Маркетинговые услуги
Рынок маркетинговых услуг можно условно разделить на 3 категории:
- Маркетинговые исследования;
- Маркетинговый консалтинг;
- BTL.
Маркетинговые исследования
На данный момент по приблизительным оценкам в России существует 220 исследовательских агентств, правда не все они специализируются только на маркетинговых исследованиях. Около 30% таких фирм находятся в Москве, остальные «разбросаны» по России. Спрос на маркетинговые исследования за 2007 год вырос на 37%, что говорит о том, что всё большее число предпринимателей понимают важность маркетинговой деятельности в среде жестокой конкуренции. Проведение таких исследований позволяет:
- принимать фактически обоснованные и объективные стратегические решения;
- узнать предпочтения и потребности целевых покупателей;
- оценить перспективы товара на рынке;
- проанализировать и оценить комплекс мероприятий фирмы по продаже товаров и повысить при этом эффективность работы каналов продвижения и распространения продукции;
- определить плюсы и минусы конкурентов, а так же собственные слабые и сильные стороны (SWOT-анализ);
- выработать стратегию противостояния натиску конкурентов и т.д.
Маркетинговые агентства, специализирующиеся на исследованиях оказывают следующие услуги:
- комплексные исследования рынков товаров и услуг;
- исследования потребителей;
- исследование конкурентной среды;
- ценовые маркетинговые исследования;
- исследование системы маркетинговых коммуникационных каналов;
- исследования эффективности рекламы;
- социологические качественные и количественные исследования;
- маркетинговые исследования продукта.
Маркетинговый консалтинг
Маркетинговый консалтинг в последнее время стал одним из самых динамично развивающихся сегментов консультационных услуг, стоит только сказать, что за последние 5 лет он вырос более чем в 5 раз. На 2007 год насчитывается около 120 консалтинговых агентств по маркетингу. Наиболее популярен консалтинг по вопросам брендинга фирмы, а также по разработке стратегий и позиционирования товара на рыке. Так же подобные фирмы предлагают набор следующих услуг:
- разработка эффективной стратегии развития бизнеса компании;
- разработка и постановка перед деятельностью фирмы определённых целей для развития бизнеса;
- выбор оптимальных средств рекламного воздействия на целевых потребителей;
- подбор оптимальной структуры и системы управления службой маркетинга;
- моделирование сети маркетинговых коммуникаций;
- разработка процесса сбора и использования маркетинговой информации для принятия обоснованных решений;
- выявление причин возникновения проблем в снабжении, производстве и сбыте;
- другие консультации, относящиеся к маркетинговой деятельности компании.
BTL
Термины Above The Line (ATL – «над чертой») и Below The Line (BTL – «под чертой») появились ещё в середине ХХ века. Руководитель крупной американской компании как-то раз составлял смету расходов на рекламу и продвижение товаров. Он написал список, подвел черту, чтобы сосчитать сумму всех затрат и вспомнил, что не включил в список одно мероприятие по продвижению и дописал его под чертой. С тех пор маркетинговые мероприятия стали разделять на 2 вида. На данный момент существуют разные понимания того, что относится к маркетингу «над чертой», а что – «под чертой». Но в общем картина выглядит следующим образом:
Затраты на ATL включают в себя все расходы, связанные с размещением рекламы в классических средствах массовой информации: 1.телевидение 2.радио 3.пресса 4.наружная реклама и 5.реклама в кинотеатрах. Цены на рекламу в СМИ, относящихся к ATL, одинаковы для всех и не зависят от размеров организации.
Всё что не включено в ATL относится к BTL, правда последнее время хотят переводить некоторые элементы BTL в категорию «основных». К расходам «под чертой» принято относить: различные формы стимулирования сбыта, PR, прямой маркетинг, личные продажи, выставки, промо-акции, упаковку и т.п. Одним словом, BTL - это комплекс маркетинговых мероприятий, не включающий традиционные медиа. При помощи BTL достигаются такие цели, как увеличение объёмов продаж товаров, к тому же BTL-акции благотворно влияют на имидж бренда.
Агентства BTL предоставляют следующие услуги:
- SalesPromotion(стимулирование сбыта в торговых точках);
Существует 2 типа salespromotion:
-
-
- Trade promotion -ориентируется не на покупателя, а на всю цепочку дистрибуции (от производителя до продавца). Ее цель – стимулирование торгового персонала, повышение лояльности партнеров и т.д.
- Consumer promotion, наоборот, комплекс мер, направленных непосредственно на покупателя. Ее цель – стимулирование сбыта товара непосредственно в нужное время в нужном месте, стимулирование повторных покупок и т.д.
-
- Direct-маркетинг (установление прямых контактов с потенциальными и существующими клиентами для стимулирования пробных и повторных покупок, например, адресная рассылка, Е-mail - рассылка);
- event-маркетинг (мероприятия, направленные на продвижение торговой марки, услуг или самой организации с помощью ярких и запоминающихся событий – событийный маркетинг);
- раздача POS (Pointofsales)-материалов (рекламные материалы, которые используют в точках стимулирования продаж, которые служат для дополнительного привлечения внимания и повышения продаж товаров).