Турецкие ковры

Турецкие ковры

   Ковродельческое ремесло получило распространение в Турции еще в древние времена, но и по сей день оно не утратило своей популярности. Еще в начале четырнадцатого века Ибн-Батутта, известный путешественник, после визита в Малую Азию привез много впечатлений об удивительных коврах из Аскарая, уже тогда знаменитых во всем Востоке. Однако ученые склонны полагать, что производились эти великолепные ковры не только в Аскарае, но также в Сивасе и Конье.

   Начиная с глубокой древности и вплоть до пятнадцатого века, цветовая гамма, техника выполнения и тип орнамента (с преобладанием геометрического рисунка) османских ковров перекликались с сельджукскими – такие выводы можно сделать, изучая дошедшие до нашей эпохи фрагменты изделий. Позже мотивы орнаментов претерпели изменения: все чаще стали использоваться изображения мифических существ диких животных. Свидетельствуют об этих изменениях небольшие сохранившиеся фрагменты ковров: например, на ковре, представленном в Государственном музее Берлина изображен поединок птицы-феникса и дракона. Написанные в XV в. картины также помогли ученым составить представления об орнаменте турецких ковров той эпохи: на запечатленных живописцами образцах видны узоры, состоящие из многоугольников со вписанными в них фигурами живых существ.

   Изготавливались эти ковры из окрашенной овечьей и козьей шерсти, причем преобладали, как правило, красные, желтые и синие тона. Необыкновенная сочность цветов сохранилась и до наших дней – этому способствовало использование растительных красителей, известных своей прочностью и устойчивостью.

   Наиболее древние образцы турецких ковров представлены в экспозиции Музея Коньи, и в Стамбульском Музее турецкого и исламского искусства. Орнамент этих ковров довольно груб, но выразителен. Эти экспонаты, изготовленные еще в XIII в., были найдены в начале века в сельджукской столице Конье и расположенном неподалеку Бейшехире. Пересекая Анатолию, Марко Поло, известный путешественник из Италии, обратил внимание на великолепные турецкие ковры и ткани. Своего набольшего расцвета ремесло ковроделия в Турции достигло уже к началу XVII в., сконцентрировавшись преимущественно в нескольких основных центрах, важнейшим из которых оказался Ушак – маленький городок Малой Азии. Считается, что там ковроделие было развито уже в XV в. Тем не менее, известнейшие образчики ковроделия относятся, все же, к рубежу XVI – XVII веков. Условно их можно разделить на ряд категорий со своими характерным чертами, но есть у них и общие особенности, связанные с преимущественным использованием геометрических орнаментов в сине-желто-красной гамме. Именно эти признаки позволяют сегодня безошибочно определить изделия, созданные в Ушаке. К слову, именно там в XVI в. впервые появились известные всем «звездчатые ковры».

   В наши дни ковер из натуральной шерсти – элемент скорее роскоши, чем быта. Натуральные волокна делают ковер не только теплым, но еще и чрезвычайно долговечным, а кроме того, еще и влагостойким. Настоящий ковер из шерсти прослужит много лет, полностью сохранив свой первоначальны вид. Такие ковры не мнутся благодаря плотности их ворса, а на ощупь они настолько приятны, что ходить по ним в домашней обуви кажется настоящим кощунством.


 
 И хотя турецкие торговцы – настоящие мастера саморекламы, в неискренности упрекнуть их нельзя: предлагаемые ими ковры могут по праву считаться лучшими. Конечно, мы гораздо больше наслышаны об иранских и персидских коврах, но стоит лишь детальнее изучить предмет, и становится очевидно – технологии, применяемые для изготовления Иранских, Пакистанских и Персидских ковров далеки от совершенства: техника одиночных узлов (single knot) не позволяет добиться той же плотности, что и у турецких ковров, создаваемых при помощи двойных узелков. Продавцы с удовольствием покажут вам небольшой трюк, демонстрирующий прочность турецкого ковра: острый кинжал, брошенный в ковер, не протыкает его. Плотность ковра не только обеспечивает его долговечность. Важно также и то, что плотный ковер гораздо меньше пачкается, а чистится очень легко.

    Кроме того, высокая плотность обеспечивает невероятную четкость орнамента и точность геометрического узора. В то же время, даже самый качественный персидский ковер всегда имеет несколько размытый рисунок. Количество и плотность узелков играют не меньшую роль, чем сама техника их исполнения: чем их больше, тем выше качество ковра. Плотность одного турецкого ковра составила 2800000 узлов на м. кв., этот рекорд зарегистрирован в книге рекордов Гиннеса, и до сих пор остается непобитым.

   Материалом для изготовления ковра может служит не только шерсть но и шелк, а иногда и хлопок. Иногда встречаются и смешанные варианты. При приобретении ковра важно помнить о том, что в его составе могут быть компоненты, вызывающие аллергические реакции у гиперчувствительных людей.

   Ни один сотканный руками ковер не похож на остальные. Многие особенности орнамента – отличительная черта изделий конкретного мастера (каждая семья имеет свои традиции, передаваемые из поколения в поколение). Несмотря на наличие определенных классических элементов, турецкие мастера смело экспериментируют, внося собственные детали и цвета в традиционные орнаменты.

   Главное преимущество синтетических и фабричных ковров – их относительно невысокая цена. Соотношение шерсти и акрила приблизительно 3:2 может считаться идеальным: такие ковры не слишком дороги, и в то же время, обладают высоким качеством.

   Наиболее дешевые, искусственные, ковры изготавливаются из полиэстера и полипропилена. Эти материалы отлично окрашиваются и надолго сохраняют приобретенный цвет. Синтетические ковры водо- и пятноустойчивы, что, безусловно, делает им честь. Главный недостаток заключается в антистатичности полипропилена, которая, впрочем, проходит через некоторое время.

   Выбирая ковер, стоит руководствоваться тем, в каком помещении он будет находиться: более плотные ковры подойдут для гостиной или холла, тогда как более теплые и мягкие – для спальных и детских комнат. С такими коврами отлично сочетаются турецкие покрывала и панно.

Рекомендации по выбору и покупке ковра:

• Более высокий ворс делает уход за ковром остаточно сложным

• В зависимости от особенностей освещения, ковер может выглядеть по-разному, а значит нужно хорошенько рассмотреть его перед покупкой при различной освещенности.

• По краям качественный ковер должен быть плотно подвернут и подшит: только это позволит изделию не распуститься со временем.

• С продавцом ковров следует поторговаться: во-первых, это дань традиции, а во-вторых – шанс получить ковер по его реальной цене.