Франчайзинг

Чужие идеи за деньги или что такое бизнес франчайзинг

 
Сущность понятия "франчайзинг". Франчайзинг – это очень перспективная и многообещающая форма риэлтерского бизнеса, предусматривающая предоставление продавцом (франчайзером) покупателю (франчайзи) уникальную, чаще запатентованную, идею ведения бизнеса, а также необходимое специальное оборудование, технологии, методику ведения бизнеса, маркетинговую и рекламную стратегию. Существует множество определений понятия «франчайзинг», наиболее грамотное и точное из которых предлагает Международная Ассоциация Франчайзинга. Согласно этой формулировке франчайзинг представляет собой  «систему перманентных отношений, которые устанавливаются между франчайзером и франчайзи, в результате которых знания, имидж, успех, методы производства и маркетинг передаются франчайзи в обмен на взаимное удовлетворение интересов».

История франчайзинга уходит корнями в Великобританию 16 века и насчитывает более пяти столетий. Если открыть Оксфордский словарь редакции 1933 года, обнаружится, что впервые слово «франчайзинг» было применено в Британии и означало совокупность прав и свобод, которые были любезно предоставлены британской короной местному епископату в 1559 году. Позже франчайзинг представлял собой право,  пожалованное свободным гражданам, на продажу товаров своего производства на городских ярмарках и рынках. А специальные места для такой торговли получили название «франшиза». Более приближенный к современному окрас такая схема ведения бизнеса получила среди английских пивоваров в конце 19 века. А в 1840 году понятие «франчайзинг» стало впервые применяться в значении перепродаваемого права на использование торговой марки. В 50-е годы прошлого века, с появлением термина «деловой франчайзинг» или «бизнес-франчайзинг», отношения франчайзинга перешли на новый этап развития и стали означать передачу в пользование не только торговой марки, но и общего фирменного стиля, технологий, методик и стратегий маркетинга. В России пионером франчайзинга по праву считается торговая марка «Баскин Роббинс», а  1993 год стал стартовым в истории франчайзинга в нашей стране. Уже в наши дни, на территории России зарегистрировано огромное количество франчайзинговых сделок, а к данной схеме прибегают многие крупнейшие предприятия сетей общественного питания (McDonalds, «Русское бистро», «РостикС») и нефтеперерабатывающие компании, занимающиеся продажей автомобильного топлива («ЛУКОЙЛ», «ТНК», «ЮКОС»).

Преимущества франчайзинга. Существует несколько причин, по которым франчайзинг стал настолько популярным за последние полвека не только в странах Западной Европы и США, но и на территории  постсоветского пространства. Так, в США на данный момент около 40 процентов фирм и предприятий работают по схеме франчайзинга, а в Европе эта цифра колеблется в зависимости от уровня развития государства от 5 до 30 процентов. Первая и основная причина – это оптимизация рисков и значительное снижение возможности банкротства. Ведь франчайзи идёт не по извилистым терниям современной бизнес-индустрии, а следует по уже протоптанной тропе, которая, как показывает опыт, в 90% случаев ведёт к успеху. Статистика говорит о том, что при стандартном подходе к бизнесу в первые 5  лет работы около 50 процентов предприятий терпят крушение, наткнувшись на подводные камни беспощадного океана бизнес-индустрии. В случае франчайзинга, этот процент значительно снижается и составляет лишь 8-14%. Второе преимущество франчайзинга заключается в том, что по такой схеме можно работать практически в любой сфере бизнеса. Третьей причиной было бы разумно назвать  высокий имидж компаний, которые стали гуру франчайзинга, среди них такие гиганты как система быстрого питания McDonalds и крупнейший производитель автомобилей General Motors. Четвёртое преимущество франчайзинга заключается в ряде взаимных выгод, которые получают обе стороны сделки в результате продажи франшизы. Среди выгод для франчайзера важно упомянуть географическое расширение торговой сети при минимальных затратах, стабильный доход от франшизы, расширение базы данных об удалённых потребителях и общее повышение степени осведомлённости о торговой марке. Франчайзи при этом получает право, не нарушая закон, использовать узнаваемую торговую марку, а также высокоэффективные проверенные технологии ведения бизнеса, располагает грамотно сформированными системами снабжения, консультирования и обучения, которые франчайзи обязан ему предоставить. Также договор франчайзинга позволяет частично избавиться от проблем конкуренции и открывает доступ к кредитным средствам, которые могут быть получены под гарантию франчайзера. Но, как и любой другой вид коммерции, франчайзинг имеет специфические риски и недостатки, которые можно избежать при тщательном подборе франчайзи и франчайзера и грамотном подходе при составлении договора.

Меламед Ирина