«Нет, у меня есть своя поэма, о любви…» 1
«Юнона и Авось» - всеми известная советская рок-опера, в основу сюжета которой легла поэма  Андрея Вознесенского, российского поэта 18 века, о трагической любви сорокадвухлетнего графа Николая Резанова и молодой испанки - Кончиты.
Уже два столетия, по сей день, воспевание несчастной судьбы этой пары звучит на многих сценах России и не только. Но всё ли знаем об этой реальной истории, которую так талантливо создали для зрителя? 

Краткое содержание оперы «Юнона и Авось»

3_prev.jpg

История произведения начинается в 1806 году. Тогда к берегам Калифорнии подошли два российских легендарных судна – «Юнона» и «Авось», за продовольственным сырьем во время кругосветного путешествия. Николай Петрович Резанов – российский государственный служащий, достигнувший высот в карьере и получив покровительство Богородицы, которая приходила к нему во снах, с юности мечтал о берегах Северной Америки. И именно на этом коротком пристанище, в прекрасном Сан-Франциско, он, предводитель экспедиции, 42-летний граф Николай, вдовец и отец двоих детей, очаровывается 15-летней дочерью испанского коменданта – Кончитой. Их чувства вспыхивают, и страстная любовь, вопреки запретам родителей девушки, перерастает в тайное обручение и нежные клятвы. За эту любовь граф даже платит смертью жениха Кончиты – Фернандо. Оскорбленный предательством любимой он вызывает русского соперника на дуэль и гибнет от его руки.

Но, тем не менее, в связи с вынужденным отбыванием графа на Аляску, влюбленные расстаются. В их сердцах таится ожидание встречи, венчания. А для того, чтоб обвенчаться с католичкой, российскому графу необходимо разрешение Папы. 

Однако, счастью не суждено было осуществиться: в путешествии Резанов тяжело заболевает и скоропостижно умирает. Несчастная Кончита тридцать лет не могла поверить в смерть любимого. А после трагичного известия, она навсегда даёт обет молчания и делает себя затворницей до самой смерти.  
Кончита Аргуэльо, умерла в монастыре в 1857 году, через 50 лет после смерти графа. На могиле Резанова в 2000году на мраморном кресте над его могилой высечены известные слова, ставшие эпиграммой к их любви: «Я тебя никогда не забуду… Я тебя никогда не увижу…»

История успеха рок-оперы

2_prev.jpg

В 1978 году молодой автор Андрей Вознесенский, воодушевившийся музыкальными набросками композитора Алексея Рыбникова, решает положить на эти импровизации свою поэму «Авось». Через три года свет увидела рок-опера «Юнона и Авось», которая, однако, была представлена создателями как современная опера, чтобы избежать придирки властей и обойти рамки цензуры, строго оценивающей в то время рок-оперу в целом. 
Впервые, поэма зазвучала через колонки в церкви Покрова, где произвела сильное впечатление на небольшую группу слушателей. Получив благословение церкви, уже опера появилась на сцене московского театра Ленинского комсомола, где, кстати, «Юнона и Авось» считается визитной карточкой до сегодняшнего дня. На сцене Москвы рок-опера имела грандиозный и весьма удачливый успех: поставили её сразу, хотя тогда, 35 лет назад, спектакли практически не выпускали в свет, тем более с первого раза. 
Главные роли исполняли за все эти годы многие: и Дмитрий Певцов, и Виктор Раков, Алла Юганова. Но Николаю Караченцову, первому исполнителю главной роли, посвятившему в последующем роли графа более 20 лет жизни, и Елене Шаниной наиболее тонко удалось прочувствовать графа и испанскую девушку: не зря именно их дуэт по сей день считается самым удачным, а их песня «Я тебя никогда не забуду…» до сих пор находится на пике популярности.  Актеры так мастерски, так душевно и талантливо отобразили своих героев на сцене, что сомнений не может быть – история правдивая!  

Сюжет оперы – правда или выдумка?

4_prev.jpg

Граф Николай Петрович Резанов

Как раз с описания истории российского военного деятеля Резанова начинается художественное творчество писателя, где уже становится сложно разграничивать записи из дневника прототипа графа и литературные фантазии Вознесенского. Ведь, казалось бы, сам Резанов графом никогда не был, и успех в его карьере несколько необъясним. Судна, на самом деле, отправились за продовольствием для жителей Аляски, так как их сёла находились в голодном плачевном состоянии. 
Кроме того, некоторые архивные записи говорят о том, что Резанов не был влюблен в Донну Марию де ла Консепсьон Марселлу Аргуэльо (Кончиту), а лишь рассчитывал на ее немалое приданое и очень выгодное положение в обществе среди обостренных на тот момент франко-российских отношений. Приближенный к Резанову доктор на корабле, в своих заметках пишет: «Можно было бы подумать, что он влюбился в эту красавицу. Однако, ввиду присущей этому холодному человеку осмотрительности и осторожности, правильнее будет допустить, что он просто возымел на неё какие-то дипломатические виды». 
Мы не знаем правды, мы можем долго говорить о не состыковках и нюансах истории, которая стала основой шедевра. Но мы не хотим смотреть хроники, не желаем читать архивы, мы ожидаем увидеть красивую историю любви, хотим переживать состояние влюбленного мужчины и страдать вместе с юной испанской девочкой. А поэтому верим всему, что выводит нам перо Андрея Вознесенского, и о чем говорит на сцене герой Караченцова.

_________________________________________________

[1] Из диалога поэта Андрея Вознесенского и режиссера Марка Захарова; 1978г

(2 голосов)