Цели бизнес-плана

Определение и цели бизнес плана

Каждый современный предприниматель, более-менее знакомый с рыночной экономикой, стремясь сделать свой бизнес прибыльнее, должен не просто осознавать потребность в ресурсах (денежных, материальных, трудовых и т.д.), но и уметь спланировать их эффективное использование в процессе своей деятельности. Чтобы избежать трудностей и исключить крах на рынке товаров и услуг, нужно руководствоваться определенными ключевыми положениями, применимыми ко всем сферам коммерческой деятельности. Известно, что не каждый предприниматель смог добиться успеха в бизнесе. Причины неудач различны. К примеру, отсутствие информации у предпринимателя о положении его конкурентов, неадекватная оценка собственных средств и возможностей и т.д. Избежать этого в большинстве случаев поможет четкое и эффективное планирование. К тому же, хорошо обоснованный план деятельности, имеющий аргументированные предложения для инвесторов, поможет с привлечением сторонних средств – инвестиций. Для реализации этих и других целей составляется бизнес-план. Что же такое бизнес план, и каковы его цели и задачи? Сначала поговорим об истории бизнес-плана в нашей стране.

Впервые в России бизнес-план был составлен в начале 90х годов. Это не значит, что до того момента на предприятиях нашей страны не существовало планирования. Оно осуществлялось в других формах. В течение нескольких лет бизнес-план был необязательным, даже удивительным новшеством. Позднее, в середине 90х, обязательность его составления была впервые закреплена Правительством г. Москвы в форме рекомендации.

Будучи созданным как для внутренних целей (связанных с организацией внутри предприятия), так и для внешних (связанных с привлечением сторонних средств), корректно составленный бизнес-план поможет предприятию четко обозначить свои позиции на рынке, расти и увеличивать прибыль.

Дадим определение бизнес-плана. Бизнес-план, с одной стороны, - это постоянный документ, а, с другой, - систематически корректируемый и дополняемый. Необходимость внесения изменений связана с колебаниями, происходящими в рыночной экономике, на рынке товаров и услуг, внутри самого предприятия. Бизнес-план - один из эффективнейших рабочих инструментов, созданных для управления предприятием. Он концентрирует в себе весь процесс функционирования бизнеса и показывает, как предприниматели намерены достичь поставленных целей.

Итак, бизнес-план может быть составлен для решения следующих задач:
 
  • определение стратегии функционирования предприятия и объяснения ее экономической целесообразности;
  • отбор рабочего персонала предприятия (те самые трудовые ресурсы, обозначенные в начале);
  • определение источников финансирования (денежные ресурсы);
  • расчет предположительных результатов деятельности предприятия (прибыль, доходы на капитал и т.д.);
  • реализация инвестиционного проекта.

Данные задачи, на наш взгляд, являются основными. Несомненно, у предприятия существуют, и могут быть и другие задачи. Мнения по этому поводу небеспричинно расходятся, но бесспорно одно: для эффективной деятельности предприятия все задачи должны реализовываться во взаимодействии друг с другом.

Методика и тактика разработки бизнес-плана различны. Одни предприятия разрабатывают свой бизнес-план самостоятельно, придерживаясь определенных рекомендаций, другие пользуются помощью специальных фирм и агентов. Но при этом каждое предприятие уделяет в бизнес-плане особое внимание определенному кругу наиболее значимых вопросов, связанных со спецификой деятельности. Бизнес-план может охватывать коммерческую деятельность индивидуального предпринимателя, предприятия (фирмы) или даже группы предприятий.

На сегодняшний день, бизнес-план составляется в большинстве своем для привлечения инвесторов и кредиторов. Поэтому он должен быть составлен в простой и доступной форме, чтобы заинтересованное лицо могло четко представить всю сущность коммерческой деятельности и условия своего участия в ней.