд православной молодежи. Татьянин день стал любимым праздником студентов еще и потому, что в российской системе высшей школы он традиционно совпадает с окончанием осеннего семестра и началом зимних каникул... Не стоит забывать и такой исторический факт: 12 января по старому стилю отмечалось Тезоименитство Ея Императорского Высочества Великой княжны Татьяны Николаевны Романовой, дочери царя Николая II, расстрелянной большевиками в Екатеринбурге в 1918 году. Татьянин день с его братскими пирушками, розыгрышами почтенных профессоров, катанием на санях стал непременным объектом студенческого фольклора, атрибутом студенческих традиций.

В России еще в прошлого века Татьянин день (День студента) стал веселым и шумным праздником студенческой братии. В этот день толпы студентов до поздней ночи ходили по Москве с песнями, ездили, обнявшись, втроем и вчетвером, на одном извозчике и горланили песни. Хозяин "Эрмитажа", француз Оливье, отдавал студентам в этот день свой ресторан для гулянки... Пели, говорили, кричали... Профессоров поднимали на столы... Ораторы сменялись один за другим.

Так праздновался Татьянин день студентами России дореволюционной. После Октябрьского переворота об этом празднике вспоминали нечасто. Но в 1995 году снова открылся храм святой Татьяны при Московском университете. А в актовом зале старого здания в этот день были вручены премии, учрежденные в часть основателей первого российского университета - графа И.И. Шувалова и ученого М.В. Ломоносова. И снова в России появился веселый студенческий праздник - Татьянин день.

Праздник 27 января. День воинской славы России. Снятие блокады города Ленинграда (1944)

Праздник 27 января. День воинской славы России. Снятие блокады города Ленинграда (1944).

27 января в Российской Федерации на основании Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 г. отмечается праздник - День снятия блокады города Ленинграда

27 января 1944 г. советские войска полностью сняли длившуюся 900 дней фашистскую блокаду города.
В результате побед Советских Вооруженных Сил в Сталинградской и Курской битвах, под Смоленском, на Левобережной Украине, в Донбассе и на Днепре в конце 1943 - начале 1944 года сложились благоприятные условия для проведения крупной наступательной операции под Ленинградом и Новгородом.
К началу 1944 враг создал глубокоэшелонированную оборону с железобетонными и деревоземляными сооружениями, прикрытыми минными полями и проволочными заграждениями. Советское командование организовало наступление силами войск 2-й ударной, 42-й и 67-й армий Ленинградского, 59-й, 8-й и 54-й армий Волховского, 1-й ударной и 22-й армий 2-го Прибалтийского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота. Привлекались также авиация дальнего, партизанские отряды и бригады. Цель операции состояла в том, чтобы разгромить фланговые группировки 18-й армии, а затем действиями на кингисеппском и лужском направлениях завершить разгром ее главных сил и выйти на рубеж р. Луга; в дальнейшем, действуя на нарвском, псковском и идрицком направлениях, нанести поражение 16-й армии, завершить освобождение Ленинградской области и создать условия для освобождения Прибалтики. 14 января советские войска перешли в наступление с Приморского плацдарма на Ропшу, а 15 января от Ленинграда на Красное Село.

После упорных боев 20 января советские войска соединились в районе Ропши и ликвидировали окруженную Петергофско-Стрельнинскую группировку врага. Одновременно 14 января советские войска перешли в наступление в районе Новгорода, а 16 января - на любанском направлении, 20 января освободили Новгород. В ознаменование окончательного снятия блокады 27 января 1944 в Ленинграде был дан салют.

Прорыв блокады Ленинграда (1944). 12-30 января 1944 войска 67-й армии Ленинградского (командующий с июня 1942 генерал-лейтенант, позже Маршал Советского Союза Л. А. Говоров), 2-й ударной и части сил 8-й армий Волховского (создан 17 декабря 1941, командующий генерал армии К. А. Мерецков) фронтов при поддержке авиации дальнего действия, артиллерии и авиации Балтийского флота встречными ударами в узком выступе между Шлиссельбургом и Синявином (южнее Ладожского оз.) разорвали кольцо блокады и восстановили сухопутную связь Ленинграда со страной. Через образовавшийся коридор (шириной 8-10 км) в течение 17 сут были проложены железная дорога и автомобильная трасса, но полностью проблема снабжения города ещё не была решена: важный пункт - станция Мга на ж.-д. линии Ленинград - Волхов оставался в руках врага, дороги в освобожденной полосе находились под постоянным обстрелом вражеской артиллерии. Попытки расширить сухопутные коммуникации (наступление в феврале - марте 1943 на Мгу и Синявино) не достигли цели. В июле - августе на Мгинском выступе советские войска нанесли тяжёлое поражение войскам 18-й немецкой армии и не допустили переброски войск противника на другие фронты.

Наступательная операция советских войск под Ленинградом и Новгородом 1944, снятие блокады Ленинграда. В результате побед Советских Вооруженных Сил в Сталинградской и Курской битвах, под Смоленском, на. Левобережной Украи