Характер некоторых особенностей общественного познания, не только в приобретении, хранении и употреблении информации, но и специфическом действии понимания, несколько отличается от познания мира физического.
Товар является совокупностью стоимостной и условной прибыли и ценности, которые направлены на удовлетворение спроса потребителей. В этой связи услуги и товары классифицируют как социальный объект.
Ф. Котлер, в книге «Маркетинг, Менеджмент» говорит о том, что производители очень часто ошибаются, когда уделяют все свое внимание изготовлению материальных товаров, т.к. упускают тем самым качество услуг, которые они предоставляют. Исследователи наших дней также считают, что положения норм физических вещей играют роль настолько, насколько влияют на восприятие покупателей. Как и оговаривалось выше, люди приобретают продукт с конкретными физическими качествами, а не стоимостную выгоду для себя. Вот почему товар относят к социальным объектам и считают одной из составляющих в социальных взаимоотношениях.
По мнению Мельниковой О.Т., Фоломеевой Т.В. и Чмыхаловой Д.А., понятие о товаре основывается на законах социального познания, т.е.: первоначальная категоризация, отбор признаков, контроль признаков и заключительная категоризация. Их мнение заключается в том, что наиглавнейшим мотивом категоризации при восприятии товара, служит бренд (торговая марка).
Бренд разграничивается словесной и визуальной частью. Его характеристики:
• функциональные качества;
• эмоциональные качества;
• основные характеристики, обуславливающие его суть;
• сила;
• стоимостная ценность;
• уровень продвинутости;
• уровень приверженности.
Популярность бренда, свой собственный опыт, полученный в прошлом, рекомендации и информация, получаемая из СМИ (реклама), упаковка товара и другие факторы, создающие имидж бренда, существенно влияют на формирование отношения потребителя к товару. Два фактора определяют процесс общественной категоризации: личностный (актуальность объекта для покупателя) и ситуативный (выпуклость и системность представления информации). В работах Мельниковой О.Т., Фоломеевой Т.В. и Чмыхаловой Д.А. говорится, что продолжение процесса общественной категоризации, в отличии от категоризации предметов физических, состоит в зависимости от заинтересованности субъекта восприятия. В том случае, если заинтересованность отсутствует вовсе, то действие процесса завершается, в противном случае он переходит на новый уровень.
Не станем вдаваться в подробности этого исследования. Но следует отметить, что главной задачей авторов брендов является довести до сознания потребителей нужные ему преимущества торговой марки (то содержание, значение, которое вложили в него создатели бренда). В некоторых случаях это довольно сложно сделать, потому что восприятие покупателей очень часто расходятся с предположениями разработчиков.