РОССИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ В НОЯБРЕ
Праздник 4 ноября - День народного единства.
См. раздел "Официальные праздники России".Праздник 5 ноября - День военного разведчика.
День военного разведчика установлен приказом Министерства Обороны РФ № 490 от 12.10.2000 г.
5 ноября в России отмечается 88 годовщина со дня создания военной разведки. В 1918 году именно в этот день в составе Полевого штаба Красной Армии в Петрограде приказом председателя Реввоенсовета Республики Льва Троцкого было образовано Регистрационное управление для координации усилий всех разведывательных органов армии. С этого дня ведет свою историю Главное разведывательное управление Генерального штаба ВС РФ. Именно Регистрационное управление и стало прообразом ныне действующего центрального органа управления военной разведкой - Главного разведывательного управления (ГРУ) Генерального штаба Вооруженных сил России.
На сегодняшний день Главное разведывательное управление - важнейший компонент укрепления государства. Эта структура сочетает в себе все существующие виды разведки - стратегическую, агентурную, в том числе нелегальную, техническую, экономическую, космическую и войсковую, больше известную как спецназ ГРУ.
В составе других военных подразделений военная разведка существовала и в царской России. Но как обособленное подразделение военная разведка Российской Федерации ведет отсчет своей истории с 5 ноября 1918 года.
К самым памятным событиям Московской битвы надо отнести парад войск на Красной площади, проведенный в ознаменование 24-й годовщины Великого Октября. По силе воздействия на ход событий его можно сравнить с успешной военной операцией.
Призывы Центрального Комитета Коммунистической партии отдать все силы для защиты Отечества и организации победы над врагом, широко развернутая партийно-политическая работа на фронте и в тылу укрепляли в сознании советских людей веру в свои силы, в непобедимость Советского государства.
Для выражения уверенности советских руководителей в судьбе столицы были проведены традиционное торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся 6 ноября 1941 г., посвященное 24-й годовщине Октября, и парад войск на Красной площади 7 ноября. 7 ноября с трибуны Мавзолея В. И. Ленина прозвучали вдохновляющие слова И. В. Сталина, обращенные к участникам парада: «На вас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!»
Парад войск на Красной площади был проведен специально для поднятия боевого духа советских граждан. Враг подошел к городу чуть ли не на пушечный выстрел, до торжеств ли в такой обстановке? Но ничто, кроме традиционного праздника, к которому все привыкли за годы мирной жизни, не могло так укрепить веру советских людей в победу. И ничто, кроме парада, не могло так ошеломляюще обескуражить врага. "На вас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!", - обратился тогда с трибуны Мавзолея к участникам парада Главнокомандующий И. В. Сталин.
Подготовка к торжеству на Красной площади велась в строжайшей тайне. Ведь даже один прорвавшийся вражеский самолет мог нанести всему делу катастрофический вред. А была опасность такого прорыва? Была. Немецкое командование, не сумев наладить массированные бомбардировки Москвы, посылало одиночек-асов для бомбежки правительственных зданий, электростанций, водопровода и других особо важных объектов. Так три тысячекилограммовые бомбы взорвались около штаба военного округа. Огромная бомба взорвалась во дворе ЦК партии. Их сбросили самолеты-одиночки, пробравшиеся к городу на большой высоте.
Успех праздника, конечно же, во многом зависел от состояния дел на фронте. Что в этот день намереваются делать немецкие войска? В Ставке Верховного Главнокомандования все согласились с мнением командующего фронтом Жукова: «В ближайшие дни враг не начнет большого наступления. Он понес в предыдущих сражениях серьезные потери и вынужден пополнять и перегруппировывать войска». И все же фашисты, вдруг узнав о параде, попытались бы помешать празднику не только авиацией, но и ударйми наземных частей. Каким образом? Об этом сейчас остается только догадываться. Но вот что, к примеру, сделали наши артиллеристы, когда советские войска приблизились к границам Германии. До прусского города Ширвиндта было 22 километра, орудия же, находившиеся в том районе, стреляли на 18. Артиллеристы пошли на риск. Ночью, работая на малых оборотах, трактор подтащил 152-миллиметровое орудие в зону, откуда снаряды могли долететь до цели. Данные для стрельбы были подготовлены заранее по карте. Бойцы без промедления открыли огонь. 30 снарядов_взорвались в городе, вызвав пожары, панику и потери в сгрудившихся на улицах войсках. Артиллеристы успели вовремя и без урона вернуться к своим. Номер знаменитого орудия — 3922 — записан в истории войны.
И вот, чтобы фашисты не предприняли подобных и каких-либо других действий, мешавших параду, было решено на ряде участков фронта утром праздничного дня и накануне вечером завязать бои — заставить немецкое командование, штабы и разведку заниматься только этими боями. Далее следовало прикрыть парад от нападения с воздуха. Для усиления имевшихся истребительных частей были взяты на время самолеты с ближайших фронтов. 550 истребителей стояли на аэродромах, готовые взмыть навстречу врагу. И фронтовые части, и летчики готовились к защите парада, ничего не зная о нем. Труднее было сохранить тайну от тех, кто пойдет в парадном марше по Красной площади. Это были, конечно, преданные Родине люди. Но тайна есть тайна. До самого крайнего часа ее может знать только узкий круг людей. Генерал Константин Федорович Телегин рассказывает о правдоподобной хитрости, на которую пришлось пойти командующему парадом генералу Павлу Артемьевичу Артемьеву. «Без широкой огласки, по одному вызывал командующий командиров и комиссаров частей и училищ, которые должны принять участие в параде. Не раскрывая планов, он сообщил им, что москвичи хотят посмотреть части, отправляющиеся на фроит. С этой целью Военный Совет предполагает примерно в середине ноября в районе Крымского моста провести смотр-парад не только тех частей, которые уйдут на фронт, но и некоторых остающихся в Москве и на ее рубежах. Они должны своим участием как-бы скрепить боевое братство и решимость в любую минуту прийти на помощь уходящим. Было предложено в порядке обычных учебных занятий на закрытых территориях усилить строевую подготовку выделенных для смотра-парада частей». О настоящем параде командиры узнают лишь поздно ночью 6 ноября.
А как непросто было набрать части для парада! Он ведь должен быть впечатляющим, мощным — на него будут смотреть и москвичи, и иностранные корреспонденты, и, конечно, гитлеровские лазутчики. А войск в городе мало; те, что есть, несут серьезную службу. Проще, чем другие части, нашли курсантов, пехотинцев, кавалеристов, зенитчиков. Артиллерию для парада пришлось снять с огневых позиций. Танковые батальоны пошли на парад прямо с железнодорожной станции, куда они прибыли из Ахангельска.
7 ноября еще заметнее потянулись к Красной площади колонны войск. Войска шли к площади, а из Московского Комитета партии во все концы города спешили посыльные на автомашинах с пригласительными билетами на парад. Одним билеты вручались у станков, другим, кто работал в ночную смену, дома. И люди не верили в такое чудо, а поверив, как в былые годы, спешили на трибуны у Мавзолея.
В те дни, полные опасности, никто не выключал на ночь репродукторы — по радиосети передавались важные сообщения, а также сигналы воздушной тревоги и отбоя. Поэтому во всех домах, на всех заводах и фабриках около восьми утра прозвучали привычные по прежним праздникам и такие неожиданные теперь слова: «Говорят все радиостанции Советского Союза. Центральная радиостанция Москвы начинает передачу с Красной площади парада частей Красной Армии, посвященного 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции...»
В 8.00 из ворот Спасской башни выехал на коне принимающий парад маршал Семен Михайлович Буденный. Войска на его здравицу ответили громким "Ура!" и парад начался... В тот день в мире не было важнее новости, чем новость о параде. Москва стояла крепко, правительство не бежало на Урал, как об этом твердили вражеские распространители слухов, оно было в столице и твердо руководило обороной страны. Это несказанно радовало советских людей и наших друзей. А в стане врага было полное замешательство. Германия в ноябрьские дни жила ожиданием парада на Красной площади — только не нашего, а своего. Гитлеровские газеты и радио заранее оповестили, что немецко-фашистские войска именно 7 числа пройдут церемониальным маршем по еще одной покоренной столице Европы.
До 1996 года в ознаменование Великой Октябрьской социалистической революции 7 и 8 ноября отмечалась годовщина Великого Октября.
В разных условиях встречал советский народ октябрьские праздники: и в суровые годы Гражданской и Великой Отечественной войн, и в дни мирного труда. 7 ноября 1941 г., когда гитлеровские войска рвались к Москве, у стен Кремля проходил парад частей Красной армии. Это был вдохновляющий и глубоко символичный парад: прямо с Красной площади шли в бой солдаты, чтобы защищать свою Родину.
В мирное время в честь празднования Октября проходили военные парады на Красной площади в Москве, а также в столицах республик и городах-героях. После парадов по площади проходили физкультурники, а затем - колонны трудящихся, празднично украшенные цветами, флагами и транспарантами.
Октябрьская революция 1917 года коренным образом повлияла на судьбу нашей страны. Историческая справедливость требует того, чтобы именно в день Октября, некогда расколовшего Россию, была подведена черта под разногласиями прошлого.
В результате победы Октябрьской революции коренным образом изменилось положение всех классов и слоев населения, их партий. Большевики стали правящей партией, возглавлявшей работу по созданию нового государственного и общественного строя.
26 октября принят декрет о мире, о земле. В след за декретом о мире, о земле Советская власть приняла законы: о введении рабочего контроля над производством и распределением продуктов, о 8-часовом рабочем дне, «Декларацию прав народов России». Декларация провозглашала, что отныне в России нет наций господствующих и наций угнетенных, все народы получают равные права на свободное развитие, на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
Октябрьская революция положила начало глубоким, всеохватывающим социальным переменам во всем мире. Бесплатно была передана помещичья земля в руки трудового крестьянства, а фабрики, заводы, шахты, железные дороги – в руки рабочих, сделав их общенародным достоянием.
Стремясь впредь не допускать противостояния, в целях единения и консолидации российского общества президент Ельцин издал Указ: объявить праздничный день 7 ноября Днем Согласия и Примирения, объявить 1997 год - год 80-летия Октябрьской революции - годом согласия и примирения.
В декабре 2004 г. Государственная дума Российской Федерации постановила считать день 7 ноября Днем воинской славы в честь военного парада 1941 года в г. Москве на Красной площади.
Страничка истории. Октябрьская революция 1917 года - нарастание общенационального кризиса в России осенью 1917г. Победа вооруженного восстания
Положение в стране было катастрофическим. Экономика на гране развала, армия деморализована неудачами на фронте, бедственное положение трудового народа достигло предела. Нарастал кризис верхов. Временное правительство для сплочения сил 12-15 августа провело в Москве государственное совещание представителей имущих классов, депутатов Государственной Думы, верхушки военных, духовенства, партий эсеров и меньшевиков. Большевики отказались участвовать в совещании. Ораторы призывали добиваться истребления большевиков, упразднения Советов и солдатских комитетов, установления в стране военной диктатуры, которая расправится с революцией. На эту роль выдвигали верховного главнокомандующего генерала Л.Корнилова.
В эти дни немецкими войсками была взята Рига, возникла угроза Петрограду. Генерал Корнилов для спасения страны потребовал чрезвычайных полномочий и 25 августа двинул с фронта на Петроград конный корпус. Временное правительство не принимало никаких мер против мятежа. Петросовет, большевики, заводские комитеты направили в войска агитаторов, двинули отряды Красной гвардии, сами взялись за оружие. Корниловские части были остановлены и поход на столицу провалился. Генерал Корнилов был арестован, командир конного корпуса генерал Крымов застрелился. Разгром корниловского мятежа способствовал переходу многих Советов на сторону большевиков. После разгрома корниловщины авторитет Временного правительства резко упал, в стране стал нарастать кризис власти, сливаясь с общенациональным кризисом. Признаки его проявлялись в различных сферах. Прежде всего это тяжёлое экономическое и политическое положение России, разруха в стране, инфляция, коррупция.
В сентябре-октябре 1917г. рабочее движение поднялось на новую ступень, приняло характер революционных выступлений против буржуазии прямо на предприятиях, имелись случаи ареста администрации. Фабрично-заводские комитеты смещали администрацию и брали управление заводами в свои руки, вводили 8-часовой рабочий день. Рабочий контроль был введен на 500 предприятиях. Всё активнее и решительнее становилась борьба крестьянских масс, так и не получивших землю. Очевидным проявлением общенационального кризиса стал всё более нарастающий революционный подъём в армии и на флоте, особенно после корниловского мятежа. Ротные полковые и солдатские комитеты брали в свои руки руководство политической жизнью частей, смещали реакционных командиров, требовали демократизации. В армии и на флоте росло количество большевистских организаций. Балтфлот в сентябре принял решение о неподчинении Временному правительству.
Проявления общенационального кризиса в стране свидетельствовали о том, что главные предпосылки для переворота в середине сентября были уже созданы. Временное правительство, лидеры буржуазных партий, меньшевики и эсеры понимали опасность нового революционного переворота в стране. Они пытались отвлечь различными уступками народ от революции, перевести страну на путь буржуазного парламентаризма. С этой целью 14-22 сентября в Петрограде было создано Демократическое совещание специально подобранных делегатов, представителей партий. Совещание создало предпарламент, как представительный орган всех российских партий, до созыва Учредительного собрания. Официальное название его 2временный СОВЕТ российской республики2. Но он не сыграл большой роли, так как обладал лишь совещательными функциями. Это было ещё одним признаком паралича власти, нарастания общенационального кризиса. Россия была на пороге новой революции.
В столицах и 30 городах прошли губернские партконференции большевиков, шло формирование Красной гвардии. В октябре она насчитывала 200 тыс. вооружённых рабочих. Это был решительный поворот тактики большевиков на вооруженное восстание. Ленинский план состоял в том, чтобы сместить правительство на кануне 2 съезда Советов и на нём сформировать новые органы Советской власти. Ленин настаивал на проведении вооружённого восстания, иначе в стране будет установлена военная диктатура. Временное правительство в середине октября заседало почти беспрерывно, чтобы сорвать революцию.
Восстание началось 24 октября, за день до открытия 2 съезда Советов. Утром юнкера заняли большевистскую типографию, но рабочие отбили её. Отряды ВРК Петросовета начали занимать стратегические пункты города. К утру 25 октября были захвачены вокзалы, мосты, телеграф, электростанция. К концу дня 24 октября большая часть столицы была под контролем восставших. Утром появилось воззвание «К гражданам России!». В нём говорилось: «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петрогардского Совета рабочих и солдатских депутатов – Военно-революционного Комитета, стоящего во главе петрогардского пролетариата и гарнизона. Дело за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства – это дело обеспечено!».
25 октября (7 ноября) вечером собрался 2 съезд Советов – 600 делегатов от 400 Советов страны. Из 650 избранных депутатов 390 были большевики. Он принял воззвание к рабочим, солдатам и крестьянам – съезд берет власть в свои руки. Съезд постановил, что вся власть на местах переходит к Советам. 26 октября (8 ноября) съезд принял декреты о мире, о земле.
История российской полиции берет начало со времен правления Петра I. В 1715 году Император создал в России службу охраны общественного порядка и назвал ее полицией, что в переводе с греческого означает "управление государством". 8 сентября 1802 при Александре I было образовано Министерство внутренних дел Российской Империи. В задачи Министерства, помимо установления и поддержания спокойствия, обеспечения пожарной безопасности, борьбы с беглыми и дезертирами, входило также обустройство дорог, курирование приютов, оно контролировало торговлю, почту, медицину и следило за уплатой налогов. Однако уже в 1810 году руководство полицией изымается из ведения МВД, создается Министерство полиции. 6 июля 1908 года законодательно закрепляется существование при полицейских управлениях городов и уездов сыскных отделений, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью.
Рабоче-крестьянская милиции (РКМ) была создана сразу после Октябрьской революции 10 ноября (28 октября по старому стилю) 1917 года для охраны революционного общественного порядка. В милицию принимались граждане, достигшие 21 года, признававшие Советскую власть, грамотные и пользовавшиеся избирательным правом. Каждый поступивший в милицию давал подписку служить не менее 6 месяцев. При многих городских и уездных исполкомах создавались добровольные организации содействия советской милиции ("Добровольные отряды милиции", "Друзья общественного порядка" и др.) Введение единой формы одежды для работников милиции повышало ее авторитет а глазах трудящихся.
В годы Гражданской войны и интервенции сотрудники милиции активно участвовали в боевых действиях и на фронтах.
В 1919 году в Красную армию было направлено свыше 8 тысяч милиционеров. В 1920 году в боях против войск Врангеля и белополяков участвовала вся милиция прифронтовой полосы: более 3 тыс. работников железнодорожной милиции было направлено на Западный фронт.
"Положение о рабоче-крестьянской милиции" от 10 июня 1920 г. установило, что основными звеньями аппарата РКМ являются городская и уездная (общая), промышленная, железнодорожная, водная (речная и морская) и розыскная милиция. Положение определяло РКМ как вооруженный исполнительный орган, имеющий значение вооруженных частей особого назначения.
Многие сотрудники милиции за участие в боевых операциях Великой Отечественной войны удостоены звания Героя Советского Союза, орденов и медалей.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года праздник переименован в День милиции.
Праздник 10 ноября. Всемирный день молодежиПраздник 10 ноября - Всемирный день молодежи.
В 1945 г. 10 ноября Великая конференция демократической молодежи (были представители от 63 стран) приняла решение создать Всемирную федерацию демократической молодежи для содействия взаимопониманию и сотрудничеству молодежи во всех областях жизни общества, борьбе против социального, национального и расового угнетения, за мир и безопасность народов, за права молодежи. С тех пор 10 ноября отмечается как Всемирный день молодежи.
История молодежного движения
Уже в 1-й половине 19 в. молодежь, по преимуществу студенческая, объединенная в своих организациях (союзах), принимала (первоначально в и некоторых других странах Европы) активное участие в борьбе против деспотизма и феодальной реакции, в национально-освободительном движении угнетенных народов. Развитие массового социалистического рабочего движения во 2-й половине 19 в. в передовых странах Европы содействовало дифференциации Молодежное движение Рабочая молодежь и передовые юноши и девушки — выходцы из различных классов и социальных групп — включались в рабочее движение или поддерживали его. В то же время активизировались консервативные молодежные организации и общества. В 80—90-х гг. в Великобритании, США, и других странах создаются христианские молодежные организации, имевшие не только религиозный, но и политический характер. Возникают международные молодежные христианские объединения: в 1855 — Всемирный альянс ассоциаций молодых христиан (ВААМХ), в 1894 — Всемирная ассоциация молодых женщин-христианок (ВАМЖХ), в 1895 — Всемирная федерация студентов-христиан (ВФСХ) и др. В 1907—08 зародилось скаутское движение.
В общественной жизни России с середины 19 в. и особенно в конце 19 — начале 20 вв. важную роль играла студенческая молодежь. Студенты социал-демократы занимали видное место среди активных деятелей Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Но наряду с социал-демократическим в движении студенческой молодежи складывались буржуазно-демократическое, либеральное (к нему примыкало "академическое"), а также открыто реакционное направления. Рассматривая это размежевание как необходимый и прогрессивный процесс, В. И. Ленин в то же время отмечал, что оно не должно вести к распаду всех непартийных студенческих организаций, связанных академическими и другими общестуденческими интересами.
Во время Революции 1905—07 радикальное студенчество, активно участвовавшее в общедемократическом движении, нередко поддерживало большевиков, борясь в рядах революционного пролетариата. В годы реакции и в особенности в годы нового революционного подъема студенческие выступления оставались важным фактором общественной жизни в России.
В начале 20 в. почти во всех европейских странах, в первую очередь там, где существовали сильные социал-демократические партии (Бельгия, Австрия, Швеция и др.), были организованы союзы социалистическойв рабочей молодежи, которые содействовали выработке у молодежи социалистического мировоззрения, боролись против капиталистической эксплуатации, проводили антимилитаристскую пропаганду.
Работе среди молодежи придавал чрезвычайно большое значение В. И. Ленин. По предложению Ленина и Розы Люксембург на Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала (1907) было принято дополнение к резолюции "О милитаризме и международных конфликтах", в котором указывалось на необходимость воспитания рабочей молодежи в духе социализма и в сознании братства народов. Стремление организации трудящейся молодежи разных стран к объединению получило практическое воплощение вскоре после конгресса, когда в том же Штутгарте собралась 1-я Международная конференция социалистических организаций молодежи, которая приняла решение о создании Социалистического интернационала молодежи (СИМ).
Октябрьская революция 1917 (в ее победу внесла значительный вклад рабоче-крестьянская молодежь), оказавшая громадное революционизирующее влияние на капиталистический мир и колониальные страны, содействовала подъему всемирного революционного Молодежное движение. После создания в марте 1919 Коммунистического Интернационала революционные организации молодежи многих стран заявили о своем согласии с его программными документами. В апреле того же года ЦК РКСМ выступил с предложением создать Коммунистический интернационал молодежи (КИМ), в разработке программы и устава которого принимал непосредственное участие В. И. Ленин.
Во многих странах молодежь активно участвовала в развернувшихся в 1918—1923 революционных боях.
В годы частичной относительной стабилизации капитализма (1924—29) борьба против правых и "левых" (троцкисты) фракционеров была, как и в последующие годы, одной из важных сторон деятельности КИМ и его секций. Проводя на основе решений Коминтерна тактику единого фронта, Исполком КИМ в августе 1925 направил Исполкому СИМ "Открытое письмо" с предложением создать единый фронт рабочей молодежи против угрозы империалистической войны. Однако СИМ и национальные организации социалистической молодежи не откликнулись на этот призыв. Многие из лидеров этих организаций сами распространяли среди молодежи идеи антисоветизма и антикоммунизма.
В годы между двумя мировыми войнами создавались объединения молодежи клерикального, просветительского характера, целью которых было отвлечь широкие слои молодежи от непосредственного участия в политике, сосредоточить их внимание на т. н. специфически молодежных проблемах. В эти же годы в большинстве стран Западной Европы возникали национальные союзы студентов, объединявшие учащихся университетов и других высших учебных заведений на чисто корпоративной основе, на базе общих специфических студенческих интересов. Создавались и молодежные ультрареакционные, фашистские организации. В странах, где к власти пришли фашисты (Италия, Испания), молодежные организации стали частью фашистского государственно-партийного аппарата.
В сложных условиях войны укреплялась международная солидарность молодежи. В 1941 студенты стран, воюющих против фашизма, собрались в Лондоне и объявили 17 ноября — день, когда гитлеровцы в 1939 учинили в Праге кровавую расправу над чехословацкими студентами, Международным днем студентов. В 1942 в США проходила Международная конференция студентов; в конце 1942 в Лондоне собралась Международная конференция молодежи, избравшая Всемирный совет молодежи (в состав совета и его исполкома входили, наряду с представителями других стран, советские представители). В 1943 студенты-антифашисты провели Международную студенческую ассамблею в Вашингтоне.
Всемирная федерация демократической молодежи
В 1945 г. 10 ноября Великая конференция демократической молодежи (были представители от 63 стран) приняла решение создать Всемирную федерацию демократической молодежи для содействия взаимопониманию и сотрудничеству молодежи во всех областях жизни общества, борьбе против социального, национального и расового угнетения, за мир и безопасность народов, за права молодежи. С тех пор 10 ноября отмечается как Всемирный день молодежи.
Это факты организационного характера, но они как раз и раскрывают силу и мощь молодежи. Например, беспрецедентные по размаху выступления студенческой молодежи в конце 60-х годов выявили огромный рост ее политической активности и политического радикализма, растущее осознание студентами взаимосвязи системы высшего образования с господствующими общественно-политическими отношениями. Это дало повод некоторым ученым (Г.Маркузе) объявить молодежь решающей революционной силой, авангардом трудящихся масс.
Объективные закономерности общественного развития в современной России все явственнее показывают возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Сегодня налицо совершенно новая ситуация по сравнению с 70-80-ми годами, когда молодые люди в большинстве своем проявляли прохладное отношение к политике или даже чурались ее. Это объяснялось твердым убеждением в том, что политикой должны заниматься люди более зрелого возраста, достигшие определенной иерархической ступени в партии или комсомоле.
12 ноября отмечается праздник - День работников Сбербанка России.
День работника Сбербанка России отмечается с 1998 года. Дата 12 ноября выбрана не случайно: 30 октября (12 ноября по новому стилю) 1841 года император Николай I издал Указ об учреждении в России сберегательных касс «для доставления чрез то недостаточным всякого рода людям средств к сбережению верным и выгодным способом и для приема небольших сумм на сохранение с приращением процентов».
История возникновения сберегательных касс в России связана с эпохой становления новых экономических отношений. Во второй четверти XIX века в России произошел резкий перелом в экономической сфере, имел место поворот к складыванию капиталистических отношений. Инициатором создания сберегательных касс в стране стало правительство. Первоначально, идея создания сберегательных касс в стране рассматривалась как одно из средств, позволяющих избежать малоимущим слоям населения негативных последствий экономических перемен.
Необходимость наличия сберегательных касс в России была очевидна давно. Малоимущие слои населения нуждались в возможности накопить какие-то суммы для лечения, учебы, отдыха и других нужд. 30 октября (12 ноября по новому стилю) 1841 года Указом императора Николая I был утвержден первый Устав сберегательных касс. Таким образом было положено начало сберегательного дела в России. Сберегательные кассы действовали и все годы советского периода. Сейчас в РФ функционирует единый «Сбербанк». Выросший из тех же сберкасс и выполняющий многие банковские операции, необходимые для всех слоев общества. День работников Сбербанка России отмечается с 1998 года 12 ноября.
Термин «банк» происходит от итальянского слова, которое означало лавку, скамью или конторку, за которой менялы оказывали свои услуги. С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься посреднической деятельностью, которая выражалась во взаимных платежах, связанных с обращением монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов. Во многих источниках, дошедших до наших времен, можно встретить данные о вавилонских банкирах, принимавших процентные вклады и выдававшие ссуды под письменные обязательства и под залог различных ценностей.
Корни российских банков уводят нас вглубь отечественной истории в эпоху Великого Новгорода (XII-XVвв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т. д.
13 ноября отмечается Международный день слепых.
13 ноября 1745 года во Франции родился Валентин Гаюи - известный педагог, основавший в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для слепых. По решению Всемирной организации здравоохранения именно это событие легло в основу выбора даты Международного дня слепых.
До XVIII века мир не знал учебных заведений для слепых. Основная масса слепых - нищие, только небольшое количество из них является объектом опеки со стороны церкви и государства. Соответственно, не существовало ни теории, ни опыта приобщения незрячих к систематическим знаниям и к общественно-полезному труду. Однако и среди слепых с давних времен были известны люди, которые своими способностями в самых разнообразных сферах человеческой деятельности смогли достигнуть высоких результатов интеллектуального развития. Исторически известно, слепой древнегреческий философ Дидим Александрийский (308-395 гг.) в начале первого тысячелетия изобрел специальный способ письма для незрячих: на покрытых воском дощечках, тонкой палочкой он писал текст и свободно различал эти надписи при помощи осязания.
В 1749 году Дени Дидро написал и анонимно опубликовал свое известное произведение "Письмо о слепых для назидания зрячих", за которое на три месяца был заточен в Венсенский замок. Оно не только произвело сильное впечатление на современников, но и имело своеобразный исторический резонанс, заставляя все большее и большее количество умных людей задумываться о проблемах их незрячих сограждан. Одним из таких задумавшихся был молодой гражданский служащий Валентин Гаюи (1745-1822), по-видимому, имевший не только доброе сердце, но настоящий талант организатора. Валентин Гаюи родился 13 ноября 1745 года во Франции в деревне Сен-Жюст близ Амьена в семье бедного крестьянина-ткача.
В 1771 году Валентина Гаюи до глубины души возмутило зрелище бесстыдной эксплуатации слепых. Во время парижской ярмаркив одном из балаганов слепых заставляли играть на поломанных или расстроенных инструментах по перевернутым вверх ногами нотам, надев при этом картонные очки. Именно с того момента, по словам Валентина Гаюи, он и решил посвятить себя делу служения слепым.
В 1803 году Валентин Гаюи получил предложение российского императора Александра I открыть в Санкт-Петербурге учебно-воспитательное заведение для слепых. Откликнувшись на предложение императора, Валентин Гаюи решил поехать в России, он предполагал пробыть в Санкт-Петербурге всего один год и за этот год подготовить преподавателей и обучить 50 слепых детей. Из Парижа Валентин Гаюи привез специальное оборудование для обучения слепых: рельефные глобусы, географические карты, приборы для занятий ремеслами, ноты, а также типографские станки для печатания рельефных книг. Валентин Гаюи отправился в Россию вместе со своей семьей - с женой и 13 летним сыном Жюстом. В качестве предполагаемого ассистента Валентин Гаюи взял с собой незрячего ученика Шарля Фурнье.
В сентябре 1806 года Гаюи прибыл в Петербург. Ему был 61 год, но в своем пожилом возрасте он был полон сил, энергии, и желания помочь слепым людям. Но сразу же по прибытии в Петербург Гаюи начинает испытывать материальные трудности. После неоднократных прошений, министр Просвещения выделил ему незначительные средства. Проблемы возникали и с учителями, для организации практики обучения в Гаюи приходили добровольцы - учителя, проникшиеся его идеей и желавшие посвятить свою жизнь благородному делу обучения слепых. Студент педагогического института Галич берется обучать слепых чтению, письму, грамматике. Французский эмигрант, принявший русское подданство, Луэ готов преподавать слепым музыку. Однако, когда учителя вроде нашлись, из канцелярии министерства просвещения Гаюи получил ответ: в России нет слепых детей. Ошеломленный ответом Гаюи сам искал будущих учеников. Большинство учеников он встретил в богадельне близ Смольного. Валентин Гаюи был готов не только обучать слепых учеников, но и кормить завтраком и обедом за свой счет. Осенью 1807 года Александр I утвердил штат института, но только на 15 человек. Бытовые условия и занятия в институте, к сожалению, оставляли желать лучшего, но большое стремление учеников осваивать грамоту и ремесла преодолевало все трудности. Проверка, с пристрастием проведенная летом 1808 года отмечала, что слепые воспитанники обучены чтению, письму, географии, истории, языкам, музыке, печатанию, пению и разным ремеслам - плетению корзин и стульев, вязанию сетей, вышиванию, наборному делу.
Обучение и воспитание слепых детей Валентин Гаюи поставил на научную основу. Он разработал рельефно-линейный шрифт «унциал». Этот шрифт получил название от латинского слова, означающего равный по длине одной унции. Это были крупные ровные буквы, выдавленные рельефом на плотной бумаге. Главное достоинство «унциала» заключалось в том, что при помощи этого шрифта можно было обучать слепых детей чтению и печатать книги для слепых. Шрифт был передвижной, и это помогало слепым детям делать набор нужного текста. Кроме этого Валентин Гаюи сконструировал приборы для слепых и матрицы для изготовления рельефных наглядных пособий, географических карт и глобусов. Этому ремеслу он обучал и своих воспитанников. Идея создания книг для слепых также принадлежит Валентину Гаюи.
Валентином Гаюи в возрасте 72 лет в 1817 году покинул Россию, увозя с собой орден Владимира 4-й степени «За ревностное усердие», которым при его отставке наградил император Александр I. Но незадолго до отъезда из России, В. Гаюи издает брошюру «Краткое изложение, служащее проспектом второго издания Опыта по воспитанию слепых». Этот краткий очерк как бы суммирует результаты его трудов в области воспитания слепых.
После отъезда Гаюи из России в 1819 году основанный им Институт был передан в ведение Императорского человеколюбивого общества и утратил свое значение как учебное заведение. 19 марта 1822 года Валентин Гаюи скончался. Гранитный памятник на его могиле на Парижском кладбище Пер-Лашез был поставлен на средства, собранные слепыми ремесленниками и музыкантами.
Заслуги его в воспитании слепых были увековечены - 10 августа 1861 года установлен памятник перед Национальным институтом слепых в Париже, в котором запечатлен облик Валентина Гаюи и первого его ученика Франсуа Лезюэра.
Одной из главных проблем слепых является трудоустройство. Хотя на практике доказано разнообразие трудовых возможностей инвалидов по зрению, в мире 92% работодателей выступают против приема на работу слепых людей. В России в 1925 году было создано ВОС, которое организовало разветвленную сеть производственных предприятий, где работают инвалиды по зрению.
В России практически все незрячие люди объединены в крупную общественную организацию "Всероссийское общество слепых" (ВОС), насчитывающую сегодня 280 тысяч инвалидов первой и второй группы по зрению, то есть тех, кто полностью не видит, либо имеет остаточное зрение до 5%. "Всероссийское общество слепых" существует с 1925 года, и с первых дней своего создания взяло на себя решение проблем реабилитации трудоустройства слепых людей, их приобщение к труду, образование, культуре и спорту, заботу о социально-бытовых условиях незрячих. За время своего существования ВОС создало мощную материальную базу для обеспечения своей деятельности.
13 ноября отмечается Всемирный день качества.
С 1989 года мировая общественность отмечает Всемирный день качества, а с 1995 года - Европейскую неделю качества.
Впервые Всемирный день качества праздновался 9 ноября 1989 года при поддержке ООН по инициативе ведущих международных организаций по качеству: Европейской организации по качеству, Японского союза ученых и инженеров, Американского общества по контролю качества и Латиноамериканской организации по качеству.
С тех пор Всемирный день качества проводится ежегодно во второй четверг ноября в 2008 году праздник выпадает на 13 ноября.
Всемирный день качества – ежегодное мероприятие, оно проводится во многих странах. Ключевыми целями проведения Всемирного дня качества являются подтверждение значения высокого качества продукции и услуг, активизирование деятельности, направленной на привлечение внимания к проблеме качества, которая включает в себя не только безопасность товаров для человека и окружающей среды, но, прежде всего, степень удовлетворенности запросов и ожиданий потребителей.
В 2005 году Правление Всероссийской организации качества (ВОК) приняло решение о проведении форумов в рамках Всемирного дня качества не только в Москве, но и в других регионах страны.
Во Всемирный день качества в Москве обычно проводится научно-практическая конференция, а с 2003 года — Всероссийский Форум, куда собираются представители министерств и ведомств, общественных объединений, местных администраций, руководители предприятий и организаций, профессура, работники органов по сертификации и консалтинговых фирм, занимающихся помощью во внедрении систем менеджмента качества. Гостями Форума становятся ведущие зарубежные специалисты в области качества и современных методов управления.
Всемирный день качества отмечается крупными конференциями, форумами и выставками. Эти мероприятия призваны привлечь внимание производителей и потребителей продукции, органов государственного управления, общественных организаций к проблеме качества и активизировать поиск путей ее решения.
Качество продукции является одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности продукции и развития экономики, и занимает важное место в экономической политике не только нашей страны.
Комплекс реализуемых мер в области качества включает мероприятия по освоению и выпуску новой продукции, внедрению ресурсосберегающих технологий, реконструкции и техническому перевооружению производств в различных отраслях промышленности, совершенствованию форм и методов управления качеством и подготовки кадров.
13 ноября отмечается праздник - День Войск радиационной, химической и бактериологической защиты Российской Федерации.
Официальной датой образования войск радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты считается 13 ноября 1918 года. Однако военные химики появились в русской армии еще в период первой мировой войны. С лета 1916 года в дивизиях ввели нештатных заведующих противогазовой обороной, а в полках - команды для химического и метеорологического наблюдения, оповещения о газовых атаках немцев, а также для обучения личного состава войск пользованию простейшими средствами защиты - тканевой повязкой и угольным противогазом Зелинского. Со временем взгляды на содержание и реализацию мероприятий защиты менялись, о чем свидетельствует эволюция терминологии. С 1921 года противогазовая оборона стала называться "противохимической обороной", с 1941 года - "противохимической защитой", а с начала 50-х годов, когда в США и СССР было принято на вооружение ядерное оружие, - "защитой от оружия массового поражения".
Особенно широкое применение и развитие получили химические войска в годы Великой Отечественной войны. Именно в этот период, в августе 1941 года, подразделения химической защиты получили новые наименования, полнее отражающие их предназначение. Были развернуты универсальные отдельные батальоны химической защиты, которые с незначительными изменениями в штатной структуре сохранились вплоть до настоящего времени. Основными задачами химических войск в этот период были: ведение: химической разведки противника, дымовая маскировка боевых действий наших войск и важных тыловых объектов, применение огнеметного вооружения.
Родина по достоинству оценила вклад воинов-химиков в общее дело достижения победы над врагом: 88 соединений и частей химических войск были удостоены государственных наград и почетных наименований, 21 человек - звания Героя Советского Союза.
Суровую проверку прошли химические войска на дорогах Афганистана, где наиболее эффективное применение нашли огнеметно-зажигательные средства и аэрозоли. Опыт Афганистана внес существенные изменения в тактику действий химических войск, в совершенствование их организационной структуры. Толчком к реформированию стали несколько крупномасштабных катастроф и аварий на химически опасных предприятиях и объектах ядерной энергетики.
Большой объем и сложный характер работ был выполнен химическими войсками при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Достаточно сказать, что 44% численности 30-тысячной группировки войск в зоне ликвидации последствий аварии составляли соединения и части химических войск. В перечень основных задач, выполнявшихся ими, входили: выявление и оценка радиационной обстановки; дозиметрический контроль; дезактивация и пылеподавление на территории АЭС, в населенных пунктах, на транспортных коммуникациях; обеспечение войск приборами радиационной разведки и дозконтроля, средствами защиты, дезактивирующими растворами и рецептурами.
Учитывая опыт по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и других аварий, по решению правительства в составе химических войск были сформированы мобильные соединения и части, оснащенные специальной техникой, позволяющей выполнять работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на особо опасных объектах МО РФ.
В августе 1992 года химические войска были переименованы в войска радиационной, химической и биологической защиты. В новом наименовании войск сконцентрированы те задачи, для решения которых они предназначены.
Кроме того, оно предполагает решение войсками РХБЗ задач по защите личного состава войск и населения при возникновении радиационной, химической и биологической опасности в мирное время. Бригады РХБ защиты размещены в местах, где находятся АЭС, ядерно- технические производства, крупные промышленные предприятия. Они имеют в своем составе части, предназначенные для ведения радиационной, химической и биологической разведки в экстремальных ситуациях, в том числе в условиях техногенных катастроф и стихийных бедствий. В составе бригад есть подразделения для проведения аварийно-спасательных работ, дегазации, дезактивации, дезинфекции и инженерные части. В состав соединений, которые мобильны сами по себе, входят и подразделения, находящиеся в постоянной боевой готовности. Они могут быть доставлены в любое место воздушным транспортом в короткие сроки и размещаются, как правило, вблизи аэродромов, способных принимать тяжелую авиацию.
Официальной датой образования войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) считается 13 ноября 1918 года, когда приказом Революционного Военного Совета республики № 220 были образованы первые органы и подразделения химической защиты в действующей армии. В августе 1992 года химические войска получили свое современное название.
Химические войска - специальные войска, предназначенные для химического обеспечения боевых действий вооруженных сил. Современные войска РХБЗ состоят из подразделений и частей, выполняющих задачи по радиационной, химической и неспецифической биологической разведке, дезактивации, дегазации и дезинфекции вооружения, обмундирования, других материальных средств и местности. В них также входят подразделения, предназначенные для применения огнеметно-зажигательных средств и маскирующих дымов.
Войска РХБЗ решают задачи, связанные с защитой личного состава Вооруженных сил и населения от поражающих факторов ядерного, химического и биологического оружия, от различных факторов, экологически не совместимых с человеческим организмом. Вторая их задача - максимально снизить эффект воздействия неблагоприятных факторов на окружающую среду.
17 ноября отмечается праздник - Международный день студентов.
Международный день студентов установлен 17 ноября 1946 года на Всемирном конгрессе студентов, состоявшемся в Праге, в память чешских студентов-патриотов.
Зарождение высшего образования в нашей стране восходит к эпохе Петра I. Первый в Российской империи научно-учебный центр, по его замыслу должен был включать Университет и Академию. В указе императора от 28 января 1724 года сказано: "требуются гродные люди, которые гуманиора отчасти знают и некоторое малое искусство философии и математики имеют".
Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивавшие начальное обучение математике. Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия. Всего в России к 1725 году было около 50 епархиальных школ. Правда, позже количество учеников в цифирных школах резко сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием «посадских людей» (купечества и ремесленников) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть. Уже после смерти Петра, в 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных («архиерейских») школ расширили свой курс за счет «средних» и «высших» классов и стали именоваться «семинариями». В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.
Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа – духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, «вписав» его в европейскую систему образования. Кроме того, именно при Петре, в 1714 году, образование было объявлено обязательным для детей всех сословий (кроме крестьян).
Кстати, именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим – астрономия, фортификация и т.д.
Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете – гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти – в 1726 году. Профессуру приглашали в основном из Германии – среди профессоров были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для «казеннокоштных» студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов). В гимназии также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами. В 1755 году аналогичный университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев) был открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки.
В XVIII веке в Петербурге были созданы Академический университет, Горное училище и Медико-хирургическая академия, а в Москве "первый классический университет и Славяно-греко-латинская академия".
Учеба и повседневная жизнь студента регламентировались уставом, а д