Рынок недвижимости

Рынок недвижимости

Легализация и последующее стремительное развитие российского рынка недвижимости ознаменовалось принятием законодательства о приватизации жилья и предприятий в 1991 году.

Рынок недвижимости играет важную роль в экономике  любого государства, являясь значительной частью его национального богатства. И величина доли недвижимости определяется развитостью финансовой системы страны. Например, доля недвижимости в национальном богатстве США составляет 50%, а Индии и Индонезии – 95%.

Исходя из определения, что рынок – это место встречи продавца и покупателя, можно сделать вывод, что без рынка недвижимости не может существовать рынок вообще, так как любой участник рынка нуждается в помещении, собственном или арендованном, для осуществления своей деятельности.

Рынок недвижимости требует регионального деления, поскольку местонахождение объекта недвижимости определяет такие его характеристики как стоимость, эффективность и  уровень риска инвестиций.

С точки зрения права собственности, рынок недвижимости можно рассматривать как набор механизмов для осуществления передачи прав как на саму собственность, так и на возможность её эксплуатации; а также для определения цены этой передачи.

Результатом деятельности рынка недвижимости является разделение пространства между участниками рынка с использованием определённой формы землепользования.

С точки зрения реализации собственности, рынок недвижимости – это система функций управления, финансирования и информационного обеспечения сделок, объектом которых является недвижимость.

Отличительная черта сделок с недвижимостью, передача не только удовлетворения собственных потребностей покупателя, но и, заключённой в недвижимости, возможности её эксплуатации для получения дохода. Кроме этого, стоимость недвижимости может изменяться со временем. Таким образом, недвижимость характеризуется как капитал.

При этом возможность получения дохода не зависит от того, является ли недвижимость жилой или нежилой. Так владелец жилой недвижимости имеет возможность передачи её (целиком или частично) в аренду за определённую плату.

А владелец предприятия или магазина, использует собственность для осуществления своей коммерческой деятельности. Другими словами, эксплуатирует недвижимость для получения дохода или прибыли.

Такое свойство недвижимости как возможность её эксплуатации для получения дохода или прибыли делает очевидной связь рынка недвижимости с рынками товаров, капиталов и финансов. К примеру, рынок товаров нуждается в недвижимости для своего функционирования, недвижимость может выступать средством вложения денег – быть капиталом, а также может использоваться в качестве залога при получении кредита.

В то же время, следует признать определённую самостоятельность рынка недвижимости, и ни в коем случае не ассоциировать его с частью финансового рынка.

Состояние и развитие рынка недвижимости определяются состоянием и развитием экономики в целом. Однако рынок недвижимости обладает самостоятельностью по отношению к прочим областям экономики.

Эта самостоятельность обусловлена многочисленностью специфических, присущих только ему, видов связей по поводу собственности, как с частными субъектами экономики, так и с государством и обществом. Причём роль государства включает в себя важную регулирующую составляющую.

Кроме того, отличительные черты рынку недвижимости придаёт специфический характер его товара, который однозначно отличается от других видов товаров.

Главное отличие недвижимости – это индивидуальность набора его свойств. Другими словами, каждый объект недвижимости может обладать практически неповторимым комплексом свойств.

Объекты недвижимости могут различаться по физическим свойствам: по материалам, использованным при сооружении, по срокам эксплуатации, по архитектурным стилям, по структуре и обустройству внутреннего пространства, по заложенной возможности модернизации и так далее.

Помимо физических и эксплуатационных свойств недвижимость может характеризоваться свойствами окружающей среды, включённости в структуру коммунального хозяйства, политическим и культурным развитием региона.

Кроме того, есть комплекс субъективных свойств, определяемых точкой зрения покупателя. Например, близость к центру или месту работы, вид из окна, наличие шума и т.п.

Многообразие свойств объектов недвижимости обуславливает практически индивидуальное формирование цен. При этом, чем выше степень уникальности недвижимости, тем выше и цена.

Здесь стоит отметить наличие ощутимой ограниченности продавцов и покупателей, существующей на рынке дорогой недвижимости, в особенности жилой.

К примеру, высокой стоимостью характеризуются объекты недвижимости в экологически чистых или центральных районах, недавно возведённые, имеющие развитую инфраструктуру и художественную выразительность.

В силу их высокой цены ограничено количество покупателей. А ограниченность спроса влечёт за собой ограниченность и количества продавцов.

Для характеристики недвижимости как товара используются специальные свойства: экспозиция, ликвидность и трансакционные издержки.  

Экспозиция исчисляется промежутком времени от выставки объекта на продажу до момента его приобретения новым покупателем.

На время экспозиции влияют свойства недвижимости, и в особенности цена. Обычно чем выше цена – тем больше время экспозиции. 

Несмотря на то, что недвижимость можно оценить по объективным критериям, для принятия окончательного решения покупатель обычно выполняет личный осмотр планируемого приобретения, который занимает определённое время.

А с учётом общепринятой практики индивидуальных переговоров продавца и покупателя недвижимости, очевидны большие затраты времени, необходимого для демонстрации и, соответственно, реализации объекта недвижимости.

В результате недвижимость имеет большой срок экспозиции. К примеру, средний срок экспозиции жилой недвижимости составляет полтора–три месяца, а нежилой – более трёх месяцев.

Ликвидность объекта (товара, активов) – это способность превращения его в деньги. Другими словами, чем проще и быстрее осуществляется процесс продажи товара, тем выше его ликвидность.

Учитывая значительный срок экспозиции и сложность процесса передачи прав собственности, можно заметить, что объекты недвижимости имеют меньшую ликвидность по сравнению с другими типами товаров.

И чем сложнее процесс реализации недвижимости, тем ниже её ликвидность. А низкая ликвидность характеризуется большим уровнем издержек участников рынка недвижимости.

Трансакционные издержки участника рынка – это затраты, которые несет участник в дополнение к уплаченной или полученной цене в виде издержек на осуществление самой операции покупки (поиск товара, оформление покупки). Уровень издержек в процентном отношении от цены составляет: в государствах, имеющих развитый рынок недвижимости – 5-6%, в России – 10%.

Рынок нежилой недвижимости обычно характеризуется низким уровнем транзакционных издержек, что обусловлено частичным их отнесением к постоянным затратам. Таким образом представляется мнимая независимость издержек от цены объекта.

Однако в реальности, более высокая цена объектов нежилой недвижимости определяет величину трансакционных издержек большую, чем на рынке жилой недвижимости.

Для компенсации трансакционных издержек продавцы недвижимости увеличивают цену продажи на величину этих затрат, к которым относятся комиссионные расходы, налоги и пошлины и прочие расходы.

Снижение уровня трансакционных издержек участников рынка недвижимости, более высокого в отличие от других сегментов экономики, возможно через правовое и информационное обеспечение процесса реализации объектов недвижимости.

Информационное обеспечение реализации объекта должно включать в себя:

  • сведения о правовом положении,
  • характеристики и ценностные свойства
  • официальные справки-сведения о технических характеристиках
  • заключения экспертов-консультантов.

Правовое обеспечение:

  • требования законодательства по оформлению договора
  • порядок государственной регистрации сделки.

Рынок недвижимости характеризуется закрытостью информации о содержании и ценах по осуществлённым сделкам. То есть он не так открыт, как рынок потребительских товаров и услуг.

Применение других форм передачи собственности, таких как обмен, дарение и тому подобное, обусловлено желанием участников рынка скрыть реальную цену сделки. Это желание определяется высоким уровнем сопутствующих налогов и пошлин.

Для оформления процесса купли-продажи нежилой недвижимости применяются такие формы, как продажа акций, смена учредителей и так далее.

Дороговизна стоимости кредита и недостаточность собственных средств уменьшает как спрос на недвижимость, так и её предложение (особенно возведение новых объектов). А это последовательно ведёт и к росту цен.

Трушков Александр