Понятие конкуренции, ее виды
Система маркетинга предполагает понимание фирмы не как изолированного образования, а как структуру, вписанную в систему взаимоотношений с другими предприятиями, с происходящими на рынке процессами. Так, «среду обитания» фирмы именуют ее маркетинговой средой. Более точное определение этого понятия предложил Ф. Котлер. Согласно ему, маркетинговая среда фирмы представляет собой сочетание активных внешних условий и субъектов, которые влияют на возможности руководителей налаживать и сохранять долгосрочное сотрудничество с потенциальными клиентами.
Два основополагающих элемента маркетинговой среды – микросреда и макросреда. Макросреда включает в себя на порядок больше влияющих сил, нежели микросреда. Микросреда подвержена влиянию со стороны макросреды, в которую входят такие факторы, как демографический, экологический, политический, технический, экономические, культурный и др.
В микросреду входят те силы, которые напрямую относятся к фирме и ее потенциалу обслуживания клиентов. Микросреда, иначе говоря, представлена клиентами, поставщиками, конкурентами, специалистами по маркетингу, контактными аудиториями фирмы.
Безусловно, чрезвычайно важным элементом микросреды фирмы являются конкуренты. Для того чтобы точно спланировать вектор развития фирмы, эффективно управлять ею, необходимо тщательное изучение конкурентной среды. С возможностями, планами и перспективами конкурентов нельзя не считаться.
На сегодня разработано множество определений понятия «конкурент». На вопрос, кого считать конкурентом, отвечают по-разному, мы назовем наиболее распространенные варианты. Одно из определений конкурентов вытекает из указанного выше определения маркетинговой среды фирмы. Стало быть, конкуренты – субъекты маркетинговой среды, в той или иной мере предопределяющие осуществляемый фирмой выбор сферы деятельности, рынков сбыта, партнеров, а также влияющие на ассортимент продукции и характер проведения маркетинговой политики. Все это лишь подтверждает необходимость тщательного анализа конкурентной среды.
Более точное и подробное рассмотрение конкурентов в рамках маркетинговой среды позволяет сформулировать следующее: конкурирующими фирмами можно назвать те, фундаментальные ниши которых полностью или хотя бы частично совпадают. Фундаментальные ниши – сегменты рынка, в которых происходит реализация товара (услуги), производством которых занимается данное предприятие.
Существование фирм, фундаментальные ниши которых совпадают, приводит к появлению на рынке конкуренции. Есть и экономическая точка зрения на это явление. Согласно ей, конкуренция является процессом экономическим, заключающимся во взаимодействии, в борьбе между производителями или продавцами за наиболее выгодные (прибыльные) условия производства или реализации продукции. Фактически конкуренция это соперничество между хозяйствующими субъектами, которые преследуют одну и ту же цель. Если позволить себе конкретизировать эту цель с позиций теории маркетинга, то рыночной конкуренцией следовало бы признать не что иное, как борьбу между фирмами, которую они ведут в своих нишах рынка для получения большей доли ограниченного объема платежеспособного спроса.
Так, с позиций маркетинга можно выделить несколько наиболее важных сторон этой проблемы. Во-первых, рассуждая о конкуренции, следует говорить именно о рыночной конкуренции, в ходе которой фирмы непосредственно взаимодействуют друг с другом. Такое взаимодействие складывается исключительно в результате борьбы фирм за продвижение своих товаров (услуг).
Во-вторых, общей целью конкурирующих фирм является спрос со стороны платежеспособного населения. Объем такого спроса весьма ограничен. Именно это обстоятельство вынуждает фирмы вести конкурентную борьбу. Если для удовлетворения спроса достаточно продукции какого-либо одного производителя, то остальным участникам рынка не представляется никакой возможности реализовать свои товары (услуги). В некоторых случаях, когда спрос фактически не имеет ограничений, фирмы, занимающиеся выпуском аналогичной продукции, скорее сотрудничают между собой, нежели конкурируют. Так, с началом коренных преобразований в нашу страну свою продукцию стали импортировать западные производители. Конкуренции между ними практически не было, так как спрос на тот период значительно превышал предложение.
В-третьих, развитие конкуренции возможно только на отдельных, доступных фирмам рыночных сегментах. Поэтому получил широкое распространение следующий способ выхода из конкурентной борьбы: во избежание дальнейшей гонки фирма начинает занимать те сегменты, которые недоступны для других игроков.
В литературе по экономике выделяют два типа конкуренции, в зависимости от методов ее ведения:
· ценовая (конкурентная борьба ведется на основе гибкой ценовой политики),
· неценовая (конкуренция базируется на качестве).
omsk55 (Баранов Анатолий Геннадьевич)