Сегментирование рынка по группам продуктов
Для того, чтобы повысить уровень конкурентности, определяются сегменты рынка не только по определенным группам потребителей но и по продукту, что является основными параметрами продвижения товара на рынке. Для этого составляются функциональные карты. Это называется методом двойной сегментации.
Принцип действия этого метода заключается в следующем. Всех потенциально возможных потребителей данного товара делят условно на несколько групп с учетом различных факторов, а это, как правило, определенные свойства товара. Затем определяют, какие именно из свойств наилучшим образом характерны для каждой из групп.
Самыми главными параметрами для изучении рынка являются следующие составляющие: стоимость, каналы реализации, технические особенности. Выводы, сделанные с помощью вышеуказанного метода, собраны в матрицу, по горизонтали которой определяется значение самого фактора, а по вертикали отделы рынка по покупателям.
Размер рынка компании по каждому товару рассчитывается по следующей формуле:
где i = 1, 2, 3,...n – величина индекса определенного сегмента рынка по модели продукта, выделенного по определенном признакам,
j = 1, 2, 3..., m - индекс сегмента рынка, который выделен по географическим признакам,
dj - общее количество проданных изделий на географическом сегменте j,
bji – доля изучаемого продукта в j-м сегменте.
Сегментация рынка по продукту означает, что на при разработке нового вида продукта для каждого из них:
- принимаются во внимание все факторы потребительского спроса и вместе с этим технические параметры изучаемого изделия, которые бы соответствовали всем запросам потребителей. Другими словами, это выделение целого сегмента рынка по свойствам изделия.
- формируются группы покупателей, каждая с индивидуальными предпочтениями и пристрастиями, т.е сегментации по географическому признаку.
- все перечисленные факторы разделяются по степени важности для определенной группы покупателей, т.е. для сегментов рынка.
Все переменные величины представляют собой некую многогранную модель разделения рынка по сегментам, которые формируются по группе товаров, указанную в табл.
Таблица
Эта модель, состоящая из многих факторов, помогает выявит все слабые стороны при разработке нового товара и устранять их путем мотивации всех подразделений предприятия в увеличении доли рынка.