-
Кино
- Кино
- Новости кино
- Превью новинок
- История рождения кинематографа
- "Оскар" - самая престижная кинопремия
- Обзоры зарубежных фильмов
- Обзоры российских фильмов
- Обзоры сериалов
- Культовое кино
- Актеры
- Режиссеры
- Персоналии
- Читальный зал
- Киносайты
- Каталог статей
- Книги
- Кинофестивали и кинопремии мира
- Галерея
- Российские киностудии
- Зарубежные киностудии
- Люди за кадром: состав съемочной группы
- Читальный зал
Одна из особенностей украинского кинематографа - его глубинная связь как с литературной и театральной, так и с мифологической и фольклорной традициями. Сегодня, однако, состояние этого вида искусства в нашей стране вызывает обоснованную тревогу. Зародилось хорошее украинское кино одновременно с мировым - в конце XIX века. Уже с 1896 г. известный фотограф-художник А. Федецкий из Харькова начал снимать хроникальные киноленты. Регулярное кинопроизводство началось на украинской земле в 1907 г. в Киеве, Одессе и Харькове; с 1908 г. киномеханик Д. Сахненко в Екатеринославе (современный Днепропетровск) начал снимать видовые фильмы, а затем и театральные постановки.
Революция и литература
Примерно с 1919 г. кино (украинские фильмы в том числе) начинает служить делу революции: с его помощью в сознание широких зрительских масс внедряется мысль о неизбежности победы всемирного пролетариата. С другой стороны, на основе Одесской и Киевской кинофабрики развернулось производство полнометражных художественных фильмов, основой для которых становились литературные произведения, принадлежащие украинской и русской классике: «Борислав смеётся» (1928; по повести Ивана Франко) режиссёра И. Рона; «Накануне» (1926; по повести Александра Куприна) режиссёра Г. Гричера-Чериковера; «Мыкола Джеря» (1927; по повести Ивана Нечуя-Левицкого) режиссёра М. Терещенко и др.
Если Вас интересуют актеры украинского кино, следует знать, что самым ярким из первых самобытных художников украинского кино стал выдающийся театральный режиссёр Лесь Курбас. Кроме экранизированного ещё в 1922 г. рассказа Антона Чехова «Шведская спичка» он поставил такие фильмы, как «Вендетта», «Макдональд» (оба - 1924), «Арсенальцы» (1925).
Художники
Особняком среди мастеров украинского киноискусства второй половины 1920-х стоят фигуры живописцев, архитекторов, скульпторов Василия Кричевского и Ивана Кавалеридзе. Первый был истинным знатоком мирового искусства, а после революции пришёл в кинопроизводство и серьёзно им увлёкся.
Очень много Кричевский сделал для борьбы с театральными штампами в художественном оформлении тогдашних фильмов. Его работа в кинолентах «Тарас Шевченко», «Борислав смеётся», «Звенигора» и пр. отличаются своеобразием, выразительностью декоративного оформления. Ивана Кавалеридзе называют «Микеланджело XX века» и считают основоположником украинского авангарда в скульптуре и кино. Этот человек полагал, что искусство едино - следовательно, законы его одинаковы для всех жанров. В кинематограф он пришёл ещё на заре развития этого искусства и в предреволюционные годы работал с Я. Протазановым и В. Гардиным как оформитель.
Когда новая кинематография раскрыла двери для мастеров смежных искусств, Кавалеридзе решил попробовать себя в роли сценариста и режиссёра. Это были бурные 1920-е, время поисков нового языка кино и бесчисленных экспериментов. Картина «Ливень» (1929), посвященная истории Украины, была полна скрытой, но прекрасно ощутимой зрителем энергии. Фильм «Колиивщина» (1933), повествующий о казацком восстании 1767-68 гг., стал одним из наиболее совершенных экранных произведений не только советского, но и мирового кинематографа.
Опера и приключения
Кавалеридзе экранизирует жемчужины украинской оперной классики, такие как «Наталка Полтавка» (1936) и «Запорожец за Дунаем» (1938). Ряд аллегорий «Комиссаров» построен на евангельских сюжетах о деяниях апостолов. Глубинную сущность картины составляют «мужские мифы» о самопожертвовании во имя великой идеи, о мужском братстве, а фильм о Павке Корчагине, легендарном герое Гражданской войны, по жанру тяготеет к рыцарскому роману. Среди других фильмов, созданных в то время украинскими кинематографистами, привлекает внимание фильм «Гадюка» (1965), поставленный В. Ивченко по повести Алексея Толстого.
Образ главной героини Ольги Зотовой хотя и противоречив, но очень достоверен, а атмосфера послереволюционного времени передана режиссёром с глубиной и убедительностью настоящего исследователя. Альтернативным течением по отношению к метафорическому кино 1960 - 80-х в украинском кинематографе была т. н. «городская проза». На Одесской киностудии были созданы фильмы, посвященные молодёжи: «Весна на Заречной улице» (1956) М. Хуциева и Ф. Миронера, где в острых жизненных столкновениях раскрываются черты тогдашнего молодого поколения, его духовный мир.
Человечность
В жанре «городской прозы» на киностудиях Украины работали такие режиссеры, как Р. Балаян («Полеты во сне и наяву»; 1983), К. Ершов («Грачи»; 1983) В. Криштофович («Автопортрет неизвестного»; 1988). Фильмы этих авторов зачастую воспринимались как своеобразный протест против канонов социалистического реализма, а главным объектом их исследования был не коллектив, а отдельный человек, его судьба.
Показательными в этом смысле были и фильмы К. Муратовой - например, «Короткие встречи» (1966) и «Долгие проводы» (1971). «Диалог непонимания» трансформировался здесь в монолог и вскрывает духовное одиночество человека, которое может постигнуть любого из нас.
Истерны
После обретения Украиной независимости в кинематографе произошли идеологические перемены. Значительно активизировался интерес украинских кинематографистов к национальной проблематике, что привело к возникновению трёх своеобразных тенденций. Первая из них связана с созданием т. н. «истернов» - фильмов с лихо закрученным сюжетом, главная роль в которых отводится запорожским казакам: это «Казаки идут» и «Дорога на Сечь» С. Омельчука, «Держись, казак» В. Семанива, «Пока есть время» В. Шиленко, «Гетманские клейноды» Л. Осыки.
Вторая тенденция связана с рефлексией отказа от «проклятого прошлого» и переосмыслением истории. М. Беликов в фильме «Распад», Ю. Ильенко в картине «Лебединое озеро. Зона», О. Янчук в «Голоде - 33», Н. Мащенко в «Венчании со смертью», Я. Ланчак в картине «Из жития Остапа Вишни» обращались к прошлому, показывая конкретное зло и его носителей - коммунистическую идеологию, тоталитаризм, советскую систему и её карательные органы. Третья тенденция связана с переосмыслением украинским кинематографом исторических событий, происходивших на Западной Украине в 1940-50-х гг.
Сегодня
К сожалению, сейчас в Украине выпускают по четыре-пять картин в год, то есть в сравнении с 1990 г. количество снимаемых фильмов сократилось примерно в 10 раз. Перестало сниматься научное украинское кино, фильмы для детей и юношества; угроза исчезновения нависла и над украинской анимацией. В границах украинского кинематографа 1990-х сформировалась ещё одна оригинальная тенденция, связанная с постмодернистской ориентацией - примером этому может служить картина М. Ильенко «Ожидая груз на рейде Фучжоу под пагодой» (1993).