Структура бизнес-плана

Структура бизнес плана

Корректная разработка бизнес-плана - это главный секрет успеха малого предприятия. Чтобы правильно составить бизнес-план, необходимо знать, какие разделы входят в бизнес-план и что в них входит.

Бизнес-план инвестиционного проекта состоит из двенадцати основных разделов.

1. Титульная страница бизнес-плана должна содержать информацию о компании (ее название, адреса – фактический и юридический, контактные данные – телефоны, адреса электронной почты и сайта, если таковой имеется), о собственниках компании (наименование и реквизиты). Здесь же указывается название инвестиционного проекта и коротко, в одном предложении, характеризуется его суть. Также необходимо указать исполнителей и дату составления проекта.

2. Каждый потенциальный инвестор, прежде всего, интересуется вторым разделом бизнес-плана «Резюме», отражающим его основные положения и выводы. После ознакомления с резюме у инвестора должно возникнуть желание рассмотреть бизнес-план полностью. То есть этот раздел должен сработать как хорошая реклама: заинтересовать и не утомить. Поэтому излагать информацию нужно кратко (2-3 страницы), избегая употребления сложных предложений и специальной терминологии. Необходимо указать для реализации какой цели привлекаются инвестиции, объем инвестиций, есть ли другие инвесторы, и в какой мере они участвуют в реализации проекта, какими собственными средствами располагает компания, срок окупаемости проекта, гарантии погашения кредитов, какие выгоды от реализации проекта могут получить инвесторы.

3. В третьем разделе необходимо предоставить наиболее полное описание компании. Здесь в развернутом виде должна содержаться информация о компании и ее учредителях (адреса, реквизиты, контакты), должны быть четко сформулированы цели компании, указаны основные виды продукции (услуг), охарактеризовано положение компании на отраслевом рынке, предоставлены данные о руководстве и организационной структуре предприятия. Обычно третий раздел бизнес-плана содержит также описание истории развития компании, достигнутых результатах и успехах.

4. Четвертый раздел представляет собой подробную характеристику продукта (услуги) и должен отвечать на следующие вопросы: Производство какого продукта (услуги) предполагается создать (усовершенствовать) в результате реализации проекта? Какими основными свойствами и характеристиками обладает продукт? Кто основные потребители? Какие потребительские свойства нового товара заставят покупателей предпочесть его аналогам? Какие патенты и лицензии необходимы для производства нового продукта (услуги)?

5. В пятом разделе бизнес-плана приводится анализ рынка сбыта продукции – маркетинговый анализ. Здесь предоставляется информация об основных конкурентах – наименования компаний-производителей аналогичной продукции; реквизиты конкурентов; их продукция и ее основные потребительские свойства в сравнении с характеристиками продукта, который планируется производить; ценовая и маркетинговая политика).

Маркетинговый анализ – один из важнейших разделов бизнес-плана. Непременным условием успешной реализации инвестиционного проекта является правильная оценка размеров рынка продукции, а также доли рынка, уже занятой конкурентами. Важно определить размер спроса на рынке продукции, ценовой интервал и средние цены на данный товар, какими критериями руководствуются покупатели при приобретении этого товара. Также необходимо проанализировать текущее состояние и перспективы развития отрасли, основные экономические показатели предприятий отрасли (объем производства продукции, рентабельность, прибыль).

6. В шестом разделе излагается стратегия продвижения товара. Обычно разработчики бизнес-плана не уделяют ему достаточного внимания, что сказывается на инвестиционной привлекательности проекта в целом. Основная цель раздела – выбор рыночной ниши, то есть определение тех категорий потребителей, которые станут в дальнейшем покупателями продукции компании, и тех видов продукции, которые нужны именно этим потребителям. Необходимо провести анализ целевых категорий потребителей: их количество и месторасположение, покупательская способность, определиться с каналами и способами сбыта товара. Здесь же приводятся расчеты маркетинговых затрат, основные положения ценовой и маркетинговой политики компании, разрабатывается рекламная стратегия продукта (услуги).

7. Содержание раздела «Производство» зависит от сферы деятельности компании.

Бизнес-план инвестиционного проекта производственного предприятия должен содержать описание технологии изготовления нового продукта, обоснование выбора технологии. Также должны быть приведены схемы расположения оборудования, содержание и порядок протекания технологических процессов, требования техники безопасности и охраны труда в условиях данного производства. Если для реализации проекта требуется реконструкция имеющихся или строительство новых производственных площадей, необходимо описание и обоснование предлагаемых технических решений и смета затрат на проведение реконструкции (строительства).

Здесь же необходимо привести расчеты затрат на производство продукции (затраты на ремонт и эксплуатацию оборудования, затраты на сырье и материалы, транспортно-заготовительные расходы), проанализировать потенциальных поставщиков. Некоторые виды производства предполагают приобретение специальных разрешений, затраты на которые также отражаются в этом разделе.

Седьмой раздел бизнес-плана предприятий торговли и сферы обслуживания представляет собой, по сути, подробный анализ поставщиков, их оценку и обоснование выбора. Здесь приводятся характеристики и реквизиты поставщиков, информация об их месторасположении, условиях и объемах поставок. Выбор поставщиков должен базироваться на анализе спроса на различные виды товаров (по наименованиям и группам) в местах предполагаемого размещения новых торговых точек. Также в разделе определяется количество и площадь новых помещений – торговых и складских, – необходимых для реализации рассматриваемого бизнес-проекта, и затраты на их приобретение (строительство, аренду).

Строительные и сервисные предприятия должны включить в этот раздел бизнес-плана наименования, реквизиты и характеристику подрядчиков.

8. План по персоналу отражает потребность компании в трудовых ресурсах: численность и квалификационный состав персонала, расчет фонда оплаты труда и затрат на социальное обеспечение работников. Для каждой вводимой штатной единицы приводятся данные по рынку труда (минимальная, максимальная и средняя заработная плата, объем предложения), которые служат обоснованием расчета. Здесь же излагаются основные принципы и методы мотивации персонала, мероприятия по повышению квалификации работников.

9. Следующий раздел бизнес-плана называется «Организационная структура и управление». Он содержит структурную схему аппарата управления предприятием, информацию о численности и квалификационном составе структурных подразделений, расчет издержек на оплату труда, соцобеспечение и мотивацию работников аппарата управления.

Если бизнес-проект предполагает реорганизацию существующего или создание нового предприятия, в девятом разделе указывается форма собственности нового субъекта хозяйственной деятельности, его акционерный состав (существующий или предполагаемый), реквизиты акционеров, их доли в уставном капитале, описываются основные принципы менеджмента.

10. Самым интересным для инвесторов будет, без сомнения, финансовый план. Именно в этом разделе приводятся расчеты размера финансовых инвестиций, необходимых для реализации проекта. Данные приводятся с разбивкой по этапам. Финансовый план включает также расчет срока окупаемости проекта и прогноз финансовых результатов при условии правильной оценки ситуации на рынке продукции. Таким образом, в финансовом плане рассматриваются входящие и исходящие денежные потоки компании.

11. В разделе «Анализ рисков проекта» рассматривается вероятность возникновения убытков, потери или недополучения прибыли в сравнении с прогнозным вариантом, разрабатываются мероприятия по минимизации рисков.

12. Раздел «Приложения» содержит документы, использованные при составлении бизнес-плана и расчете его показателей: результаты анализа рынка продукции, характеристики поставщиков, покупателей и конкурентов, исходные данные о продукции (спецификации, чертежи, описания), каталоги, буклеты, прайс-листы, корреспонденцию, договоры, резюме исполнителей и руководителей проекта, статистические сводки, результаты экспертиз и т. п.