Сюжет фильма относит зрителя к периоду Эдо – поре расцвета благосостояния самурайского сословия. Главный герой – Хансиро Цугумо, ронин – под предлогом желания совершить обряд харакири по всем правилам и умереть с достоинством (для чего требовались специальное одеяние, оборудованная территория  и наличие секунданта) проникает в замок влиятельного клана Ии. Дабы скрасить ожидание прихода секунданта, Цугумо повествует членам клана историю своей жизни.

харакири

В ходе рассказа он раскрывает свои истинные намерения: Цугумо действительно не хочет жить, но перед смертью он обязан поквитаться с Ии, опьянённым чувством вседозволенности и возомнившим себя имеющим право вершить судьбы не своих людей. Советник клана принудил зятя Цугумо к самоубийству – его гибель впоследствии привела к тому, что Цугумо потерял всё, что имел. Из рассказа ронина члены клана узнают, что план мести, направленный на очернение их репутации, уже приведён в исполнение, что ввергает их в недоумение и ужас, после чего они бросаются на обидчика. Цугумо, принявший бой против нескольких десятков человек, наносит клану серьёзные потери и героически погибает. Члены клана же после инцидента решают уничтожить главных свидетелей и объявить общественности, что Цугумо совершил харакири, как того и желал.

фильм харакири


Фильм великолепно демонстрирует моральное разложение японского военного сословия в мирное время: самураи заботятся не о защите господина и службе сёгуну, а о собственном достатке, социальном статусе и пребывании в безопасности. Кодекс чести утратил для них былое значение, и от должности воина осталась лишь личина в виде красивого доспеха. В то же время, надо заметить, что в фильме не присутствуют явно положительные или явно отрицательные герои. Несмотря на то, что мотивация Цугумо предельно ясна, и зритель, скорее всего, сопереживает именно ему, нельзя не сказать, что его поступок противоречит этическим правилам, установленным в японском обществе, привыкшем к жёсткой иерархичности. Он прекрасно понимал, что был бы осуждён и возможно даже изгнан из общины за неслыханную вольность и дерзость, если бы остался жив, а ситуацию предали огласке. Что до остальных персонажей – они так же, как и Цугумо, прописаны в сценарии реалистично и ярко.

харакири 1962


Помимо сюжета и раскрытия образов героев хотелось бы отметить демонстрацию в картине японского быта эпохи Токугава, тонко восстановленного, очевидно, в соответствии с историческими источниками.  Декорации и костюмы выглядят достаточно правдоподобно, как и общение людей друг с другом, их речь, манера поведения. Потрясают, особенно если вспомнить о дате создания фильма, спецэффекты: сцена харакири в начале ленты вызывает бурю эмоций – чувство страха и неприятия не меньшее, чем возникающее при просмотре современных фильмов ужасов с многомиллионными бюджетами.
Сцены фильма сопровождаются завораживающей музыкой, исполняемой на японских национальных инструментах – кото, сямисэн и др., удивительно точно дополняя действие, происходящее на экране.


В 2011 году на «Харакири» был снят ремейк с таким же названием, однако смотреть его пока что не возникает никакого желания: сильны сомнения по поводу того, что можно сделать экранизацию романа Ясухико Такигути лучше, чем она уже была сделана в середине 20 века. Оригинальная версия «Харакири» смотрится на одном дыхании, несмотря на тяжеловесность поднимаемой темы и большую продолжительность ленты. Секрет, похоже, заключается в удачной комбинации стройного сюжета, достойной актёрской игры и потрясающей режиссёрской и операторской работы.
Фильм обязателен к просмотру для тех, кто интересуется японской культурой и историей. Впрочем, он наверняка способен привлечь к себе внимание и тех, кто не знает о Японии ничего, кроме слов «сакэ», «сакура», «цунами», «гейша» и, собственно, «харакири».

Автор: promille04 (Белова Елена)
 

(0 голосов)