Экономический анализ бизнес-идеи – основа её успешной реализации
У вас появилась гениальная бизнес-идея, ваше воображение уже нарисовало блестящие результаты её успешной реализации, вы уже приступили к разработке бизнес-плана. Стоп. Сначала нужно убедиться в реальности успеха вашего проекта? Как это сделать? Ответ на этот вопрос дан в этой статье, она поможет вам определить для себя – имеете ли вы достаточно информации для того, чтобы начать реализацию вашей идеи.
Успешность и качество реализации бизнес-идеи зависит от подготовительной работы по сбору и анализу существенной для проекта информации. Окидывая взглядом открывающиеся манящие перспективы, потенциальным предпринимателям нельзя забывать и о мелочах, которые могут определить успех проекта или наоборот загубить жизнеспособность идеи.
Разумеется, иногда может показаться, что многие предприниматели сразу успешно реализуют бизнес-идею, без всяких экономических анализов. Но это не так. Просто благодаря полученному опыту, такие предприниматели уже на этапе зарождения идеи, учитывают имеющуюся информацию о том, что и как может повлиять на её реализацию.
А если этого опыта мало, или масштаб бизнес-идеи настолько велик, что уже невозможно эффективно использовать всю информацию только мысленно – вот здесь–то и приходит на помощь тщательно документированный экономический анализ бизнес-проекта.
Итак, убедившись что экономический анализ необходим, изучим на что же нужно обратить внимание для его правильного выполнения.
Проработка идеи начинается с анализа рынка. Именно благодаря добросовестно выполненному анализу и детально разработанному плану можно уберечься от серьёзных ошибок на пути выполнения бизнес-проекта. Ошибки, на исправление которых могут понадобиться дополнительные ресурсы денег и времени, порой весьма значительные. На этом этапе спешки быть не должно, впрочем, как и промедления.
Не стоит тешить себя иллюзией, что вам уже всё известно про рынок. Вместо этого следует собрать и изучить информацию, основанную на фактах. Воплощение идеи должно основываться на реалиях рынка, с учётом динамики его развития.
Анализ рынка естественным образом приведёт к пониманию того, какие потребности потенциальных клиентов сможет удовлетворить реализация вашей бизнес-идеи и каким образом это следует сделать.
Сбор информации
Приступая к исследованию рынка, следует уяснить, что ваша цель на данном этапе – это формирование ясного и объективного образа потенциального клиента, который сможет (а лучше, если уже хочет) получить пользу от вашего товара (им может быть как продукция, так и услуги).
Проводимый анализ должен выявить определённые критерии, по которым вы сможете узнать своего клиента. Такими объективными критериями могут быть: возраст, пол, уровень доходов, профессиональная деятельность и т.п.
Полученная возможность узнавания клиента убережёт вас в будущем от лишних контактов с людьми, которые не купят ваш товар. А это в итоге окупит время, потраченное на исследования.
Определение образа вашего клиента следует начать со сбора информации из интернет-источников, специализированных журналов и газет, статистических и аналитических изданий. Кроме этого можно получить интересующую информацию в государственных и деловых организациях.
В итоге обязательно надо провести выборочный опрос людей, которые соответствуют выбранным вами критериями. Этот способ исследования рынка, которым обычно пренебрегают, несмотря на его простоту, может дать поистине бесценную информацию.
Важным инструментом исследований является список вопросов, на которые должны быть получены ответы в результате выполнения подготовленного поэтапного плана исследований.
Для экономии времени и чтобы уберечься от типичных ошибок имеет смысл привлечение к исследованиям экспертов, как в области проведения исследований, так и в области рынка вашей бизнес-идеи. Специалисты могут рекомендовать выбор вида анализа и списка вопросов, учитывающих особенности вашей ситуации; подготовить достоверную выборку статистических данных и правильную её обработку. Кроме того, эксперты – это превосходный источник объективной информации.
Проведённый анализ поможет определить готовность бизнес-идеи к реализации или направление её доработки.
Собираемая информация должна отвечать критериям, задаваемым типом продукции или услуг, а также целями анализа. Также необходимо собрать информацию для анализа других характеристик рынка и планирования ваших действий на нём.
Собранная информация должна помочь в решении таких вопросов, как: определение объёма рынка (сколько товара можно продать), какое мнение о товаре должно быть сформировано у целевых потребителей, как они оценивают выгодность для себя использования вашего товара.
Особое внимание следует уделить сбору информации о наличии и уровне конкуренции в вашей области рынка. Информация о товарах конкурентов также важна для проработки свойств вашего продукта или услуги.
Особую пользу может принести пробная презентация товара представителям целевой группы с отслеживанием реакции, как на сам товар, так и на ваше описание его. Демонстрацию товара можно провести даже, если ещё нет образца; например, путём создания сайта, содержащего изображения продукта и описание характеристик. Полученная на презентации реакция также поможет сформировать стратегию и форму предложения товара покупателям.
Анализ
Чтобы выполнить анализ бизнес-идеи, можно использовать такой метод - рассмотреть, как бизнес-идея представляется следующим группам участников рынка: автор бизнес-идеи, потребитель, конкуренты, сторонние лица или организации, заинтересованные в успехе бизнес-идеи.
Автор бизнес-идеи (фирма, предложившая идею или потенциальный предприниматель, намеренный построить свой бизнес на основе этой идеи) должен определить свойства своего продукта или услуги. Кроме того, отдельно отметить свойства, которые отличают товар от существующих на рынке. Далее надо определить формы обращения (текст, иллюстрации, веб-сайт и т.п.) к потенциальным клиентам, разъясняющие, какие выгоды они извлекут из использования продукта или услуги.
Потребитель. Здесь важно учитывать, что существуют три точки зрения потребителей на товар:
- Точка зрения покупателя, который принимает решение о покупке (вполне возможна ситуация, когда покупатель не использует товар сам);
- Точка зрения тех, кто влияет на решение покупателя;
- Точка зрения пользователя, который пользуется вашим продуктом или услугой.
Соответственно это нужно отразить в форме обращения к потенциальным потребителям.
Конкурент. При анализе конкурентов можно для удобства разделить их на первичных и вторичных, в зависимости от свойств их продукции или услуг. Если эти свойства незначительно отличаются от свойств вашего товара, то это первичные конкуренты. Если же конкурирующие товары могут выступить как замена вашему лишь в специфических условиях – то это вторичные конкуренты.
Сторонние лица или организации, заинтересованные в успехе бизнес-идеи. Причём здесь имеются в виду те, кто не намерен финансово участвовать в развитии проекта или распределении прибыли. Это могут быть различные деловые организации или производители других продуктов и услуг, не конкурирующие с вами, но имеющие общую сферу деятельности. Другой пример – средства информации. Определите для себя кто и какую пользу может оказать в реализации вашей бизнес-идеи.
Для анализа бизнес-идеи можно использовать ещё и такой метод, как SWOT-анализ. (SWOT – аббревиатура из слов: достоинства (Strengths), недостатки (Weaknesses), возможности (Opportunity), угрозы (Threats)). Для его использования нужно разделите лист бумаги на две части: верхнюю и нижнюю.
Верхняя часть используется для описания внутренних характеристик компании и продукции (квалификация руководства, технологическая оснащённость, уникальные свойства продукции и т.п.), т.е. то, что можно контролировать и изменять. Её в свою очередь нужно разделить на две части – в левой описать достоинства, в правой – недостатки компании, продукции. Определять куда относятся конкретные характеристики – к достоинствам или недостаткам, следует исходя из того, как они воспринимаются потребителями.
В нижней части описываются существенные для бизнеса характеристики рыночной среды, на которые нет возможности повлиять, например: конкуренция, законодательство, политика и регулирование государства, общество, экономика, технологическое развитие. Их тоже следует разделить на две части – благоприятные в левый раздел "Возможности", неблагоприятные – в правый раздел "Угрозы".
При проведении SWAT-анализа следует постараться зафиксировать именно важные характеристики, в противном случае разросшиеся списки характеристик снизят эффективность и наглядность описания ситуации.
SWAT-анализ следует использовать в планировании следующих процессов: усиление достоинств, ослабление недостатков, использование возможностей внешней среды, корректировка процесса реализации бизнес-идеи при возникновении угроз.
Анализ конкуренции
Не следует пугаться наличия конкуренции, её надо просто проанализировать, конечно, предварительно собрав информацию о соперниках.
Лучший способ сбора информации – выступить в роли клиента, т.е. пойти и приобрести продукт или услугу конкурента. Предварительно определите, на что именно вам следует обратить внимание.
В процессе приобретения или по завершении можно и нужно сразу же пообщаться с другими клиентами. Узнать их мнение о товаре вообще, и конкретно о товаре конкурента. Что им нравится, а что нет. Какие улучшения в продукте или сопутствующем сервисе они хотели бы получить.
При проведении исследований необходимо определиться, какие характеристики вашего товара и вашей фирмы могут выступить как конкурентное преимущество и, по возможности, усилить их. Это могут быть какие-то новые свойства, а может дополнительный послепродажный сервис. Главное, следует помнить, что является ли это преимуществом или нет, в конечном счете, определяет рынок, т.е. клиенты.
На основании собранных и проанализированных сведениях о конкурентах, следует внести коррективы в планы реализации бизнес-идеи. Кроме того, анализ конкуренции может уточнить объём вашей доли рынка.
Анализ показал неудачность идеи.
Не беда, для того то он и проводился, чтобы в упоении открывшейся идеи не наделать дорогостоящих ошибок. Вполне возможно обнаружить в процессе анализа, что уникальные свойства вашего товара не так уж и уникальны или, что потребители весьма довольны продукцией конкурента.
Это не причина для разочарования в себе и своих способностях предпринимателя. Потому что именно в этот момент можно проверить - можете вы быть предпринимателем или нет.
Главное в этом случае признать, что действительно при данных результатах проработки бизнес-идеи определён факт, что её реализация не имеет смысла или достаточного эффекта. Признать это, приложив столько сил и времени очень трудно, но необходимо для выявления своих ошибок и принятия правильного решения о возможности доработки идеи.
На первый взгляд очень жаль потраченного времени, возможно, и потраченных денег. Но если сопоставить их с потерями времени и денег, которые возникли бы уже на этапе реализации бизнес-идеи, то можно убедиться, что затраченные время и деньги не так уж и велики.
И если вам не удалось найти возможности устранения недостатков бизнес-идеи, то всё равно полученная информация и наработанные навыки исследования и анализа рынка могут подвигнуть вас на её преобразование в новую, более совершенную идею.
Однако лучше постараться не отказываться от своей идеи сразу. Здесь стоит вспомнить тот факт, что многие грандиозно успешно реализованные идеи, вошедшие в экономические учебники, поначалу казались именно неудачными.
Нужно ещё хотя бы один раз тщательно проанализировать собранную информацию и попытаться определить, как можно устранить слабости проекта и усилить сильные стороны. Вполне возможно, что нужно приложить лишь небольшое усилие, чтобы идея оказалась успешно реализуемой.
Не стоит сразу начинать искать новую идею. Тут необходимо помнить о важности такой характеристики предпринимателя, как настойчивость. Если вы уверены, что бизнес-идея обладает действительной ценностью, вы обязательно сможете реализовать её внутренний потенциал.
Именно так и ведут себя успешные предприниматели - уверенные в ценности своей идеи, настойчиво добиваются её успешной реализации.
Анализ показал реалистичность идеи
В этом случае также следует ещё раз тщательно проверить полученные результаты, и если они не вызывают сомнений, то теперь следует обратить пристальное внимание на цену, которую вы назначаете за свой товар.
Следует исследовать рынок на определение конкурентоспособности вашей цены. Если конкуренция на рынке велика, то цену рекомендуется устанавливать на уровне цен конкурентов.
Основанием для завышения цены, могут быть только такие характеристики вашей бизнес-идеи, которые действительно значительны по мнению потребителей, и смогут вызвать предпочтение вашей продукции, а не продукции конкурентов. Таким образом, при назначении цены большей, чем у конкурентов, нужно особенно тщательно исследовать и перепроверить мотивы потребителей.
При назначении цены есть общепринятое правило: назначив высокую цену, всегда есть возможность её снизить; но никогда нельзя назначив низкую цену поднять её до уровня конкурентов. Поэтому важно выработать несколько моделей ценовой политики, и постараться проверить какая из них даёт лучший результат.
Также следует иметь в виду, что уровень цен обеспечивается соответствием количества поставляемого товара и имеющимся на рынке спросом на него. Лучше, если это количество не меньше, но и не больше спроса.
Следующий этап проработки бизнес-идеи – определение места осуществления продаж. Для начала лучше использовать те места, где целевые потребители привыкли делать подобные покупки.
Таким образом, следует тщательно разработать стратегию распространения товара, подробный план действий и выделить деньги на привлечение потребителей. Кроме этого, следует рассмотреть потребность в опытных работниках, которые смогут содействовать распространению товара на целевом рынке. Как, например, в случае розничной сети продаж или использования интернета.
В процессе реализации проекта, для процветания бизнеса следует иметь в виду такие доступные источники информации и полезных контактов, как интернет, библиотеки, рекламные издания, СМИ, специальные печатные издания, бизнес-школы, деловые ассоциации, консультанты и специализированные базы данных.
Успешный предприниматель старается получить новые знания и использовать по возможности большее число источников информации и контактов.
Полезно при реализации бизнес-идеи, ставить целью создание процветающего надёжного бизнеса, основанного на реальных возможностях рынка, а не идти на поводу у своего нарастающего эго, которое может подтолкнуть к неоправданному риску.
Развитие бизнеса зависит в первую очередь от непрерывности процесса улучшения реализуемой идеи, раскрытия её внутреннего потенциала, нахождения новых форм её реализации.
А начинается это всё, как вы уже знаете, с экономического анализа, при выполнении которого следует помнить, что чем больше информации собрать до начала действий, тем проще будет контролировать и корректировать процесс создания процветающего бизнеса. И не забывайте, приступать к разработке бизнес-плана можно лишь в том случае, если анализ сформированной бизнес-идеи показал реалистичность проекта.