«3Р» - Price
«3Р» - Price (цена). Это важнейший инструмент комплекса маркетинга, оказывающий прямое влияние на прибыльность фирмы.
Чаще всего выделяют:
цену покупки — цена, по которой товар приобретается на рынке;
цену потребления — общая стоимость товара с издержками, которые возникают в процессе его эксплуатации;
ценность — возможность удовлетворения потребностей потребителей за счет использования товара. Чем большую ценность имеет товар/ услуга в сознании потребителя, тем легче он согласен приобрести его по более высокой цене.
Цена относится к одному из наиболее универсальных средств маркетинга, она влияет на объемы продаж и прибыли, определяет эластичность спроса и предложения, позволяет проводить оценку поведения конкурентов и делать выводы о тенденциях изменения рынка, оказывает влияние на поведение потребителей и многое другое.
Воздействие на участников рынка посредством цены может осуществляться через: систему ценообразования (порядок формирование цен), ценовую политику (различные методы установки цен), применение всевозможных скидок и накидок.
К наиболее распространенным ценовым стратегиям относятся:
Стратегия проникновения - ситуация, когда фирмы устанавливают не обосновано низкие цены. Применяется, как правило, для быстрого входа товара/услуги на рынок и захвата его максимальной доли.
Снятие сливок — эта политика основывается на желании покупателей иметь новый товар, пусть и по высокой цене (значительно превышающей издержки производства). Данная стратегия рассчитана на временное получение сверх высокой прибыли.
Стратегия лидерства по издержкам — занятие лидирующих позиций на рынке, за счет экономии на издержках и как следствие получение возможности предложения товара по более низким ценам. Чаще всего данную стратегию используют фирмы ориентирующиеся на широкий рынок и производящие товары/ услуги в больших количествах.
На сегодняшний день существует огромное количество ценовых стратегий и политик, активно используемых различными фирмами.