- Малый бизнес
- Библиотека начинающего бизнесмена
- Персонал
Сейчас существует огромное множество различных предприятий, в основном в сфере торговли и услуг. То, что в городах открывается все больше рабочих мест для населения хорошо. Вот только не все могут просто устроится даже в магазин. Обязательно соискатели работы проходят проверки, детекторы лжи, в анкеты вписывают данные о местах работ родственников. И после всех этих проверок работают не более одного-трех месяцев, а потом увольняются.
Директор предприятия наблюдает за большой текучестью кадров и решает, что ему предпринять, чтобы был слаженный постоянный коллектив.
Для начало необходимо нанять менеджера по персоналу. В принципе это тот же кадровик, но только с большим уровнем обязанностей и более высокой зарплатой. Сами посудите: кадровик обязан вести учет штатных единиц предприятия, менеджер по персоналу не только ведет учет, но и следит за настроением коллектива, подбирает новых сотрудников, проводит акции, мероприятия, тренинги, помогает осваиваться новичкам с их кругом обязанностей, ведет статистику.
В принципе, все это может делать и директор, но только если у него есть психологическое образование. Опытный менеджер по персоналу обычно имеет два образование: экономическое (чтобы следить за отчетностью) и психологические (чтобы следить за климатом в коллективе).
Менеджер разбирается, какого сотрудника нужно отправить работать в отдел маркетинга, так как он амбициозен, активен и доброжелателен, а какого направить работать продавцом, так как он является добросовестным и хорошим исполнителем.
Если же вы директор и считаете, что сами справитесь с набором персонала, то советую запомнить несколько правил:
1. На собеседовании у соискателя следуют поинтересоваться его цели в жизни и о его увлечениях сейчас.
Если ответом послужить: работать кормить семью, хобби нет. То перед вами скорее всего простой рабочий, с средним образованием. Чтобы проверить, на сколько, он будет исполнительным, внимательно изучите его трудовую книжку и рекомендации с прошлого места работы.
Если человек творческий, он занимается рукоделием, написанием статей, стихов и другое, то на него следует обратить особое внимание. Такие люди могут принести интересные идею по развитию бизнеса, если им интересно будет работать на вас. Творческие люди в дальнейшем могут придумать интересный дизайн помещения или яркие и запоминающие рекламы, следить за сайтом вашего предприятия и привлекать новых клиентов.
2. Распределив сотрудникам их обязанности это еще не все дело по подбору персонала.
Разумеется, всем не угодишь: кому-то зарплата не устраивает, кому-то график работы, кто-то ушел в декретный отпуск, а кто-то в заслуженный отпуск. Поэтому нужно составить подробный план кто, по каким дням работает, кто кого заменяет и т.д., кто-то с кем-то поругался. Текучесть все равно будет, но при грамотном подборе персонала она заметно уменьшится. Поэтому должностная инструкция разрабатывается в соответствии с трудовым кодексом РФ и потребностями людей. Должен быть восьмичасовой рабочий день, часовой перерыв на обед, отпуск раз в год, два выходных в неделю; если график работы посменно, то работник работает два дня по 12 часов с перерывом на обед, затем два дня отдыхает.
Успех правильного и долгового функционирования предприятия заключается тщательной постановке обязанностей каждой штатной единицы. Директор предприятия не обязан знать экономику, он должен уметь заставить грамотно работать персонал.