Фильм, который и поставил Л. Гурченко на  свое место. Вернее, вернул. На место звезды.

После «Карнавальной ночи» у актрисы  все было не так уж и плохо.  С 1956 по 1973 год она сыграла  в 30 фильмах. Среди комедийных, мелодраматических и  песенно-танцевальных ролей, были и драматические. Например, в  кинолентах режиссера В. Венгерова «Балтийское небо» и «Рабочий поселок». 

Дуэт Л. Гурченко и О.Борисова  дважды доказывал, что их игра равноценна. Что актриса обладает уникальным драматическим талантом. Но, к сожалению, отрезать шлейф «Карнавальной ночи» не удавалось. Ни один режиссер не решался дать ей Роль. И вход в большое кино в ином качестве был закрыт. Даже  удачные кинопробы к фильмам «Монолог», «Салют, Мария», «Здравствуй и прощай» не имели продолжения. Вердикт всегда был один и тот же: лучшая проба, но не ее роль.   

 Но  именно  эти кинопробы в 1973 году  привели  Гурченко к Трегубовичу.   

Это история началась с короткой юбки,  туфель на высокой платформе и длинного пальто из твида. Именно в таком виде Гурченко пришла пробоваться на главную роль. Ей необходимо было перевоплотиться в женщину-руководителя. Надеть деловой костюм (из тех, что продавали в магазинах), обувь на низком каблуке, убрать модную челку и  закрутить волосы  в пучок. И когда она это сделала, то поняла, что ей предстоит сыграть женщину, о которой она ничего не знает вообще. Риск был двусторонний. Но режиссер и актриса пошли ва-банк. 

И выиграли!

Премьера фильма «Старые стены» состоялась 11 марта 1974 года. С того времени прошло  37 лет. Но и сегодня эта черно-белая картина поражает своей свежестью и новизной. Не в чем-то одном, а в целом: и личные, и производственные мотивы звучат современно. За это время жизнь сделала не один виток, а проблемы, поднятые в фильме снова тут как тут. 

Главная героиня фильма — директор ткацкой фабрики Смирнова Анна Георгиевна. Руководитель традиционной  советской формации, защитница старых стен как сложившихся  норм и правил. Умна, доброжелательна, терпима. Ей противостоит главный инженер. Он рационален, конфликтен, прямолинеен. С упорством максималиста отстаивает новый западный стиль руководства. И вот что поразительно! Именно сейчас, в 2011 году, образ, созданный Гурченко, воспринимается как пример продвинутого и перспективного руководителя. Способного не механически, а творчески использовать чужие схемы, вырабатывая свои собственные. 

Пуританские поцелуи героини и героя (А.Джигарханян) более чувственны и эротичны, чем иные постельные сцены в иных более откровенных фильмах. 

После «Старых стен» Гурченко проснулась знаменитой второй раз. Следующие ее великолепные работы в фильмах «Двадцать дней без войны» Германа, «Пять вечеров» Михалкова были бы, наверное, не возможны без этой киноленты. А то, что «Старые стены» являются предтечей оскароносной  мелодрамы «Москва слезам не верит», так это — к гадалке не ходи.

 

 

(0 голосов)