Каким источникам СМИ доверяют в России?
На какие информационные источники опираются российские покупатели, выбирая товары и услуги? В поисках ответа на этот вопрос агентство Business Rating (по заказу PR агентства Pro-Vision Communication) провело опрос, в котором на первый план были выдвинуты такие ситуации, когда респонденты выбирали товары или услуги, что всегда связано с особой требовательностью потребителей к качественной стороне информации.
Данное мероприятие проводилось во время проведения выборов в парламент, то есть в период предельной активности социума. При составлении выборки был использован квотированный принцип, в основе которого лежали следующие критерии: пол, возраст и тип населенного пункта. Участниками исследования стали 886 жителей из пятнадцати российских городов с населением от ста тысяч человек. По условиям, респондентами не могли стать граждане моложе шестнадцати лет. Комиссией рассматривались ответы только тех покупателей, которые выбирали или приобретали не менее двух видов продукции, относящейся:
1) к продовольственным товарам, напиткам, алкоголю и табачным изделиям;
2) к парфюму, косметическим и ухаживающим средствам, одежде, обуви, часам, украшениям и аксессуарам;
3) к вычислительной технике;
4) к медицинским товарам;
5) к недвижимости, автомобильному транспорту и мебели;
6) к аудио/видео и бытовой технике, телефонам и аксессуарам.
Опрос был призван определить степень доверия потребителей примерно к двадцати различным информационным источникам, в том числе к таким, как:
• СМИ (центральные и локальные);
• интернет;
• рекламная продукция;
• консультации в торговых точках;
• рекомендации знакомых и друзей.
Результаты исследования выявили падение авторитета центральных СМИ, рейтинг которых оказался самым низким в опросе и в большей части товарных категорий составил всего 30%. Оказалось, что россияне со значительно большим доверием относятся к публикациям в местной прессе. Например, при покупке автомобилей, недвижимого имущества или мебели к городским газетам и журналам обратились 53% опрашиваемых. Немного меньше потребителей – 45% предпочли локальные СМИ при выборе продовольствия, напитков, алкогольной и табачной продукции. И наконец, 36% респондентов воспользовались статьями местных журналистов, приобретая парфюмерные товары, одежду, обувь и т.д.
В некоторых категориях покупатели прислушивались к мнению участников радиопередач.
Например, для того, чтобы определиться с выбором медикаментов роль радиослушателя избрали 52% участников опроса.
Еще одним источником информации, которым активно пользовались респонденты при выборе лекарственных средств, стал Интернет. По результатам опроса, 53% участников, выбиравших медицинскую продукцию, положились на сведения различных сайтов медицинской тематики, а 52% задавали интересующие вопросы на форумах, блогах и в чатах. Столь высокий процент доверия к Интернет – ресурсам при выборе медицинских препаратов объясняется выравниванием соотношения активности у разных возрастных категорий посетителей сети. Так, более чем часть 35-54-летних респондентов совершают путешествия по Интернету ежедневно, а 50% опрошенных этого возраста пользуются web-ресурсами не менее одного раза в неделю. Еще более интенсивно осваивают Интернет-пространство молодые люди в возрасте от 16 до 34 лет. В 66% случаев решение о приобретении лекарственных препаратов принимали лица до 54 лет, которые, судя по всему, берут на себя заботу о своих престарелых родственниках.
Любопытно, что при выборе компьютеров и ноутбуков подавляющая часть опрошенных не пользовалась информацией из Интернета, зато с доверием отнеслась к уличной (53%) и транспортной (53%) рекламе и к рекомендациям продавцов-консультантов (52%), то есть к тем информационным источникам, которые во всех остальных категориях товаров не являются для покупателей авторитетными. По-видимому, такой результат явился следствием уменьшения процента специалистов по техническим аспектам IT-продуктов по отношению к общей динамично растущей массе пользователей компьютеров. Таким образом, становится все меньше таких потребителей, которые при покупке компьютера основываются на его технических параметрах.
По словам Генерального директора Агентства маркетинговых коммуникаций Pro-Vision Communications Владимира Виноградова, в России и за рубежом Интернет как автономная информационная сфера с каждым годом становится все более значимым для потребителя, в то время как традиционные источники информации постепенно утрачивают былую популярность. По прогнозам В. Виноградова, два ближайших года будут ознаменованы ростом интереса к независимым web-ресурсам, так как активизация потребительского спроса неизбежно повлечет за собой и более высокие требования покупателей к качеству предоставляемой им информации.