-
Маркетинг
- Маркетинг
- Новости
- Полезные статьи
- Читальный зал: интересное про маркетинг
- Основы маркетинга
- Комплекс маркетинга (маркетинг-микс)
- Понятие бренда
- Маркетинговые исследования
- Сегментирование рынка
- Позиционирование товара
- Активные продажи
- Сетевой маркетинг или MLM?
- Литература по маркетингу
- Шаблоны и другая помощь маркетологу
- Словарь по маркетингу
- Курсы маркетинга
- Маркетинговые услуги
- Cайты, посвященные маркетингу
- Форумы маркетологов
- Читальный зал: интересное про маркетинг
Невозможно обеспечить потребности государства только своими силами. Особенно это важно в продовольственной сфере. Международное разделение труда сделало мировую экономику динамичной и придало ей дополнительный импульс для развития. Даже маленькие страны смогли найти себя в этой структуре и стать мировыми гигантами в экономическом плане. Это Япония, Сингапур, Чили и другие государства, где грамотная экономическая политика помогла добиться поразительных успехов.
Но так ли безопасна открытость экономики в плане продвижения продовольственных продуктов? Некоторые государства, такие как Республика Беларусь, активно поддерживают своих производителей продовольствия. Установлены высокие пошлины на ввоз практически любых видов продукции, в том числе и таких специфических, как морская рыба и тропические фрукты. Считается, что это позволяет обеспечить продовольственную безопасность. Однако продукты, выращенные с учётом государственной поддержки, стоят дороже ввезённых из-за рубежа, даже после уплаты всех необходимых налогов. За продовольственную безопасность расплачивается потребитель, а все полученные доходы идут не на развитие прибыльных производств, но на поддержание убыточных.
Насколько открытыми должны быть рынки России? Угрожает ли засилье импорта продовольственной безопасности страны? Попробуем разобраться в проблеме и ответить на эти вопросы с различных точек зрения.
Тот вариант развития событий, который бы понравился всем крупным иностранным бизнесменам – это полная открытость продовольственного рынка, минимум контроля, максимум возможностей для продвижения своего продукта. Похожая ситуация существует на рынке сейчас, когда ввезти в страну можно любые товары, которые пройдут санитарный контроль. Да и его в значительной мере сменит декларация соответствия, что сделает рынок ещё более открытым перед иностранными товарами.
Но открытым или беззащитным? Ведь такая политика открытых дверей может привести к тому, что и без того слабое сельское хозяйство будет поставлено под угрозу уничтожения. Не секрет, что изготовить многие группы продукции в таких странах, как Китай, Индия, Вьетнам значительно дешевле, чем в России. Здесь играют роль следующие факторы: благоприятный азиатский климат, дешёвая рабочая сила, быстрое внедрение передовых технологий. Отсутствие таможенных пошлин приведёт к тому, что продовольственные рынки страны будут захвачены в кратчайшие сроки.
Но на примере Беларуси можно рассмотреть и проблему излишней государственной заботы. Наличие серьёзных барьеров, которые препятствуют попаданию на продовольственный рынок «чужаков», вместо усиления привело к ослаблению позиций отечественных производителей. Им просто не к чему стремиться, ведь конкурентов нет, значит, они всегда будут впереди. Это помогает полностью удовлетворить внутренние потребности рынка, но какой ценой? Фактически, за технологическую отсталость платит население.
Для Российской Федерации политика закрытых дверей тем более неприемлема. Во-первых, ввезти в небольшое государство любое продовольствие можно в кратчайшие сроки в случае собственных трудностей. А вот для огромных российских территорий это весьма проблематично. Во-вторых, ослабление отрасли при таком подходе будет только увеличиваться. Если государство будет полностью субсидировать продовольственную сферу, давать дешёвые кредиты, которые не обязательно возвращать, продавать топливо по низкой цене, это приведёт к укрупнению коррупции.
Проблема в том, что субсидировать прибыльные производства необходимости нет, дотируются лишь убыточные хозяйства и предприятия. Всё это уже проходили в Советском Союзе. У прибыльных же организаций, напротив, часть прибыли будет забираться для того, чтобы держать на плаву убыточные предприятия. Налицо экономический перекос, который приводит к порождению иждивенческих настроений.
Таким образом, мы видим влияние обеих экономических политик: открытого и закрытого рынка. В обоих случаях производитель продовольственной продукции будет страдать.
При серьёзном ограничении на ввоз основных продуктов, отсутствует стимул к экономическому развитию, ведь конкуренции нет. А если рынки полностью открыты, то есть проблема их захвата путём снижения цен на ввозимую продукцию.
Считается, что именно борьба с демпингом и сохранение имеющегося уровня производства – это основные причины ведения сегодняшней экономической политики в области продовольствия. Но кто страдает из-за неё в конечном результате? Разумеется, потребитель, который и вынужден оплачивать из своего кармана все пошлины, уплаченные импортёром при ввозе продукта.
Чтобы справиться с этими экономическими последствиями, нужна разработка взвешенной и продуманной политики. На первом этапе рынки действительно необходимо сделать закрытыми и поддерживать своего производителя. Причём поддерживать мы рекомендуем не убыточные, а прибыльные предприятия. Производство последних нужно сворачивать, если это не вызовет серьёзных социальных последствий. Затем, когда прибыльные предприятия наберут достаточную силу, разрастутся и получат определённое экономическое влияние, можно постепенно открывать рынки.
Наличие Таможенного Союза позволяет провести такую политику в наиболее безопасной форме. Защита от демпинга и иностранного рейдерства очень важна на первоначальных этапах. Но в будущем такой крупный союз не будет иметь шанса на успех.
Географические условия России уникальны. Они позволяют наладить выпуск практически всей линейки продовольственных продуктов в рамках одного государства. Но чтобы добиться нужного эффекта, требуется поощрение частной инициативы. Сильная государственная политика не даёт нужного эффекта – это подтвердил пример Советского Союза. Крупные хозяйства и продовольственные производства оказываются неповоротливыми перед лицом меняющихся экономических условий. Таким образом, справиться с проблемой импорта поможет множество мелких частных предприятий, которые будут управлять рынком. Такая политика сделает продовольственный рынок сильным в долгосрочной перспективе.
Таким образом, проблема импорта будет решена. Отечественные производители займут все ниши, которые окажутся им по зубам, а импортёрам останется лишь работать в тех сферах, которые для них останутся. В то же время, присутствие на рынке конкурентов положительно скажется на кошельке потребителя. Без осуществления такой политики невозможно дальнейшее экономическое развитие России и обеспечение продовольственной безопасности.
Чтобы свести импорт продовольствия к минимуму, потребуются масштабные реформы экономического характера. Здесь главное не повторить печальный опыт Хрущёва, Ельцина и других экономических деятелей. Хотя это тема для отдельного исследования.
Однако все реформы должны проводиться взвешенно и последовательно, дабы результат оставался предсказуемым. Хочется ещё раз подчеркнуть, что наличие импорта на продовольственном рынке само по себе не угрожает экономической ситуации, если у власти есть чёткая программа работы в таких условиях и рычаги для минимизации импорта, а не его наращивания.