Виды конкуренции

Конкуренция  - соперничество нескольких производителей товаров за получение наибольшей прибыли за счет более выгодных условий сбыта и наличия спроса среди потребителей.

Рыночная конкуренция – это инструмент соперничества, место, где производители ведут борьбу за возможность продать свой товар по более выгодным условиям для получения прибыли.

Конкуренция существует:

1)      По состоянию рынка:

- свободная(совершенная);

- среди монополий(несовершенная);

- регулируемая.

2) По способам соперничества:

- ценовая (прямая и скрытая);

- неценовая.

Ценовая конкуренция сейчас на таком уровне, когда даже однородные товары продаются по разным ценам за счет 1.gifудачной маркетинговой политики предприятия. Некоторые предприятия используют снижение цены, благодаря которой данный товар становится более доступный потребителю и на него растет спрос.

К сожалению, на данный момент ценовая конкуренция уступает неценовым методам конкурентной борьбы. На современном рынке «война цен» существует до того времени, пока у предприятия не закончатся резервы для снижения цены на товар. Такая конкуренция приводит уменьшению прибыли предприятия и таким образом, ухудшению экономического положения, вследствие чего предприятие разоряется. Поэтому в настоящее время ценовая конкуренция практически не ведется в открытую, а применяется в следующих случаях:

-предприятиями-аутсайдерами, когда они не могут соперничать с монополиями неценовыми методами;

-для продвижение на рынок новых товаров;

-чтобы укрепить позиции при возникновении внезапных проблем сбыта.

При использовании скрытой ценовой конкуренции, предприятия выпускают новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цена на товар увеличивается на небольшую сумму.

- промышленная слежка;

- антиреклама товаров конкурентов;

- переманивание тех специалистов, которые владеют секретами производства;

- выпуск дешевых товаров, которые ни чем не отличаются от подлинных изделий, но которые значительно уступают по качеству и являются подделкой;

-покупка образцов изделий для их копирования.

Для того, чтобы сделать анализ конкурентов необходимо:

1. выявить слабые и сильные стороны конкурентов, а также определить возможные угрозы от них;

2. прогнозирование стратегии и деятельности конкурентов;

 3. предсказание реакции конкурентов на стратегию и действия фирмы;

4. определение влияния конкурентов на преимущества фирмы.

К нелегальным способам неценовой борьбы относятся:

Основные направления в деятельности за достижение конкурентных преимуществ предприятий:

1) Конкуренция предприятий за достижение более высоких позиций на рынках ресурсов. Это делается с целью обеспечить предприятие нужными специалистами, техникой, ресурсами для преимущества над производством конкурентов.

  Конкурентами предприятий выступают обычно производители аналогичных продуктов, которые используют при производстве такие же материалы,  ресурсы и технологию.

2) Конкуренция за место сбыта услуг или товаров на рынке;

3) Конкуренция между покупателями, которая происходит на рынках сбыта.

Чем выше спрос на определенный товар, тем выше конкуренция за него и в связи с этим, предприятие организовывает свою деятельность по сбыту и прогнозированию цен на данный товар.

На данный момент конкуренция среди продавцов немного ниже, чем конкуренция производителей. Поэтому более высокий интерес из 3 направлений является конкуренция за сбыт товаров или услуг на рынке. Остальные направления – это преимущественно конкуренция покупателей.

Поскольку в маркетинге конкуренция рассматривается в отношении спроса и потребления, то определенным этапам потребительского выбора соответствуют различные виды конкуренции.

Очень важна на любом предприятии конкурентная стратегия. Это деятельность предприятия, направленная на покупку, а также удержание предприятиями преимущества над конкурентами.

Предприятие имеет конкурентное преимущество, если ее конкурентная стратегия действует эффективно и помогает получать больше дохода, чем соперники. Существуют следующие типы подходов:

1) Стратегия конкурентов, основанием которой является рынок, преприятие управляет своими усилиями в своей части рынка.

2) Стратегия преимущественного положения, которое обусловлено низкими ценами на продукцию;

3) Стратегия разделения, которой свойственно наличие лояльности потребителей к продукции предприятия, которая осуществляется включением в продукцию специфических свойств;

4) Расширение масштаба конкуренции рынка между странами, которые способны образовать преимущества, полученные от экономии издержек производства.

Цели, которые преследуют конкурирующие предприятия, напрямую зависят от цены на товар. Цена, во-первых, обеспечивает получение достаточной прибыли, а во-вторых, помогает регулировать предприятием частей рынка.

Таким образом, можно определить следующие виды конкуренции:

1) Конкуренция между желаниями потребителей, так как они могут вложить свои средства в разные товары и услуги;

2) Конкуренция между функциями, так как есть альтернативы в удовлетворении одной и той же потребности;

3) Конкуренция между фирмами.

4) Конкуренция между товарами.