Глубинное интервью представляет собой не что иное, как личную беседу между интервьюером и респондентом с целью получения всех необходимых ответов на поставленные вопросы.
Особенности глубинного интервью
Чтобы получить от респондента всю необходимую информацию в мельчайших подробностях о его отношении к поставленным вопросам, исследователю необходимо провести свободную беседу на интересующие его темы.
Технология
Составление плана беседы
Исследователь перед началом интервью должен подготовить для себя план, в котором излагается этапность проведения интервью. Отличается глубинное интервью от обычного опроса только тем, что первое состоит из перечня вопросов, которые необходимо задать респонденту.
Выбор респондента и проведение глубинного интервью
После того, как план беседы был составлен, необходимо подобрать подходящего респондента и провести интервью. Обычно глубинное интервью длится от 30 минут до 2, иногда и до 3 часов. Длительность интервью напрямую зависит от сложности выбранной темы исследователя и количества задаваемых вопросов. Чтобы проведению беседы ничего не мешало, она как правило проводиться в помещении с хорошей шумоизоляцией, а обстановка не должна обращать на себя много внимания. Во избежание потери всей информации и дальнейшего изучения полученных данных, интервью необходимо записывать на аудио или на видеоаппаратуру.
Составление аналитического отчета на основе обработанных результатов интервью.
После того, как интервью было окончено, аудио- и видеозаписи обрабатываются для получения полного текста интервью. По окончании этой процедуры интервьюером составляется аналитический отчет, принимая во внимание полученные от интервью впечатления.
Выбор интервьюера
Чем выше профессионализм и качества интервьюера тем больший успех глубинного интервью. Стоит отметить, что проводить интервью должны квалифицированные специалисты. И наличие психологического образования никак не помешает. Интервьюер должен уметь хорошо контактировать с людьми, моментально реагировать на неожиданные ответы, иметь хорошую память и терпение. Категорически неприемлемо во время интервью психологически давить на респондента и спорить с ним.
Правильное применение
Глубинное интервью решает аналогичные задачи, что и фокус-группы. Как правило, это относится к:
изучению отношений потребителя к определенному товару, компании или марке;
разработке и оценке нового продукта;
проверке потребительской реакции на маркетинговую рекламу.
Вместо фокус-групп используется глубинное интервью тогда, когда:
тема обсуждения в интервью затрагивает личные темы;
интервью планируется провести между конкурирующими организациями;
тема имеет общественные нормы, а на личное мнение респондента влияет ответ группы;
невозможность собрания всех необходимых респондентов в одно для всех время и в одном и том же месте.
Плюсы
Полную информацию о поведении, мотивах респондента и их причинах, о которых не всегда удается узнать в фокус-группах, можно получить благодаря глубинному интервью. В глубинном интервью, в отличии от фокус-групп, отсутствует психологическое давление.
Минусы
Стоит отметить, что в большей степени глубинное интервью имеет сложности с поиском интервьюера, который должен быть квалифицированным специалистом и профессионалом в своем деле. И для того, чтобы получить в ходе обработки и интерпретации полученных данных безупречный результат, необходимо проводить его анализ с помощью специалистов-психологов.