-
Маркетинг
- Маркетинг
- Новости
- Полезные статьи
- Читальный зал: интересное про маркетинг
- Основы маркетинга
- Комплекс маркетинга (маркетинг-микс)
- Понятие бренда
- Маркетинговые исследования
- Сегментирование рынка
- Позиционирование товара
- Активные продажи
- Сетевой маркетинг или MLM?
- Литература по маркетингу
- Шаблоны и другая помощь маркетологу
- Словарь по маркетингу
- Курсы маркетинга
- Маркетинговые услуги
- Cайты, посвященные маркетингу
- Форумы маркетологов
- Читальный зал: интересное про маркетинг
В наше время, серьёзной и сильной конкурентной борьбы очень важно сохранять свои позиции на рынке, причем задача состоит не только удержаться, но и занять как можно больше нишу на рынке. Но в условиях большой конкуренции это довольно сложно сделать, поэтому здесь никогда нельзя «расслабляться», а нужно постоянно искать новые возможности для развития фирмы, использовать потенциальные возможности. Для производителей одним из методов удержания на рынке, является хорошая реклама, качественная и эффективная упаковка, и квалифицированный отдел сбыта. Давайте разберем один из факторов, который влияет на скорость продвижения товара – это упаковка.
Еще буквально 20 – 30 лет назад, в нашей стране не обращали никакого внимания на упаковку, её виду, качеству, удобности и привлекательности. Причиной тому была изготовление однородных, одинаковых товаров, к тому же они были всегда в дефиците, поэтому людям на тот момент было важно купить хоть что-нибудь, и не важно как выглядел продукт, как он был упакован. Но с распадом Советского Союза последовало развитие рыночной экономики, где существует море производителей с качественной продукцией. Вот с этого момента и начались развиваться такие направления как эффективное продвижение товаров, правильное оформление упаковки со стороны удобства, привлекательности и с учетом даже психологических особенностей каждого покупателя. Помимо вышеперечисленных функций упаковки, она еще играет роль информативности, коммуникабельности с потребителем, помогает позиционировать товар среди товаров конкурентов, и, конечно же, является неотъемлемой частицей брэнда.
Вся гамма и разновидность упаковок разных фирм обязана научно-техническому прогрессу, так именно он в составе безумно большого количества профессионалов, занимается постоянно поисками нового, современного и инновационного, что потом успешно внедряется и используется производителями для поддержания своей конкурентоспособности. Например, благодаря разработкам ученых-химиков, которые создали сочетания необъятно большого выбора цветов, которые мы можем наблюдать на упаковках разных фирм продукции, зайдя в любой супермаркет.
Разрабатывая, тот или иной дизайн упаковки производители начали принимать во внимание не только удобство и привлекательность упаковки, но и особенности её цвета и правильные сочетания этих цветов. Этим нововведениям и тонким особенностям, производители обязаны разработкам и многочисленным экспериментам ученых-психологов. Так как они, на примере разных экспериментов доказали, что разные цвета влияют на человека по-разному, а также разновидности цвета вызывают у каждого человека свои какие-то отдельные и индивидуальные психологические реакции и ассоциации.
Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что цвет упаковки выполняет две функции - это привлечение внимания и участие в формировании образа товара. Поэтому при разработке дизайна упаковки нужно учитывать обязательно эти два фактора, они должны быть связаны между собой, или иначе без учитывания этих особенностей продукт может потерпеть «крах».
Давайте разберем, какие нужно выбирать цвета, какому виду продукта, и что каждый цвет подразумевает под собой на психологическом уровне при его восприятии. Этому открытию нужно отдать должное швейцарскому психиатру по имени Максу Люшеру. Он разработал цветотест, который показывает связь цветовыбора с определенными установками и настроением человека. Причем различные цвета привлекают внимание различных групп потребителей.
И так, красный и оранжевый цвета – учащают сердцебиение и дыхание у человека. К этому цвету стремятся люди, которым не хватает остроты ощущений, ярких переживаний.
Синий и темно-синий цвета – особенностью этого цвета, является успокаивающий момент, так как при длительном созерцании этого цвета у человека успокаивается нервная система, замедляется серцебиение и дыхание. Этот цвет предпочитают люди, которые стремятся к умиротворению и спокойствию.
Кстати, говоря именно об этом цвете, психологи подтвердили что, внимание женщин быстрее всего привлекает упаковка именно синего цвета.
И если взять, например, зеленый цвет на упаковку для сахара, то врятли результат увенчается успехом, так как зеленый цвет ассоциируется на подсознательном уровне с чем-то кислым и горьким. Чего нельзя сказать о синем цвете, так он вызывает у человека ассоциации чего-то вкусненького и сладкого. Поэтому именно этот цвет будет уместен на упаковке сахара.
Желтый цвет – ассоциируется у покупателей с чем-то солнечным и теплым. Выбирают этот цвет люди, которые находятся в ожидании счастья и надежды на лучшее.
Зеленый цвет – это цвет выбирают люди, которые желают самоутвердиться, добиться чего-то значительного в жизни.
Ну и рассмотрим несколько комбенированых цветов.
Фиолетовый цвет – смесь красного и синего, то есть объединение противоположностей. Его значение зависит от преобладания того или другого оттенка.
Коричневый – выбирают люди, которые стремятся к комфорту.
Черный цвет – подсознательно стремятся те люди, у которых по той или иной причине возникает протест ситуации, сопротивление.
И белый цвет – вызывает желание освободиться от неприятных ассоциаций.
Мы разобрали, как разные цвета влияют на человека, какие вызывает у него ассоциации, и на основе этих деталей производитель должен решать какой же цвет нужно подобрать к его товару, в зависимости от того на какого покупателя рассчитан товар.
Еще есть один интересный момент при создании дизайна упаковки – это правильное комбинирование цветов, то есть их сочетание визуально так и подсознательное положительное воздействие на покупателя:
1. На упаковке должны преобладать чистые цвета, как можно меньше должно быть смешанных цветов.
2. При дневном освещении боле выразительными будут смотреться теплые тона – это красный, оранжевый, желтый, нежели холодные тона.
3. Темные цвета нужно использовать, если Вы хотите визуально уменьшить предмет, со светлыми цветами наоборот.
4. В глаза всегда быстрее «бросаются» светлые тона, такие как белый или желтый, нежели темные – синий, фиолетовый.
5. Наиболее различаются такие цвета как белый, желтый, зеленый, красный. Более трудные в распознавании – это темно синий, фиолетовый цвета.
6. Должно быть правильное сочетание цветов, так чтобы название продукта не сливалось на общем фоне с упаковкой, а наоборот четко и контрастно выделялось.
Наиболее хорошо сочетаются цвета так:
- красная надпись на светлом тоне – желтом, белом;
- зеленая, черная, синяя надпись на белом фоне.
Используя все выше перечисленные нюансы в разработке дизайна упаковки, толи новому продукту, который только выходит на рынок, толи старому, который меняет немного свой дизайн, нужно обязательно учитывать все выше перечисленные факторы и моменты. И еще маленький момент, его нужно учитывать уже устоявшимся на рынке производителям, при смене дизайна упаковки, никогда не нужно её кардинально менять. Так как покупатель может просто не распознать ваш продукт, и Вам придется снова завоевывать доверие вашего покупателя.
Маркетолог
Что за психология? где нормальный маркетинговый ответ на вопрос?