Определение размеров рынка

Для чего нужно владеть информацией о размерах рынка


Для руководства компании очень важно владение информацией об размерах рынка. Это обеспечивает возможность объективно оценивать рыночную ситуацию, возможности развития предприятия, позволяет определить свою конкурентность, выбрать перспективные направления бизнеса, а также провести планирование объемов производства и составить план продаж на разных рынках. Размеры рынка просто необходимо определять в таких случаях как:1.jpg

1. Совершенствование товара
2. Вывод нового товара на рынок
3. Расширение рынка сбыта.
4. Диверсификация рынка
5. Запуск нового проекта.
Существуют следующие параметры оценки размеров рынка
Цены. Объем рынка измеряют в натуральных или денежных единицах. Когда расчитывают стоимостный показатель рынка, сначала определяют из каких цен исходить (оптовых или розничных). Выбор зависит от поставленых задач.

Территория. Это, как правило, страна, область, город — территория, что обозначена географически, и на которой работает компания, или на которой собирается работать.
Когда оценивают размер рынка на достаточно больших территориях, таких как страна или область, часто используют данные госстатистики. На небольших террирориях, таких как район или небольшой город, обычно проводятся полевые исследования, так как рыночную статистику не ведут.
Продукты. Когда расчитываються объемы рынка, надо точно знать, какие продукты будут оцениваться. Например, когда изучают автомобильный рынок, рассматривают разные виды транспортных средств, такие как лекковые автомобили, автобусы и т. д. А также при оценке рынка одежды оценивают разные товарные сегменты — брюки, сорочки, белье и т. д.
Сегменты. Часто рынок состоит из неоднородных сегментов. Их размер необходимо определять отдельно. Например, рынок герметиков делится на два сегмента - «профессионалы» и «непрофессионалы», в пределах которых покупательское поведение значительно отличается. Также сегменты могут делится на подсегменты. Поэтому эти сегменты и подсегменты оценивают отдельно, а потом результаты суммируют.
Время. Обычно за временный параметр берут год, так как за этот переод есть возможность учитывать сезонные изменения спроса. Например, на строительном рынке уровень продаж часто зависит от сезона: кровельные материалы и мансардные окна больше всего пользуются спросом осенью, когда завершается сезон строительства. Поэтому глупо расчитывать размер этого рынка по данным продаж за один из весенних месяцев, когда спрос очень незначительный.
Рынок время от времени меняется, поэтому его объем необходимо оценивать систематически. Изменения размеров рынка зависят от макроэкономических показателей, появления новых технологий, изменения стиля жизни потребителей, активности лиц, что влияют на рынок.


Подходы к оценке объема рынка
Не существует универсального способа оценки размеров рынка. Методика зависит от специфики бизнеса, важности и срочности поставленых задач, доступности информации, наличия ресурсов — финансовых и трудовых.
Часто отсутствуют данные по некоторым рынкам, или эти данные не соответствуют действительности. В таких случаях для оценки рынка, проводят полевые исследования. Например, на рынке продуктов, что пользуются массовым спросом, данные получают с помощью аудита розничной торговли или опрашивая конечных потребителей. На рынке промешленной продукции можно разобраться с ситуацией с помощью опросов экспертов, но возможны проблемы, связанные с низким уровнем компетентности респондентов или их нежеланием делиться информацией. В таком случае можно провести конкурентную разведку. Оценка размеров рынка может осуществляться с помощью таких показателей:

  • по объемам производства;
  • по количеству продаж;
  • по объемам потребления;
  • косвенными методами;
  • с помощью структурных характеристик

Разрабатывая программу мероприятий для оценки размеров рынка, необходимо провести анализ схемы продвижения продуктов к потребителям. Ни один из предложенных методов не может объективно оценить картину рынка, поэтому лучше всего совмещать несколько методов. Если оценки расходятся не больше, чем на 10-12% - расчет был сделан правильно. Если же результаты отличаются на 15% и больше, нужно искать ошибки. Возможно, надо уточнить исходные данные.

2.jpgКак оценить рынок?

По структурным характеристикам

Размеры рынка по структурным характеристикам принято оценивать в масштабах региона или страны. При этом подходе, на основе статистических данных, изучаются размеры производства продукции, объемы экспорта и импорта, количество продукции на складах в начале и конце периода. Однако, в нашей стране, данные об объемах производства и экспортно-импортных операций искажены, что не дает точной оценки ситуации на рынке. Этот метод рационально использовать только тогда, когда отсутствует возможность оценить рынок другими способами.


Анализ объемов производства


Этот подход даст точные результаты при оценке рынков с известными участниками и незначительными объемами экспорта и импорта. Это российские рынки капитального строительства, сырья и оборудования, автомобилей. Таким производителям нелегко скрывать свои истинные объемы.
Тяжелее оценить рынки строительных материалов, мебели, мобильных телефонов, одежды и обуви. В этой области производители скрывают реальные объемы производства. Однако, крупные компании, заботящиеся о своем имидже, уже начинают выходить из «тени» и представляют правдивую информацию.
Практически нереально оценить объемы производства рынка услуг. Неизвестно сколько незадекларированных доходов остается у медицинских и учебных заведений, салонов красоты и спортивно - оздоровительных комплексов.


Анализ объемов потребления


Из-за недостаточности статистических данных оценить рынок по объемам потребления достаточно сложно. В этом случае необходимо провести тщательные маркетинговые исследования. Это могут быть опросы юридических и физических лиц по телефону, оценки экспертов или личные интервью. Опрос должен быть репрезентативным. Количество опрошенных в общей совокупности потребителей по экономическим и социально-демографическим параметрам - уровню дохода, возрасту и др. должно соответствовать генеральной совокупности всех вместе взятых потребителей исследуемого товара (услуги). Для объективной оценки необходимо опросить 1000-3000 респондентов.


Анализ объемов продаж


Объемы продаж можно определить путем аудита розничных продаж, опроса оптовых поставщиков и экспертной оценки.
Аудит розничных продаж заключается в анализе количества проданного товара по всем торговым точкам - от гипермаркетов до торговых палаток. Сумма полученных результатов будет являться оценкой рынка розничной торговли, при предположении, что товар продается только в розницу.
В оптовых компаниях необходимо выяснить средний объем и частоту покупки, а так же каким товарам и маркам отдается предпочтение.
В качестве экспертов можно привлечь маркетинговых специалистов исследуемых предприятий, научных сотрудников, преподавателей профессиональных учебных заведений, журналистов и аналитиков.