Понятие «маркетинг-микс» (Marketing Mix) появилось в терминологии еще в 1950 году благодаря Нейлу Бордену. Маркетинг-микс нередко путают с моделью «4Р», поэтому стоит помнить о том, что он содержит двенадцать элементов и четыре рыночные силы. В русском языке маркетинг-микс может также встречаться под названием «комплекс маркетинга».
На основе маркетинг-микса появились такие модели, как «4Р», «А», «С» и «D», а также модель Майкла Портера «5 сил». Последняя имеет немного иной набор «сил», и состоит из поставщиков, покупателей, конкурентов, новичков на рынке и товаров-субститутов. Ведя разговор о той или иной модели, необходимо понимать, что любая из них имеет свои ограничения. Со временем модель имеет возможность развиваться и видоизменятся. Необходимо понимать, что догмы в маркетинге и стратегии иногда опаснее, чем незнание их.
Модель «4D» маркетинга
Definition — это определение в товаре уникальных свойств и преимуществ перед конкурирующими товарами.
Differentiation — означает определение по всем основным критериям положения данного товара по отношению к конкурирующему товару. Зачастую при этом используют Карту позиционирования.
Deepening — углубленный анализ основных товарных характеристик, учитывая глубинную мотивацию потребителей данного товара.
Defense — составление необходимых методов и мероприятий с учетом конкурентной, потребительской обстановки на рынке в данный момент с целью защиты избранной стратегии позиционирования товара. Как правило, эта защита основывается на результатах рыночных исследований и непрерывном мониторинге изменений на рынке.