Фокус-группа – своеобразное интервью, проводимое модератором среди небольшой группы людей, являющимися типичными представителями изучаемой части населения. Интервью проводится в виде дискуссии, сценарий для которой заранее разработан модератором.
Фокус-группа обычно проводится в виде групповой дискуссии, развивающейся по составленному плану. В ходе такого обсуждения собеседники, никак не стесненные рамками интервью, могут спокойно выражать свои мысли и эмоции.
Обычно в фокус-группе участвует небольшая группа людей из 6-12 человек, которые относятся к группе людей, интересующей исследователя. У этих людей одинаковый социально-экономический статус, и все они заинтересованы в изучаемом вопросе.
В течении нескольких часов подготовленный модератор руководит дискуссией, которая проходит довольно свободно, но по конкретному плану.
Обычно фокус-группы проводят в специальном помещении с установленным, односторонним зеркалом ( из-за которого заказчик может наблюдать за ходом дискуссии, оставаясь незаметным для её участников ). Обычно ход разговора записывается на аудио или на видео пленку.
Модератор является незаменимой фигурой в фокус-группе. Это должен быть квалифицированный специалист, который должен понять отношение участников дискуссии к обсуждаемой проблеме. Он должен иметь навыки работы в группе, а также иметь базовые знания в области маркетинга и психологии.
Фокус-группы используются в разных областях. Некоторые компании организовывают такие дискуссии для того, чтобы участники обсуждения оценили новый товар, рекламу, упаковку, имидж компании. В других случаях, при отсутствии идей у предприятия, фокус-группы проводят для разработки новых товаров, услуг. Нередко такие собрания проводят для ознакомления с запросами потребителя и мотивами его поведения. Иногда такие интервью для составления анкет и текстов рекламы.
У фокус-групп есть небольшие минусы. Среди них тот факт, что группа, участвующая в дискуссии, не может отображать интересы всех потребителей.
К числу достоинств фокус-группы можно отнести возможность изучать респондентов, которые в обычной обстановке не поддаются изучению. Также фокус-группа даёт максимальную возможность для генерации новых и креативных идей. Ещё один плюс таких собрании состоит в том, что заказчик может свободно принимать участие в исследовании.