-
Кино
- Кино
- Новости кино
- Превью новинок
- История рождения кинематографа
- "Оскар" - самая престижная кинопремия
- Обзоры зарубежных фильмов
- Обзоры российских фильмов
- Обзоры сериалов
- Культовое кино
- Актеры
- Режиссеры
- Персоналии
- Читальный зал
- Киносайты
- Каталог статей
- Книги
- Кинофестивали и кинопремии мира
- Галерея
- Российские киностудии
- Зарубежные киностудии
- Люди за кадром: состав съемочной группы
- Обзоры российских фильмов
- Советское кино
27 августа — День советского кино. Такого праздника теперь нет. Как нет и страны, которая его учредила. Слово «советского» поменяли на «российского», но дату не изменили. Исторически — это не совсем правильно, но по-человечески — справедливо. Кому-то все равно, а кто-то привык. Хотя и менять было необязательно, потому что советское кино было, есть и будет.
«Ты помнишь, как все начиналось?..»
Основное событие, породившее такое явление как советское кино, это, конечно же, революция — Великая Октябрьская социалистическая. В 1917 году (по юлианскому календарю — 25 октября, по григорианскому — 7 ноября) власть перешла к народу. Кино — тоже.
Но произошло это позднее. Кинопроизводство и кинопрокат пока оставались в частных руках. Но Советская республика с самого начала предпринимала многочисленные попытки сохранить старую техническую базу, организовать свою (выделялись средства на импорт кинооборудования) и снимать новое народное кино. В основном эта была кинохроника, прокат которой сопровождался чтением лекций на революционные темы. Но снимали и художественные фильмы.
Поэт Маяковский один из первых пришел в кино. Только в 1918 году для киноателье «Нептун» он написал сценарии к 3 фильмам, и сам снялся в них. Это «Барышня и хулиган» (сорежиссером Е.Славинского был Маяковский), «Не для денег родившийся» и «Закованная фильмой» (режиссер Н.Туркин).
Начавшаяся Гражданская война (по экономическим и идеологическим причинам) ускорила процесс перехода кино из частного сектора в государственный. Национализация всей кинематографической промышленности и торговли произошла в 1919 году. Декрет от 27 августа, подписанный Лениным, передал все огромное кинематографическое хозяйство в руки Народного комиссариата Просвещения. А в сентябре 1919 года открылась Государственная киношкола (ВГИК) для подготовки новых творческих кадров.
«… не кино-Шекспира, но скорее какого-то неведомого кино-Ленина ждет кинематограф, кино-Ленина, который порвет с традициями и законами одряхлевшего искусства и сделает кино искусством обновленной земли…» Это отрывок из статьи, которая была опубликована в одной из московских газет сразу после революции.
Кадры решают все
Советское кино, которое, как известно, было важнейшим из искусств, может гордиться именами своих режиссеров, актеров, операторов, сценаристов…
В 1925 год вышел фильм С. Эйзенштейна (1898—1948) «Броненосец «Потемкин».
В 1926 год — фильм режиссера В. Пудовкина (1893—1953) «Мать».
В 1930 году — фильм режиссера А. Довженко(1894—1956) «Земля».
В 1958 год более 100 кинокритиков из разных стран включили их в число «лучших фильмов всех времен и народов». Список состоял из 12 кинокартин.
В 1923 году в прокат вышел фильм режиссера И. Перестиани по повести Н.Бляхина «Красные дьяволята». В 1967 год режиссер Э. Кеосян сделал римейк этого фильма. И «Красные дьяволята», и «Неуловимые мстители» имели большой коммерческий успех.
В 1927 году на экранах появилась мелодрама «Любовь втроем» (Третья Мещанская) режиссера Абрама Роома. Это режиссер–новатор, в чем-то опередивший свое время. Его фильмы — это шедевры тонкого и пронзительного психологического кино. Высший пилотаж — эротика безпостельных сцен. В 1998 году П. Тодоровский сделал свою версию этого немого кинофильма под названием «Ретро втроем».
Теоретические изыскания кинорежиссеров С. Эйзенштейна, Д. Вертова, Л. Кулешова обогатили не только советский кинематограф. Например, в историю мирового кино вошел так называемый «эффект Кулешова», который открыл свойство монтажа порождать новые смыслы, эмоции и даже новую реальность. Лев Кулешов соединял глаза одной актрисы с руками другой и ногами третьей, в результате чего возникал образ несуществующей женщины. Или монтировал кадры с участием актера Ивана Мозжухина то с кадрами полураздетой женщины, то с гробом ребенка, то с тарелкой супа. И каждый раз выражение лица актера читалось в соответствии с контекстом. Конечно, сейчас это азбука кино. Но по ней училось «читать» не одно поколение режиссеров.
9 эпизодов из истории советского кино
Еще до революции в Москве обосновалась контора акционерного общества «Трансатлантик», которая поставляла на русский экран американские боевики. Русское отделение возглавлял Ж.Чибрарио де Годэн. Летом 1918 года он заключил договор с Московским кинокомитетом о приобретение за границей пленки и аппаратуры для советской кинематографии. Чибрарио выехал в Америку, увозя с собой 220 тысяч рублей золотом. По закону авантюрного жанра эти деньги исчезли вместе с Чибрарио.
В Грузии кинодело перешло в руки государства только в 1921 году. Это связано с организацией киносекции Наркомпроса. А в Баку начались съемки первого светского азербайджанского документального фильма.
В 1931 году на экраны вышла первая художественная звуковая картина «Путевка в жизнь». Режиссер Н.Экк. На первом Международном Венецианском кинофестивале в 1932 году фильм удостоился приза за лучшую режиссуру. Николай Экк сделал также первый советский цветной художественный фильм «Груня Корнакова» («Соловей-соловушка»); его премьера состоялась 11 июня 1936 года.
В 1943 году фильм режиссеров Л. Варламова, И. Копалина «Разгром немецких войск под Москвой» получил «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».
Первый Каннский кинофестиваль открылся 20 сентября 1946 года показом советского хроникально-документального фильма режиссера Ю. Райзмана «Берлин. А Гран-при получила работа Ф. Эрмлера «Великий перелом».
В 1961 году билет в кино стоил 10 копеек.
В 2008 году Британский институт кино провел опрос 75 известных людей искусства. Необходимо было назвать один фильм, снятый за последние 75 лет, который непременно должны увидеть будущие поколения. Получился, соответственно, список из 75 фильмов. В него попали 3 советские кинокартины. Это «Иван Грозный» (1945 год) режиссера С. Эйзенштейна. «Сталкер» (1979 год) и «Жертвоприношение» (1986 год) режиссера А. Тарковского.
В 1980 году праздник «День советского кино» официально вошел в анналы советской истории и полноправной строчкой во все календари СССР. В этом же году в кинотеатрах шла культовая лента В.Меньшова «Москва слезам не верит». Это последний советский фильм, получивший «Оскар». Но по кассовым сборам он — только второй. Лидером проката стал боевик Б. Дурова «Пираты XX века». Также этот фильм считается самым кассовым за всю историю советского кино.
В 1988 году 27 августа становится просто «Днем кино». Определение «советский» постепенно уходит не только из системы кинопроизводства и кинопроката, но и вообще из жизненной системы координат.