Если в компании отсутствуют флюиды командной атмосферы, сотрудники плохо понимают разницу между тем, что такое коллектив, и тем, что такое просто группа людей, работающих в одном отделе. Отсутствие корпоративного духа на самом деле признается ключевым недостатком, который зачастую становится основным препятствием для движения вперед и дальнейшего развития или расширения бизнеса.
Проявляется это в том, что в коллективе нет ни общей цели, ни стремления эффективно достигать поставленных задач. Соответственно, в компании нет и лидеров, способных организовать слаженную работу. Виной тому зачастую становится отсутствие стимула, как морального, так и материального, который помог бы сотрудникам лучше справляться со своими задачами.
-
Плохой босс – плохой персонал
Однако, несмотря на вышеупомянутые доводы, все-таки чаще всего причиной «торможения» бизнеса оказывается плохое руководство. Что это значит? А вы попробуйте оценить себя как босса непредвзято и критически. В этом поможет вот этот сильно урезанный список качеств, от которых руководителям следует избавляться:
-
стремление ограничить до минимума общение с подчиненными;
-
нежелание (или неумение) выслушать сотрудников;
-
отстраненность от подчиненных, под видом якобы непрерывной занятости;
-
излишняя самоуверенность, чрезмерное самомнение;
-
непредсказуемость, импульсивность;
-
отсутствие такта.
У такого руководителя всегда отсутствует сотрудничество в отдельных подразделениях. Они не связаны между собой одним стремлением и работают слишком обособленно. Это означает то, что общая цель фирмы либо отсутствует совсем, либо неправильно обоснована, либо недостаточно значительна. В результате задачи отдела не сливаются гармонично в одну большую цель.
Ну и, разумеется, почти всегда имеет место противостояние идей и мнений. Отдельно взятые подразделения компании спорят между собой о том, чьи идеи лучше, в результате чего обстановка накаляется, а эффективность работы персонала – снижается.
Каждый уверен в своей правоте и не желает работать на благо общего успеха, сотрудники не соглашаются на компромиссы и иногда даже ради взаимовыгодного сотрудничества. Получается то же самое, что и в крыловской басне, так что хорошего от этого, естественно, ждать не приходится.
-
Кабинеты – разные, столы – одинаковые
Если начальник нормальный – на такого человека люди готовы работать чуть ли не бесплатно. То есть сама обстановка в рабочем коллективе – уже довольно сильный мотиватор, который располагает к более высокой производительности. У плохого же начальника работники практически не мотивированы, а управлять немотивированным коллективом всегда намного сложнее.
Вы можете заставить сотрудников бояться вас, но лучше работать они не станут. Даже если будут бояться своего шефа сильнее, чем сложностей, возникающих при выполнении их обычных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией. Можно наказывать своих работников за самые малые провинности, но не жалейте денег на вознаграждение даже за незначительные успехи. Это быстрее всяких прочих мер приучит коллектив к самоотдаче.
Не нужно унижать подчиненных: они должны чувствовать, что вы воспринимаете каждого как личность. А начальнику-самодуру рано или поздно устроят бунт: если сильно надавить, то даже самые слабые люди поднимаются на баррикады.
Итак, что такое хороший босс, и какого человека можно считать таковым? Давайте посмотрим, как поступает хороший начальник:
-
он не злоупотребляет текущим контролем, дает возможность спокойно работать без непрерывного присмотра, тем самым не вызывая раздражения у подчиненных. И всегда старается наладить в коллективе благоприятный психологический микроклимат;
-
хороший босс непременно проявляет корректность в общении – справляется со своими эмоциями, обходится без криков и шумных «разносов». Сотрудники не опасаются стресса при встрече с ним;
-
он не гнушается чужим мнением, прислушивается к высказываниям подчиненных (в том числе и о самом себе). И, кстати, взгляд на себя со стороны полезен в плане самосовершенствования, а анализ различных суждений помогает найти оптимальное решение;
-
он оказывает при необходимости помощь сотрудникам, предлагает принять во внимание свой опыт. Но делает это ненавязчиво, и уж тем паче не снисходительно, не накладывая обязательств непременно этим опытом воспользоваться;
-
он делится с подчиненными важными сведениями, касающимися общей ситуации в организации. Возможные трудности (сокращения, финансовые проблемы, проч.) не должны застать сотрудников врасплох.
Обобщим. Настоящий руководитель ставит на первое место результат, а не детали процесса его достижения. Сделать работу можно и дома (не каждому сотруднику обязательно «отсиживать» положенные часы), но к нужному сроку она должна быть выполнена. Хотя и поэтапный контроль, безусловно, требуется.
Хороший начальник всегда адекватно оценивает сильные качества подчиненных, помогает им их реализовать, сделать карьеру. Этим он оказывает услугу не только им, но и собственной компании, в распоряжении которой оказываются ценные кадры.
По возможности он объективно, непредвзято и справедливо подходит к распределению материальных вознаграждений, избегая потенциальных конфликтов. А профессионализм подчиненных ставит во главу угла: высококвалифицированным сотрудникам может прощать отдельные незначительные нарушения.
Более того, как ни парадоксально, он старается не перегружать подчиненных сверхурочной работой, особенно если за нее не предусмотрена должная оплата. Но это уже в идеале. И хотя идеал всегда недостижим, некоторым руководителям не помешало бы к нему стремиться.
-
А если у начальника – плохой начальник?
Вы устали от бесконечных придирок хамоватого начальника? Он часто повышает голос, один звук которого вас раздражает до предела? Вряд ли вас утешит, что на это сетуют и миллионы других подчиненных по всему миру. А как же быть, если нужна работа, постоянный доход, мало-мальски стабильное финансовое положение?
Но антидот против боссов-тиранов и деспотичных начальников рангом пониже все-таки имеется. Вот почему книга ТОТ (Terrible Office Tyrant) американской писательницы Линн Тейлор сделала ее знаменитостью среди множества обитателей офисных планктонов. Если перевести на русский, то название книги прозвучит примерно как «Приручи офисного тирана».
На английском ТОТ – это не только сокращенное обозначение «злого босса», но еще и переводится как «малыш». Такая взаимосвязь отнюдь не случайна. Автор сама воспитывает двоих детей, вот и углядела потрясающее сходство в детских капризах и поведении самодуров-начальников. Книга дает работникам, страдающим от офисной тирании несколько жизненных и действенных рекомендаций.
Не думайте, что американские боссы слишком уж отличаются от наших – совсем нет. Начальник – он и в Америке начальник, а уж российские – те перещеголяют всех и вся.
-
Тонкая похвала, но не лесть
Если малыш делает что-то правильно и хорошо – его, естественно, хвалят. Поступайте так же с начальником, если стали свидетелем достойных поступков с его стороны. Когда считаете, что хвалить его в принципе не за что, подчеркивайте хотя бы мельчайшие детали.
Например: «Благодарю, вы дали мне очень подробную и понятную инструкцию»; «Ваши разъяснения чрезвычайно исчерпывающи – теперь я сделаю все возможное, чтобы в точности их исполнить»; «Очень справедливо и дальнезорко, я все запомню и учту».
-
Дайте ему поистерить (в меру)
Когда ребенок хочет спать, есть или просто напуган, он начинает истерить. В нем словно срабатывает «пусковой механизм», который вызывает ор, хулиганство, плач или прочие «фокусы». Родителям остается либо привыкнуть к подобным проявлениям «невоспитанности», либо научиться управлять своими детьми.
Тот же выбор есть и у вас, если хотите чтобы ваша карьера развивалась, а не клекла, как сорняк на обочине. Приглядитесь к боссу, отметьте для себя, в какое время он более дружелюбен, суров или активен.
Если он обычно спокоен ближе к полудню, значит обращайтесь к нему только в это время. Заметили, что по утрам начальник хмур и ворчлив? Не спешите к нему с деловыми вопросами – пусть немного успокоится, кофейку выпьет.
-
Детские игры для взрослых
Превратите служебные взаимоотношения в подобие игры. Каждая мама знает, что проще всего заставить ребенка прибраться в комнате, превратив нудную уборку в захватывающую игру. Не скупитесь и когда просите начальника о чем-нибудь – в обмен пообещайте сделать что-то для общего блага.
Что это будет – придумаете по ходу дела. Можно, например, устроить корпоративную вечеринку «на общественных началах» или подать в переговорной на завтрак с партнерами по бизнесу любимое блюдо босса.
Впрочем, в этом руководстве по приручению злого начальника есть еще немало прелюбопытных рекомендаций. Советую прочитать – это и правда интересно. А в результате, после нескольких недель такой заботы, ваш деспотичный босс станет самым покладистым в мире начальником. Выигрывают все, а главное – дело.