-
Маркетинг
- Маркетинг
- Новости
- Полезные статьи
- Читальный зал: интересное про маркетинг
- Основы маркетинга
- Комплекс маркетинга (маркетинг-микс)
- Понятие бренда
- Маркетинговые исследования
- Сегментирование рынка
- Позиционирование товара
- Активные продажи
- Сетевой маркетинг или MLM?
- Литература по маркетингу
- Шаблоны и другая помощь маркетологу
- Словарь по маркетингу
- Курсы маркетинга
- Маркетинговые услуги
- Cайты, посвященные маркетингу
- Форумы маркетологов
- Читальный зал: интересное про маркетинг
Уходящий год принес нам много понятийных изменений, например, в политике. Как вам словосочетание «действующий президент»? И это при том, что всегда были известны только два понятия – президент и экс-президент. А бывает и такое, оказывается…
Потребительское поведение и культура по сравнению с политикой демонстрирует завидную определенность. Проявляется она в стабильном «взрослении» потребителя, маркетинг же за ним временами слегка не поспевает.
Главная тенденция, влияющая на развитие розничного рынка – усиление маркетинга в торговых центрах. Благодаря им началось формирование новой потребительской культуры. Торговые центры органично вписываются в городскую среду, становятся своеобразными очагами социальной активности всех слоев общества. Особенно этот процесс заметен в небольших населенных пунктах, где у жителей нет альтернатив.
Надо сказать, торговые центры эту тенденцию проанализировали и сделали верный шаг по направлению к организации маркетинга торговой среды. Простая продажа квадратных метров осталась в прошлом, на первый план вышло сотрудничество сетевых магазинов и торговых центров в реализации маркетинговых программ.
Високосный год подразумевает сложности, и это ясно даже тем, кто не верит в гороскопы. Но той нервозности, которой заканчивался 2008 год, на сегодняшний день в ритейле не наблюдается. Угрозы кризиса и снижения потребительской активности не оказывают значительного влияния на ритейл. Возможно, это происходит потому, что крупные торговые сети, пережившие кризис, научились эффективно справляться с напряженностями, закладывать более широкий диапазон рисков, а также стали учитывать изменившиеся привычки потребителей.
Без сомнения, развитие науки и техники в ближайшем будущем значительно автоматизирует ритейл: появления роботов, продавцов-аватаров и торговых машин с искусственным интеллектом осталось ждать совсем недолго, а уж до глобального ценообразования и вовсе рукой подать. На ближайшее же время можно выделить 5 ключевых направлений развития потребительского поведения, которые, без сомнения, повлияют на маркетинговую политику российских торговых сетей.
1. Статус
Потребительские тренды в последние несколько лет включили в свою идентификацию понятие социального статуса. Утверждение своего статуса через покупку тех или иных товаров сегодня определяет покупательское поведение. Источники статуса стали включать в себя различные значения: репутация, полезность, эротизм. Последние тренды в этой области – так называемый «умный» шоппинг, который заключается в выборе товара по таким характеристикам, как экономия, удобство, экологичность; одним словом, ответственное потребление.
2. Слияние культур
Культура ритейла интегрировалась в городскую среду, как уже было сказано выше. Отдельные города уже сейчас приглашают покупателей в мир шопинга.
3. Изменение культуры потребления
Основная тенденция – экономия. Бессмысленные траты уходят в прошлое; главенствующий принцип потребления – лучше купить меньше, но высокого качества, чем много второсортных товаров.
4. Объединение online и offline в единую среду
Скорость обмена информацией в режиме onlineдиктует ритейлерам свои условия: потребитель желает получить в реальных магазинах те же удобства, доступность, комфорт, что и в их Интернет-аналогах. Люди переносят свои привычки и предпочтения из мобильного телефона и социальных сетей в реальный мир, требуя реализовать их желания с той же скоростью и доступностью, что и в сети Интернет. Общество настолько погружено в мир online, что торговые сети активно создают его имитацию в реальной рознице. Можно сказать, что offlineстал зеркальным отражением online, и в недалеком будущем возможно – как знать? – их полное слияние.
5. Желание шоппинг-приключений
У ритейлеров в реальном мире, в отличие от продавцов в online, есть неоспоримое преимущество – их товар можно попробовать на вкус, почувствовать, увидеть шоу в реальном времени. Современные потребители воспринимают городской шопинг как развлечение, целое мероприятие, которое обычно совмещается с другими видами активности, например, общением с друзьями и семьей. Именно поэтому шопинг сегодня перестал быть просто процессом покупки нужных вещей, а превратился в целый спектакль, разыгранный грамотными ритейлерами.
Стандарты российского ритейла все больше приближаются к международным. Для наших любителей шоппинга открываются новые возможности, что способствует развитию потребительской культуры. Главное – не утратить в процессе глобализации торговли национальный колорит, который и привлекает российских шопперов. Для этого необходимо изучать потребительское поведение и наблюдать за новейшими тенденциями и изменением спроса как в мире, так и в стране.
encanto (Надежда Череповская)