- Малый бизнес
- Библиотека начинающего бизнесмена
- Все о малом бизнесе
Претворить отличную идею в жизнь можно только при наличии подробного и грамотно составленного бизнес-плана, способного обратить на себя внимание потенциальных инвесторов.
Ключевым моментом любого плана является чёткое обоснование необходимости создания предприятия. Организация новых рабочих мест и насыщение рынка инновационной продукцией – цели вполне благородные, но инвестору больше интересны ожидаемая прибыль и срок окупаемости бизнеса. Сложно представить свой проект с выгодной стороны и получить финансирование предпринимателю, не имеющему представления обо всех тонкостях выбранного направления.
Основные разделы
При составлении бизнес-плана важно брать во внимание специфику выбранной деятельности. Для предприятий производственной или торговой сферы обязательно следует учесть стоимость покупки необходимого оборудования. Для фирм, оказывающих мелкие услуги, нужно предусмотреть затраты на инвентарь и расходные материалы. Также стоит подсчитать и постоянные расходы – арендную плату, коммунальные издержки, заработную плату сотрудников.
Следует определиться со штатом сотрудников, составить прогноз валового дохода и чистой прибыли. Прогнозируя доходы, важно предусматривать возможные простои,ведущие к снижению оборота. Остановка работы может быть вызвана как форс-мажорными обстоятельствами, так и техническими, экономическими или сезонными проблемами.
При сезонной работе следует задуматься о сокращении общих расходов и проблеме содержания штата в неприбыльное время. Возможно, некоторые расходы можно будет компенсировать из ранее созданного резервного фонда. При деятельности, связанной с риском для здоровья сотрудников, следует предусмотреть компенсационный пакет, гарантирующий работнику, получившему травму, финансовую поддержку.
Возможные риски
При формировании штата немаловажно учитывать человеческий фактор. Люди могут болеть, уходить в декрет, отпуск или на экзаменационную сессию. Не исключено, что одновременное отсутствие трёх сотрудников может парализовать работу предприятия. Для таких случаев должен существовать план поиска трудовых резервов. Некоторые предприятия постоянно обновляют банк резюме потенциальных сотрудников.
Желательно составить схему рабочего процесса предприятия и найти слабые места каждого участка, смоделировав различные ситуации. Например, сколько времени потребуется для ремонта оборудования, вышедшего из строя? К каким убыткам приведёт суточный простой станка или всего цеха? Чем грозит несвоевременная поставка продукции клиенту? Теоретическое решение этих вопросов позволит не растеряться в реальных обстоятельствах.
Заключительное слово
Маркетинговая составляющая – важная часть любого бизнес-плана. Даже самые фантастические шансы на успех должны быть подкреплены аргументированными доказательствами, статистикой и анализом рынка. Также необходимо разработать способы привлечения клиентов, методы борьбы с конкурентами и план рекламной кампании.
Даже превосходный бизнес-план не сможет гарантировать быстрого запуска проекта, но уверенность в своих силах всегда помогает добиться цели. Не бойтесь отказов и критики, умейте общаться, доказывать свою правоту и обязательно верьте в успех!
Автор статьи: plastik77 (Алла)