Все дело в зрителях. Зритель нужен всем. Прокатчикам —для кассы. Творцам—еще и для предъявления  своих талантов. Какой смысл крутить кино в пустом зале?!  Какой смысл в работе, если ее никто не увидит?! 

   Но пока есть зрители, которые не желают кушать только попкорн, будут и  создатели, которые готовят блюда посложнее. И наоборот. 

Два отечественных фильма «Гидравлика» и «Сатисфакция» относятся к тем работам, которые как раз посложнее. Они оба сняты в 2010 году. Но объединяет их не только это. Вообще эти фильмы  как близнецы: при общей похожести  имеют и существенные различия.  

Названия. Оба слова, вынесенные в названия фильмов, редко встречаются в речевом обиходе. Гидравлика  прикладная наука о законах движения жидкостей. Гидравлический удар метафорически можно сравнить с эффектом бумеранга. Сатисфакция  способ удовлетворения (поединок, дуэль, извинение) за  нанесенное оскорбление, восстановление чести. Слово из 19 века,  почти анахронизм. То и другое название  несет в себе большое смысловое значение и подчеркивает  свою исключительность . 

Сценарии. Сценарий «Гидравлики» был написан режиссером фильма Евгением Серовым и  Юрием Ноздриным по пьесе последнего «Вор». Сценарий «Сатисфакции» сочинил Евгений Гришковец. То есть понятно, что здесь нет «изнасилования» чужого литературного труда. Также все авторы  имеют отношение к театру (Е.Серов бывший актер Ярославского театра, Гришковец и драматург, и театральный актер). Может быть, это объясняет, что оба фильма имеют театральную форму повествования, в которой использован классический закон драмы единство места, единство времени и единство действия. 

Режиссеры. Евгений Серов режиссер сериальный. По большому счету «Гидравлика» его  дебют в кино. К тому же, это первый в России  художественный фильм, снятый на цифровую фотокамеру. Такое решение позволяло  актерам свободно и естественно  двигаться  в ограниченном пространстве съемочной площадки. Режиссер «Сатисфакции» Анна Матисон абсолютный дебютант в кино. 

Место съемки. Картины  снимались в провинции, на родине режиссеров. В Ярославле «Гидравлика», в Иркутске — «Сатисфакция». Действие первого фильма происходит в квартире, и только в одной комнате. Второго в ресторане. В  прологах имеются и натурные съемки,  и массовка. Но основные события развиваются в замкнутом пространстве.

Последним таким российским камерным фильмом была работа Михалкова «Двенадцать». Которая в свою очередь отсылала  зрителя к киноклассике  триединства  фильму Сидни Люмета «Двенадцать рассерженных мужчин». 

Актеры. У Люмета и Михалкова было  12 актеров. У Серова — четыре (А. Мерзликин, Ю. Ваксман, А.Кузичев, И. Лачина). У Матисон — два (Е. Гришковец, Д. Бургазлиев). Весь экшен заключен в игре актеров.  В их умении держать крупные планы и раскручивать сюжет за счет своей психофизики.  В том и другом случае актеры играют по-разному согласно общему камертону. Но благодаря им,  возможности заглянуть в себя предостаточно. 

Жанр. Две драмы. Но ярославская драма, набирая обороты и градусы, превращается в трагедию. А иркутская драма, затухая и замирая, больше напоминает комедию.

Конечно, если мужчина знает слово «гидравлика», но не знает слово «сатисфакция» и способен годами копить в себе ненависть, откармливая свое  желание отомстить, то это действительно страшно.

(0 голосов)